Иофор дает совет Моисею, лидеру и соответственно судье народа Израиль. Он заметил, что все, у кого есть вопросы, приходят к Моисею и предложил, чтобы Моисей назначил высшие и низшие суды, очень похожие на те, которые у нас есть сегодня.
Библия говорит, что Моисей послушал Иофора и сделал все, что он сказал. Почему эта глава об Итро (Иофоре), тесте Моисея, предшествует получению Десяти Высказываний, и как это связано?
Зоар, который содержит множество уровней понимания, дает объемное объяснение, относящееся к тому, о чем говорится здесь и постоянно напоминает нам, что если мы читаем библейские истории и считаем, что идея состоит в том, что представляется на буквальном уровне, то мы полностью теряем смысл. Зоар продолжает говорить, что когда Итро обсуждал это с Моисеем, это не был разговор по поводу того, что Моисей устал работать целыми днями. Наоборот, это касалось того, что раскрывалось через два слова, произнесенных Итро: «ве атах техезе» («и ты увидишь»), имея в виду «ты выбираешь людей, которые боятся Бога». Но как нам сделать это, как нам узнать этих людей? Когда мы видим кого-либо красивого или привлекательного, мы думаем, что он должен быть замечательным, а если человек некрасивый, то, наверное, он глупый. Если человек бедный, то он глупый, если человек богатый, то он умный. Библия не говорит выбирать честных людей самому.
Как нам заранее узнать, кто возьмет взятку, кто будет покрывать своих пособников? В Зоаре есть 60 страниц, достойных обсуждения, по поводу этих двух слов.
Итро, конечно же, был высокой душой, и он мог дать Моисею совет. Как такое могло быть? Он не был израильтянином, а был когда-то советником фараона и ничего хорошего об израильтянах не говорил. Что касается этой главы, то Зоар исходит из фразы книги Исход 18:21 «и ты увидишь» и включает в себя всеобъемлющий анализ, как нам узнавать людей по чертам их лиц, цвету глаз, по тому, как растут их волосы, форме ушей, форме рта, лба и другим признакам. Говоря в общем, линии на ладони, форма ушей, волосы, глаза, нос, губы говорят и рассказывают о каждом из нас.
Если бы могли прочитать кого угодно, сколько было бы воровства, как мы могли бы спрятать наши внутренние чувства? Нам не нужно работать со своим партнером 20 лет, чтобы потом обнаружить, что он вор, или жениться на женщине, а через десятилетия понять, что она была не самой подходящей парой. Мы все рано или поздно сталкиваемся с неправильным суждением или несоответствиями, но Зоар дает нам информацию, полученную от Итро, о том, как действовать через наблюдения и понимание, сложности, которые возникают в нашей жизни. Когда мы смотрим за поверхность, с этой главой Зоара мы получаем знания и методы, благодаря которым мы можем узнавать людей. За этими методами и знаниями есть энергия. Это не просто вопрос знания, рассматривания каких-то линий. Эти линии говорят с нами.
Зоар говорит, что любое общение демонстрирует внешность человека и указывает на его внутренние качества. Весь этот разговор о том, что мы действительно можем видеть, мы можем сразу же сказать. Нам не нужно проходить через все проблемы, через которые мы сами и мир в целом проходим. Существует система, и эта система в Зоаре.
Это все прелюдия к истории о событии с Десятью Высказываниями на горе Синай. Это все касается бессмертия, удаления причины, которая создает хаос в теле человека, окружающей среде, везде. Зоар объясняет, что Итро, дающий совет Моисею по поводу судебной системы, должен быть упомянут, т.к. он приводит к Десяти Высказываниям на горе Синай. Но все-таки как Итро связан с Десятью Высказываниями, которые так важны для людей, даже важнее, чем Исход из Египта? Мы можем неосознанно воспринять это знание. Хотя мы можем не знать почему, но нам может быть приятнее с одним человеком, чем с другим. Этот разговор Моисея с тестем – не то, в чем он действительно нуждался, все намного глубже. Благодаря Библии и Зоару мы получаем возможность читать людей, действительно видеть людей вокруг нас и снять все покровы, которые нас ослепляют.
Мы все пытаемся улучшить свою жизнь. Означает ли это, что каждый двигается вперед и делает все, что возможно, чтобы ее улучшить? Это не наша работа. Функция Каббала Центра за последние 80 с лишним лет состоит в том, чтобы дать информацию о том, как улучшить вашу жизнь, а вы можете делать с ней, что захотите.
Рав Берг - 14 января 2014
Зарегистрироваться на трапезы можно здесь.