Праздник радости, веселья и свободы!
Праздник Пурим уникален по многим аспектам. Это очень важный день для всей нашей дальнейшей жизни. Сегодня давайте сосредоточимся на цдаке, благотворительности.
Пурим – единственный день в году, когда человек без цдаки, без дарования не может подключиться к Свету этого дня.
В этот день была великая тьма, потенциально угрожавшая уничтожением, и был великий Свет. Ари (Раби Ицхак Лурия) говорит, что во времена Мордехая и Эстер Свет находился в состоянии «дор мита», сна (арамейск.)
Мы знаем, что Свет Творца не может проявиться в нашем мире иначе как через наши действия. Причина того, что во время Пурима существовал потенциал для громадного разрушения и смерти, и единственная причина, по которой сегодня в нашем мире есть смерть и разрушения, заключается в том, что то, что называется Сутью, Источником Света Творца находится в состоянии сна, «дор мита». Он спит, потому что мы, человечество, делаем недостаточно чтобы пробудить Свет Творца в этом мире. Вот где начинается понимание того, почему существует тьма. Свет – в «дор мита», и только мы можем пробудить Его от сна, и Он устранит из мира боль и страдания.
Ари пишет, что для того, чтобы вызвать это великое раскрытие Света в этом мире, нам нужно пробудить Его из состояния сна на путь пробуждения. Это означает, что, когда Свет Творца пробуждается, не может существовать никакой тьмы, никакой боли, никакой смерти, никакой войны. Вот почему в этот день мы должны пробудить действие цдаки.
Пробудить Свет Творца, в каббалистической терминологии – Зеир Анпин, мы можем с помощью цдаки. Свет цдаки подпитывает Свет Творца и помогает ему приходить в наш мир и устранять тьму, боль, страдания и смерть. Наше сознание в Пурим должно быть таким: я даю цдаку, и само это действие пробуждает Свет Творца от сна, который вызван нами же. Потому что единственное условие для Света Творца раскрываться в нашем мире – это наши действия. Каждый акт цдаки, совершённый в Пурим, устраняет больше тьмы, боли и страданий из нашего мира. Это первое осмысление, первый секрет.
Второй взят из Тикуней аЗоар. В Зоаре сказано, что Шхина, женский аспект Света Творца, была названа получателем, коим, конечно, является каждый из нас и все мы коллективно. Во времена тьмы, в галут, в изгнании, Шхина является бедной. Бедной в отношении количества Света. И помочь ей наполниться может цадик, праведник. Праведник – тот, кто пробуждает благословения в этом мире, это тот, кто даёт цдаку, кто раздаёт милостыню. Как сказано в Зоаре, каждый человек, дающий цдаку, этим действием вызывает поток Света Творца из того, что называется «Эден» или «Источник». И этот поток засевает «сад» семенами, то есть приносит Свет, чтобы удалить боль, страдания и смерть. Сила цдаки в том, что пробуждение потока Света Творца удаляет из нашего мира то, что называется «бедностью». Бедность во всех её проявлениях – бедность сознанием, материальная бедность, бедность войной, бедность тьмой. И этой силой сегодня мы все обладаем! Сегодня у нас есть сила нашими действиями, давая цдаку, пробудить от «дор миты» Свет Творца, чтобы он изливался из Источника в наш мир и поступал ко всем, кто нуждается.
Поэтому каббалисты учат, что нет более мощного дня для совершения цдаки, чем Пурим.
У Ари есть такое выражение: «Любому, кто протягивает руку, Ты воздаёшь». Одно из пониманий – в Пурим вы должны воздать любому, кто протягивает вам руку. Но сегодня мы можем понять это выражение совершенно по-другому: каждому, кто протягивает свою руку, чтобы дать, Творец воздаёт в изобилии, безгранично. Каждый, кто совершает в Пурим акт цдаки, каждый, кто протягивает свою руку чтобы отдавать, пробуждает из высших миров поток изобилия, благословений и чудес.
Многие их нас совершают действия. Но как учил Рав, чтобы эти действия принесли великий Свет и благословения, они должны совершаться с правильным сознанием. Дай Бог, что те учения от Ари и Зоара, с которыми мы познакомились сегодня, дадут нам не только побуждение к действию, но и осознание, что цдака, которую мы даём в Пурим, пробуждает Свет Творца от «дор мита» и вызывает поток Света, который удаляет боль, страдания, смерть и войну из нашего мира. Пусть у нас будет заслуга, чтобы совершаемая нами цдака с этим сознанием имела эффект не только в настоящий момент, но стала потоком, устраняющим боль, страдания и смерть и раскрывающим Свет Искупления, Гмар Тикун.