Майкл Берг - учитель и духовный лидер. С помощью своих лекций, книг и блога Майкл стремится вдохновить студентов развивать личную связь со светом Творца. В конечном счете, цель его работы состоит в том, чтобы научить людей трансформироваться и достигать истинного и постоянного наполнения.
В Теилим сказано, что есть один день, который отличается от всех остальных дней в году. Мидраш говорит, что этот день - Йом Кипур, на него не действуют правила, которые действуют на все остальные дни. На этот день не влияют ограничения этого мира.
Сказано, что если в девятый день вы ели в два раза больше чем обычно, а потом постились в десятый день, то считается, что вы постились два дня подряд.
Есть ещё одно обстоятельство, которое отличает Йом Кипур: считается, что человек, который соблюдает пост, достигает высочайшего духовного состояния, какое было доступно только первосвященнику, когда он в этот день входил в Святая святых.
В Торе говорится, что ни одному человеку не разрешается входить в Святая святых. Каббалисты объясняют, что первосвященник в этот день достигал такого высокого состояния, что уже не был частью этого мира.
Этот день полностью отключён от физического мира. Этот день - над временем, пространством и движением.
На курсе Основы Каббалы мы узнаём, что Свет ведёт себя с нами так же, как мы ведём себя с другими. Таков закон этого мира.
Рамхаль говорит, что этот принцип не абсолютен. Когда положительные поступки ведут к положительным последствиям, а негативные - к негативным, - это касается только материального мира. Этот закон действует не всегда. Рамхаль говорит, что бывают времена, когда этот закон не действует, когда становится доступной абсолютно другая реальность. И это происходит только в один день в году. И мы можем это пробудить.
Благо, Свет могут прийти в этот мир просто потому, что есть желание. Давайте попробуем это понять. Мы знаем, что мир, в котором мы живём – иллюзия. Это мир, ограниченный временем, пространством и движением. Ограниченный болью, страданием и смертью. Каббалисты учат, что вместе с этим миром существует и другой мир, не ограниченный временем, пространством и движением. Это мир, в котором все мы уже достигли совершенства. Мы не ощущаем эту реальность из-за того, что существуем в рамках времени. Но она существует! Продвигаясь во времени, пространстве и движении через связи причин и следствий, мы все придём к этой реальности, где существует только благо. И эта реальность, неподвластная времени, существует и сегодня. Каждый из нас уже существует в возвышенном состоянии в реальности, где нет боли, страдания и смерти. Работа, которую мы здесь делаем, призвана привести нас к состоянию, которое уже существует. Есть определённые моменты, когда мы можем прикоснуться к этой реальности. Есть моменты, когда эта реальность может открыться нам.
Каббалисты говорят, что единственный день в году, когда мы можем соединиться с совершенной версией самих себя в совершенной реальности, где нет боли, страданий и смерти – это день Йом Кипур. Это день, когда мы не ограничены тем, кто мы есть сегодня. Мы можем подняться и стать теми, кем станем после Окончательного Исправления, Гмар Тикун.
Все инструменты: молитвы, чтение Торы, медитации, пост – призваны для того, чтобы мы соединились с тем, кем станем после Гмар Тикун. Мы не едим, потому что хотим подняться над тем, кем являемся в этом мире. Всё, в чём мы себя ограничиваем, является не ограничениями, а способом освобождения от того, кем мы являемся сегодня и способом подключения к тому, кем мы на самом деле являемся, к совершенной версии себя.
Второй подарок этого дня раскрывается в Зоаре в главе Эмор.
Во время связей Йом Кипура мы перечисляем все негативные поступки, снова и снова. Зоар говорит, что в Йом Кипур мы приходим в совершенное состояние, в котором не боимся раскрывающегося источника зла. Мы отключены от желания получать для самих себя, поэтому негативная сторона нас больше не пугает. Парадокс, но именно в этот день негативная сторона, ангел смерти, Ситра Ахра, полностью открывается и предстаёт перед нами. Но мы его не боимся, мы вытаскиваем перед ним весь свой мусор. В этот день важно погрузиться как можно глубже во тьму внутри нас и вытянуть её наружу.
Сказано, что вся наша негативность будет выброшена в глубины океана. Зоар говорит, что в этот день негативная сторона очень хочет подключиться к нам. Ангел смерти думает, что мы теперь друзья, и говорит: давай ещё! Что ещё негативного ты сделал? И он буквально всасывает всю нашу негативность. Он не понимает, что мы подключены к нашему совершенному Я и не боимся его. В результате он поглощает всю нашу негативность и уходит. Благодаря инструментам Йом Кипура мы избавляемся от него.
Таков второй невероятный подарок Йом Кипура.
Третий подарок Йом Кипура. Сказано, что десять дней между Рош Ашаной и Йом Кипуром соответствуют десяти изречениям Творца, с помощью которых создан этот мир. Творец сказал: «Да будет Свет! И стал Свет». Это первое изречение. А каково же десятое изречение?
«Наасэ Адам» - «создадим человека». Ари отмечает в этом изречении одну интересную особенность, выделяющую его из девяти других. Во всех девяти предыдущих, в которых речь идёт о сотворении Небес и Земли, вод, суши, растений и животных, используется единственное число. Здесь же используется множественное число: «создадим». Кого Творец имел ввиду?
Ари объясняет: вы можете влиять только на то, к чему подключены, кем вы являетесь. Небеса, земля, растения, животные могут влиять только на себя, потому что в них заключена только их суть. Человек должен был отличаться, потому что предназначение человека – возвысить всё, поднять все части Творения, как духовные, так и физические. Для того, чтобы возвысить и принести перемены во всё, вы должны состоять из всего. Невозможно влиять на то, чего у вас нет, с чем у вас нет связи. Ари говорит, что когда после сотворения мира Творец решил создать человека, он сказал все сотворённым: Я хочу, чтобы каждый из вас взял по частице своей сути, и вместе мы сотворим человека! Мы, каждый из нас, сотворён из частичек всего, что есть в этом мире, духовном и физическом, поэтому каждый из нас может влиять на всё, что есть в этом мире.
Сегодня, в Йом Кипур, энергия «Наасэ Адам», «Сотворим человека» - пробуждается. Мы можем возвысить всё, но, когда мы «падаем», мы тянем за собой и всё сущее. Когда в течение года мы гневались, мы не только сами «падали», но и тянули за собой всё вокруг. Сейчас раскрывается каждый наш поступок в году, каждый позитивный и каждый негативный. Сегодня нам предстоит убрать весь вред, который мы причинили себе и всему, что с нами связано. И сегодня мы просим больше: дай нам большую связь со всем Творением! Чем больше мы связаны со всем сущим, тем больше мы способны возвышать всё Творение.
Поэтому третий подарок Йом Кипура связан с десятым изречением – «Сотворим человека». Сегодня мы обращаемся ко всем творениям: дайте мне больше себя, чтобы я мог подняться над этим миром.
Маймонид, говоря об Окончательном исправлении, объясняет суть Машиаха. Рав всегда говорил, что Машиах – это не человек, а коллективное сознание. Маймонид говорит, что сознание коллективного человека, который спасёт этот мир, таково, что он возвышает себя и людей своего поколения. Сознание Машиаха – я должен подняться сам и поднять весь мир. Делать это надо постоянно: каждый день, каждую неделю, каждый месяц.
Когда Творец обратился ко всем творениям: создадим человека, чтобы в нём были искры всего сущего. Первый человек, Адам Ришон, был создан из частиц всего, существующего в мире. Но один ангел сказал «нет». И это был ангел смерти. Он сказал: Адам не заслужил способность влиять на меня. Все остальные части Творения оказались добрыми и щедрыми: океаны, деревья – они были рады дарить безвозмездные подарки, они отдали часть своей сути Адаму. Человек создан из всего сущего, в нём нет только частицы ангела смерти, поэтому, говорит Ари, Адам и Ева попали в руки смерти. И так продолжалось всю историю человечества, кроме времени Моисея.
Когда Моисей поднялся на Небеса чтобы получить Свет Торы, Творец спросил ангела смерти: помнишь, ты не хотел дать часть своей сути Адаму, а этому человеку ты дашь возможность влиять на тебя? И ангел смерти согласился. В Зоаре сказано, что ангел смерти передал Моисею какую-то информацию, благодаря которой Моисей смог остановить разразившуюся чуму.
Мы просим сегодня о том, чтобы наша связь со всем Творением обновилась. Мы просим все части Творения: дайте нам немного больше, чтобы мы могли возвысить в этом году немного больше, чем в прошлом! И мы просим ангела смерти дать нам немного больше информации об этом мире, чтобы наше влияние на этот мир не было ограничено, распространялось бы даже на силу смерти.
Это должно быть основано на работе, сделанной в прошлом году, и, что ещё более важно, на обязательстве сделать больше в этом году. «Наасэ Адам», мы просим всё Творение, и даже ангела смерти, чтобы он порадовался вместе с нами, когда мы завершим свою работу, а он – свою. Устранив смерть из этого мира.