Сила шаббата

Блог Рава Берга

Читая недельную главу Ваекхель, мы замечаем очень странную вещь – Библия снова обсуждает строительство Ковчега, практически повторяя слово в слово то, что было написано в главе Трума две недели назад.

Ранее уже поднимался вопрос – почему мы обсуждаем Ковчег, если его нет и никогда больше не будет? Ведь его заменил Иерусалимский Храм.

Зоар, перебирая слова Библии в поисках нужного смысла, говорит, что существует большое различие между сбором денег на строительство Ковчега в главе Трума и новым заветом собрать деньги на Ковчег в главе Ваекхель. Бегло прочитав этот отрывок, вряд ли многие из нас смогут найти эту разницу, но Зоар очень четко указывает на различия между словами в этих главах.

Зоар объясняет это так – между главой Трума и сбором денег для Ковчега в главе Ваекхель мы узнаем о событии с Золотым Тельцом. Как мы знаем, это действие было спровоцировано людьми «эрев рав», теми, кому было суждено помешать убрать хаос из этого мира. В этом и была проблема первого сбора денег в главе Трума – сам факт того, что эти негативные люди, «эрев рав», участвовали в сборе средств. Как объясняет нам Зоар, наш разум – место, где живет наше сознание – имеет власть над физическим. Если бы люди «эрев рав» вложили свои средства, они бы также вложили часть своего негативного сознания, тем самым лишив Ковчег силы.

В этой главе Зоар ясно показывает – деньги на строительство Ковчега собирались заново только для того, чтобы исключить людей «эрев рав» из этого процесса; им не разрешается делать вклад, и их негативное сознание не участвует в создании того, чему суждено было освободить мир от хаоса. Ковчег с первой частью скрижалей, которые Моисей спустил с горы Синай, были бы абсолютно бесполезны, они бы не смогли убрать хаос. В главе Ваекхель «эрев рав» не участвуют в процессе второго сбора средств, и это позволяет построить чистый, настоящий Святой Ковчег.

В начале этой главы, в Исходе 35:1-2, Библия вдруг упоминает заповедь про Шаббат. Моисей созвал весь народ Израиля и сказал им: «Вот что Бог повелел: «Шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота (Шаббат) покоя Господу…».

Какое отношение этот отрывок имеет к остальной части главы Ваекхель? В главе Трума этот отрывок про Шаббат точно не упоминается, и к строительству Ковчега эти два стиха, на первый взгляд, также не имеют отношения.

Но Ваекхель – очень большая глава, где теме Шаббата и секретам Библии посвящены 160 страниц. Структура и создание Ковчега обсуждается только в самом начале, где Зоар расшифровывает мысль о негативном сознании, которое могло помешать Ковчегу выполнить свою роль – устранить хаос.

Зоар говорит, что сегодня у нас на самом деле есть то, что напоминает Ковчег, и возможно даже является Ковчегом. Это Арка со Свитками Торы, которая есть в Каббала Центрах и синагогах по всему миру.

Что хочет Зоар сказать с помощью этой идеи? Что без силы Шаббата даже Святой Храм не может устранить хаос из мира. Без чтения Библии в Шаббат невозможно достигнуть освобождения физического мира от хаоса.

Зоар говорит, что два стиха, относящиеся к Шаббату, были включены в этот отрывок для того, чтобы показать нам, как использовать технологию Шаббата. Во время Шаббат происходит создание некой атмосферы, измерения, в котором хаос не может существовать. Это та энергия, которую Бог создал в этот день – она может на нас влиять, и мы можем ее включать в свою жизнь.

Чат в WhatsApp