Ваякхель 2016: Наша история в книге Адама
Лекция - сознание Шаббата Ваякхель, 2016 год.
Рав Берг часто говорил о важности свитка Торы, написанного каббалистическим методом. И то место, где мы собираемся, называется «малым Мишканом», «малым Храмом». Это место отличается от того, что было на той неделе и что будет на следующей. Мы создаём это пространство связи своим сознанием, и каждый имеет к этому отношение. Наше собрание имеет настолько высокий уровень, насколько высоко находится уровень сознания человека с самым низким уровнем сознания в этой комнате. Поэтому важно не приходить на Шаббат с теми же мыслями, с которыми приходили на предыдущий. Для того чтобы пробудить понимание имеющихся возможностей, необходимо понять, что эта возможность является творением всех нас вместе. Важен баланс осознания желания. Чем больше желания, ясности и единства, тем величественней будет этот Храм, который привлечёт Свет.
В главе Ваякхель Зоара говорится, что мы должны себя подготовить к чтению Торы, с трепетом и благодарностью тому, что вот-вот откроется. Сосредоточить своё сердце, своё желание на том, что вот-вот будет раскрыто. Зоар говорит нам, что наше сознание должно быть таким, наш уровень благоговения и трепета, наши ощущения должны быть такими, какие испытывали израильтяне у горы Синай. Тогда вы сможете получить Бесконечный Свет Шаббата. Раби Шимон говорит, что вы настраиваете свои уши и даже не имеете права говорить, и, если бы вы понимали, что происходит, что раскрывается, вы не могли бы даже открыть рта.
Когда достают Тору, «врата милосердия высших миров широко открыты», - написано в Зоаре. Истинная связь с чтением Торы соединяет нас с безграничным Источником Света Творца, который называется «Светом Милосердия».
В Зоаре сказано, что во время чтения соединяются все коды, слова и буквы, и создаются каналы, по которым Свет начинает светить на всех нас и на весь мир в целом. Этого удостаивается тот, кто делает связь как следует. Раби Шимон часто использует слова «как следует». Мы думаем, что, приходя на Шаббат, мы все получаем Свет одинаково. Но врата милосердия раскрываются лишь тогда, когда человек делает связь «как следует», с благоговением и трепетом, с благодарностью, с огромным желанием Света Творца.
В недельной главе Торы говорится о деталях Мишкана, переносного Храма. Творец говорит Моисею: «Рээ!», «Обрати внимание!» и обращает его внимание на того, кто будет «архитектором» Храма. Рамбан говорит, что израильтяне, которые воздвигали Мишкан, сотни лет изготавливали кирпичи из глины, и они были рабами. Никто из них не был ни ювелиром, ни кузнецом, ни столяром. Творец говорит Моисею: обрати внимание, никто из них не умеет работать с золотом и серебром, более того, никто из них не видел это сделанным. Здесь произойдёт настоящее чудо: ты найдёшь среди тех, кто никогда не работал с драгоценными металлами и деревом, того, кто сможет это сделать на самом высоком уровне.
В Мидраше говорится, что, когда Моисей сорок дней находился в высших мирах, Творец показал ему в потенциальной форме весь Храм, который должен был построен. Моисей говорит: «Где же я найду такого архитектора, ювелира, столяра, который сможет это сделать?». И Творец отвечает: «Я помогу тебе найти такого эксперта». Но Творец не указывает Моисею на Бецалеля. Он делает совершенно другое, и это важно для нашего понимания.
Творец показывает Моисею самую важную Книгу, ту, что Он дал Адаму, первому человеку. И Творец раскрывает Моисею эту Книгу. Надо понимать, что это не было книгой в физическом понимании, это было состояние сознания, в котором Моисей смог увидеть всех, кто когда-либо жил и когда-либо будет жить на Земле. Творец показал Моисею все поколения от начала Творения мира до конца времён. И Творец сказал: «Я подготовил каждого человека, от вождя до последнего пастуха, также и Бецалеля, Я подготовил его для этой работы с самого момента Творения». История Бецалеля очень захватывающая! Именно поэтому Творец говорит Моисею и израильтянам: «Рээ!». Творец хотел, чтобы они осознали самих себя.
Каждый из нас пытается найти свой путь, пробует то и это. Но если вы сегодня сможете сконцентрироваться и по-настоящему подключиться во время чтения Торы, то обретёте эту поддержку. Прежде, чем вы пришли в этот мир, ваша идеальная история, ваша идеальная жизнь в той форме, в которой она должна была быть прожита, уже была создана для вас! Вам не нужно пытаться, пробовать найти свой путь. Вы должны жить в ясности, что вся ваша история, всё, чем вы должны заниматься, уже подготовлено для вас. Все мы записаны в Книге Адама. История Бецалеля описана также, как и история каждого из нас. Важа жизнь – не борьба за то, чтобы найти, ваша жизнь уже подготовлена.
Но как узнать, следуем ли мы предначертанному пути? В Талмуде сказано, что если человек следует своему пути, то перед его именем стоит слово «БеШем», а если нет, то «БеШем» идёт после его имени. Как убедиться, что ты притягиваешь свою историю?
Вначале – осознание. Нужно осознать, что история вашей жизни уже существует в её идеальном состоянии. И она находится в той самой Книге. И всё, что нужно делать – связаться с этой историей, а не хотеть придумывать свою собственную историю. Если у вас есть истинное желание жить в соответствии с написанной для вас историей, вы будете жить по ней, Творец будет вас направлять, покажет вам путь и поддержит вас. Но если другие вещи покажутся вам более важными, тогда вы будете составлять свой путь самостоятельно.
Итак, первое – это осознание, что история вашей жизни подготовлена Творцом за тысячи лет до вашего рождения. Второе – у вас должно быть желание жить в соответствии с этой подготовленной специально для вас историей. И тогда вы получите поддержку и всё необходимое, чтобы жить такой жизнью.
Рамбан говорит о ещё одной очень важной вещи, которая завершает это понимание. Бецалель никогда не ходил в школу! Откуда же к нему пришли все эти знания, все эти способности, которых у него не было? Тора говорит: «Его сердце было пробуждено». Бецалель знал, что его история уже написана. Более всего он желал жить той жизнью, которую Творец написал для него. И третье – он знал, что у него нет ни знаний, ни сил сделать то, что Творец приготовил для него. Как же решить эту проблему? – Пробудить сердце! Если у вас есть страстное желание выполнить всё, задуманное для вас Творцом, но вы не обладаете ни необходимыми знаниями, ни физическими возможностями, то сила вашего желания привлечёт Свет, и Творец прольёт на вас все необходимые знания, силу и мощь, которые находятся за гранью возможного. Потому что то, что мы должны сделать, мы сделать не можем. Но если вы знаете, что история вашей жизни существует, и ваше единственное желание – это побуждение сердца, то вы говорите: я не хочу искать пути попроще, я не стремлюсь к комфорту, самое сильное моё желание – достичь того, ради чего Творец поместил историю моей души в этом воплощении в Книгу Адама. И так как у Бецалеля это желание было сильнее всего, он получил всё то, чего иметь не мог: навык работы по дереву, знания ювелирного дела и, что ещё важнее, - сознание, которое должно было вложено в каждую из частей Храма.
Каждому из нас необходимо в жизни совершить то, к чему у нас нет ни сил, ни способностей.
Итак: три вещи. Первое: знать, что есть жизнь, подготовленная для нас. Второе: пробуждать желание жить этой жизнью, которая была для меня подготовлена. И тогда я пробуждаю желание моего сердца. Я не хочу лёгкой или комфортной жизни. Самое важное – проявить то, ради чего моя душа пришла в этот мир, жить той историей, которую Творец создал для моей души в этой инкарнации ещё до того, как мир был сотворён. И я знаю, что для достижения этой цели у меня нет ни сил, ни мощи, ни знаний. Но благодаря пробуждению сердца Творец осветит меня всеми необходимыми знаниями, всей необходимой поддержкой и покажет мне путь. Вот для чего мы находимся в этом мире.
Вот почему этот Шаббат настолько мощный.