Уверена, вы все видели эти эмодзи – трёх маленьких обезьянок, закрывающих уши, глаза и рот. А задумывались ли вы, откуда они появились и что обозначают?
Происхождение этих рисунков достаточно туманно. Они впервые появились в Японии на стенах синтоистских храмов, но возможно, также имеют буддистские или индуистские корни. И хотя сегодня мы так обозначаем тех, кто закрывает глаза на плохие поступки, на самом деле суть этих жестов – не видеть зла, не говорить зла, не слышать зла (иногда к ним присоединяется четвертая обезьянка со скрещенными руками – не делать зла).
Глава этой недели называется Шофтим, что в переводе означает «судьи». В Торе написано об устройстве системы суда. Говоря об этой главе, Рав часто повторял, что существуют врата, через которые проходит душа, покидая этот мир. Около каждых врат стоит стражник, и он либо пропускает душу, либо нет. Эти врата соответствуют физическим вратам нашего тела (глаза, рот, нос и т. д), сквозь которые мы ощущаем реальность.
Вы замечали, что если не любите кого-то, то всё, что он делает, даже самое хорошее, кажется неправильным? Каждому из нас это знакомо. Причина в том, что мы не воспринимаем мир таким, какой он есть. Да, наши глаза видят, а уши слышат, но всё это фильтрует разум. Так, неприятного нам человека мы видим через внешнюю линзу, которая всё искажает.
Истинная объективность не присуща никому. В той или иной степени наше восприятие искажено. Его формирует окружение, в котором мы выросли, общество, религия, культура, система ценностей и многое другое. В Библии говорится, когда мы покинем этот мир, нас будут судить не только по поступкам, но и по восприятию, или тому, как мы видим реальность. И что же теперь делать?
Духовная сознательность – это жизнь, когда мы замечаем то, что проходит сквозь наши глаза, уши и рот. Нам подарена возможность выбирать, что видеть в других – хорошее или плохое. Стоит осознанно говорить о людях только добрые слова и избегать сплетен. И даже если кто-то совсем нам не по душе, в нём всегда можно найти хотя бы одну хорошую черту и сконцентрироваться на ней, осознавая, что через это усилие мы получаем благословение.
Контролировать свои врата – вовсе не значит встречаться с неприятными людьми, отказываться от здравого смысла и разума. Просто перед тем, как что-то сказать, стоит подумать. А перед тем, как отреагировать на ситуацию, рассмотреть другую точку зрения.
Очень легко найти в человеке изъян, кстати, часто это говорит о нашей собственной неуверенности. Но то, что на иврите называется «айн тов» (хороший глаз) – это взгляд на мир с добротой и пониманием, что искра Творца есть в каждом Божьем создании. Это может показаться несущественным и нелогичным, но когда мы видим Свет в других, наш собственный Свет начинает сиять ярче всему миру!