Ваякхель-Пекудей 2021: Направляя свое время к Древу Жизни
Лекция - сознание Шаббата Ваякхель-Пекудей, 2021 год.
Этот Шаббат – один из четырёх самых важных Шаббатов, в которые есть особые чтения. В этот Шаббат мы читаем «Парашат аХодеш». Это было первое благословение, полученное Моисеем для народа Исраэль. И получено оно было перед выходом из Египта. Внутри этого инструмента заложена сама возможность выхода из Египта, выхода из любой тьмы.
Большинство из нас знает, что Тора начинается со слов «Берешит бара Элоким…», с начала творения мира. Каббалисты же полагают, что лучше было бы начать Тору с Парашат аХодеш, в этом чтении есть нечто, что должно быть основой для всей Торы.
Творец говорит Моисею, что нужно передать израильтянам, что наступающий месяц Нисан будет ими (лахэм) контролироваться. Это означает, что как только кто-либо из израильтян заметит зарождающийся серп новолуния, он должен идти в синедрион и заявить о том, что видел зарождающуюся Луну. И с этого момента отсчитывались дни и назначались праздники. Это буквальное понимание.
Теперь мы можем начать понимать секрет. Последнее время мы много говорили о концепции времени. Время – это энергия. Время течёт. Это энергия, в рамках которой мы живём. Это как будто вы окружены туннелем. Как только наш мир был создан, одним из иллюзорных правил этого мира, одной из контролирующих энергий стало время. И время течёт. И мы с вами, и все поколения до нас, и все поколения до Гмар Тикун будут жить в энергии времени.
Во время поколения Ноя энергия времени была негативной, и поэтому было столько смертей и разрушений. Время было смертельное и разрушающее. И люди ничего с этим поделать не могли. Получается, что жизнь зависит от общей неопределённости сознания мира, от того, что происходит вокруг. И если вы не можете контролировать время, вы не можете контролировать вашу жизнь.
И вот Творец говорит Моисею, что сейчас всё может измениться. Если раньше вы жили в энергии времени, которое являлось туннелем, в котором каждый из вас плыл по жизни, контролируемый внешними силами, то сейчас Я дарю вам контроль над временем. Время, будет ли оно позитивным или негативным, будет зависеть от вас. С самого начала творения Творец ждал, когда достаточное количество людей возьмёт на себя контроль над временем. Творец не хочет контролировать время, Он хочет, чтобы время контролировалось человечеством. Вот о чём этот Шаббат. И теперь мы можем понять первые слова главы этой недели.
Моисей собирает всех израильтян и говорит: «Вот слова, которые Господь велел исполнять…». Это самое главное, что Творец хочет вам передать. «Шесть дней…», вот что вы сделаете сейчас, «зэ адавар», у вас будет контроль над временем. Это самое возвышенное состояние. Вы можете проснуться утром и сказать: «Энергия времени этого дня будет позитивной!». И так и будет! Это дар этого Шаббата – понимание возможности контролировать время. В этом смысл существования мира – прийти в то состояние, где мы можем контролировать время. Гмар Тикун – это когда достаточное количество людей начнёт контролировать время.
На самом базовом уровне мы должны принять эту концепцию, тогда вы сможете совершить следующий шаг. Если вы принимаете тот факт, что Творец создал вас, чтобы вы контролировали время, тогда вы, просыпаясь утром, будете думать, что сделаете так, чтобы вы контролировали сознание этого дня, сделали энергию времени этого дня позитивной, а потом вы начнёте проживать эту позитивную энергию.
Итак, первое, что вам нужно сделать, это – принять. Поэтому первые слова нашей связи – «микадеш исраэль вэазманим», что означает, что Творец дал нам силу освятить, поднять на другой уровень, дать силу и Свет каждому дню. Это и есть наша работа! Отсюда всё и проистекает! И тогда все наши дни будут протекать наполненными добром и Светом.
Мидраш говорит, что израильтяне выразили сомнение. Может быть, и кто-то из вас сомневается в возможности создавать время. В Мидраше сказано, что когда во время строительства переносного Храма священная вещь случайно попадала в какой-либо сосуд, то этот сосуд становился священным. И израильтяне, достигшие в то время такого высокого уровня сознания, могли контролировать время. И вы должны знать, что и у вас есть эта возможность, Творец даёт нам её в этот Шаббат. В этот Шаббат мы можем получить от Творца дар контроля над временем.
В Торе, когда описывается процесс творения, сказано, что Творец хотел создать «фруктовые деревья», у которых и плоды, и ветви, и ствол будут одинакового вкуса. Но деревья воспротивились, и теперь только плоды вкусные и съедобные, а кора плодовых деревьев – нет. Секрет этой истории в том, что в жизни есть процесс и есть цель. Мы работаем всю неделю, не наслаждаясь работой, для того чтобы в конце недели получить сладость – зарплату. Процесс не приятен, но в конце приносит определённый плод. Мы много делаем вещей, которые не хотим делать, горьких на вкус, но в конце концов получаем сладкий плод. Но жизнь не должна быть такой, жизнь должна быть «фруктовым деревом», когда каждая часть процесса должна быть столь же сладкой, как и сама цель.
И вот вам два пути как жить. Один из них – как живёт большинство людей – мучительный процесс, скучный, безвкусный. Но мы знаем, для чего это делаем, так как в конце будут плоды, благословения. Но на самом деле нам предназначена была совсем другая жизнь, где сам процесс так же сладок, как и конечная цель, как «фруктовое дерево», задуманное Творцом. Как же дойти до такого уровня?
«Зман», «время» на иврите. «Зман» происходит от слова «лезамен», «призвать кого-то, привести». Маймонид поставил очень важный философский и этический вопрос: «В Торе мы находим, что если вы будете слушать и идти по духовному пути, который Творец создал для вас, то получите это и то благословение, все благословения, о которых говорит Тора – шефа, шалом, Мальхут, контроль и успех в вашей работе». Тора никогда не говорит о том, в чём смысл нашей жизни. Мы знаем, что истинная цель нашей жизни – соединиться со Светом Творца, а также нести добро, Свет. Это духовная цель. Причина, по которой мы здесь находимся, - возвысить нашу душу. Но, говорит Маймонид, в Торе ни разу не указывается, что если вы будете делать духовную работу, у вас будет связь со Светом Творца, что вы почувствуете отблеск двекут, где мы полностью соединяемся со Светом Творца. Почему же тогда в Торе сказано, что если вы будете слушать Меня, у вас будет дождь, изобилие, дети? Это потрясающие благословения, но это материальные благословения, и, кажется, они не имеют никакого отношения к конечной цели.
Каббалисты объясняют, что духовный путь называется «дэрэх Эц Хаим». Истинная цель духовной работы – подняться на такой уровень сознания, когда весь мой эгоизм, всё моё желание получать только для себя отойдёт в сторону, моя душа раскроет свою истинную сущность чистоты, и я объединюсь со Светом Творца (Рав Ашлаг называет это «двекут»). Когда достаточное количество людей поднимется на этот уровень, тогда страдания, боль и смерть исчезнут из мира. Гмар Тикун не возникнет тогда, когда у всех будет изобилие, дети, долгие жизни и все физические благословения. Есть духовная цель, не материальная, – это двекут, объединение со Светом Творца. Это называется «дэрэх Эц Хаим», «Путь в Древу Жизни».
Мы говорили, что слово «время» на иврите образовано от слова «приглашать». Когда ваше время направлено в сторону Древа Жизни, вы должны каждое утро, проснувшись, говорить себе, что сегодня вы идёте к Древу Жизни, к двекут, к объединению со Светом Творца. Если вы «приглашаете» своё время, вы становитесь «мазмир», вы притягиваете искры Эц Хаим. И тогда ваш «таам аэц» становится «таам апри», ваш путь становится таким же сладким, как и конечный плод. И тогда у вас будет изобилие, дети, долгая жизнь, но это не цель. Это всего лишь то, что вы будете проживать на своём пути, если ваш путь направлен к Древу Жизни.
Если единственная цель жизни человека – благосостояние, дети, долгая жизнь, тогда его время не направлено в сторону Древа Жизни, и тогда ему гораздо сложнее получить физические благословения. Поэтому единственный путь «пригласить» мой время быть наполненным – это направить своё время в сторону Древа Жизни. Тогда искры этого Древа Жизни начинают падать на вашем пути, они как следствие проявятся в вашей жизни, создавая физические благословения. Тогда «таам аэц» становится для вас «таам апри», путь становится вкусом Древа, конца. Вот как вы можете по-настоящему контролировать время на вашем пути. Сначала вы правильно направляете своё время, а потом оно уже наполнено благословениями пути Древа Жизни.
Какое количество времени мы являемся «мазмир», приглашаем и направляем наше время в сторону Древа Жизни, такой процент физических благословений на нашем пути и проявится. Если мы забудем истинную цель нашего существования, то мы не сможем реализовать и побочные продукты этой цели, такие как физические благословения.
Каждый день, будь то Шаббат или Рош Ходеш, у нас есть сила создавать время, и Творец ждёт, что я создам своё время и оно станет позитивным. А для того, чтобы наше время было мощным, наполненным побочными продуктами нашего духовного пути, которые являются нашими физическими благословениями, оно должно быть направлено к Эц Хаим, Древу Жизни.
На этом Шаббате задайтесь вопросом: как часто я пытаюсь прояснить, куда я двигаюсь? Куда ведёт меня моё время? Если у нас нет чёткого понимания цели, то наш путь не будет устлан искрами Древа Жизни, физическими благословениями. Единственное, что вас должно волновать – чтобы ваше время было направлено к Древу Жизни, на трансформацию вашего эго, желания получать для самого себя ради объединения со Светом Творца.