Итро был тем, кто давал советы Моисею, предводителю и судье израильского народа.
Итро заметил, что многие обращаются к Моисею со своими вопросами, и он предложил ему утвердить суды высшей и низшей инстанции, что очень похоже на нашу с вами современную систему. В Библии говорится, что Моисей прислушивался ко всему, что говорит Итро и следовал его советам. Почему глава посвящена Итро, тестю Моисея, почему его история предшествует Десяти Изречениям, и как это связано между собой?
Зоаре, сотканный из множества слоев понимания, дает пространные объяснения относительно этого. Но как повторялось неоднократно в Зоаре: если мы будем читать историю, изложенную в Библии, и толковать послание буквально, мы ничего не поймем. Далее текст Зоара говорит, что Итро обсуждал с Моисеем новую схему не потому, что Моисей устал от обильной ежедневной работы. Диалог был посвящен скрытому смыслу двух слов, сказанных Итро: ve’atah techezeh (“ты увидишь”), в отношении следующей фразы “ты выберешь людей, которые боятся Бога”.
А как мы обычно выбираем людей, смотря на них? Когда мы видим красивого, приятного человека, мы предполагаем, что он умён; а если человек некрасив, то он, должно быть, глуп; если он бедняк, то он – глупец, если богач – умён… В Библии не говорится – сам выбирай честных людей. Как мы можем наперед знать, кто возьмет взятку, а кто заступится за своих? Зоар на 60 страницах пытается объяснить эти два слова.
Очевидно, что Итро был великим мудрецом, поскольку он являлся советником Моисея. Почему? Ведь он не был израильтянином, в какой-то момент являлся советником Фараона, и не особо любезно отзывался в отношении израильтян. По этому вопросу Зоар ссылается на фразу из книги Исход 18:21: “и ты увидишь ”, которая включает в себя подробное описание того, как мы можем «увидеть» людей по чертам их лица, цвету глаз, тому, как у них растут волосы, по форме ушей, рта, размера их лба и по другим признакам. В сущности, линии на руке, форма ушей, тип волос, глаз, носа и губ – эти вещи многое рассказывают о каждом из нас.
Если бы мы могли считывать информацию о каждом, каким бы тогда был процент краж, к примеру? Как бы мы могли скрывать наши потаенные чувства? Нам не нужно работать 20 лет с партнером, чтобы потом выяснилось, что он вор, или жениться на женщине и затем, спустя десятилетия, обнаружить, что это было не самым удачным выбором. Мы все так или иначе ошибаемся в характере другого человека, в нашей с ним совместимости. Но в Зоаре содержится информация, полученная от Итро о том, как посредством наблюдения и понимания справляться со сложностями, с которыми мы сталкиваемся на нашем жизненном пути. Если более подробно прочитать Зоар, то перед нами предстанут знания и инструменты, используя которые мы сможем узнавать, «видеть» людей. За образованием и знаниями кроется энергия. Это не вопрос знаний; сканирования определенных строк. Эти строки сами обращаются к нам.
Зоар говорит, опыт общения с человеком подтверждает, что внешность человека указывает на его внутренние характеристики. Нам говорится о том, что мы все можем увидеть и определить, что это за человек. Нам не обязательно проходить через испытания, с которыми мы и весь мир сталкивается. Существует определенная система, и эта система содержится в Зоаре.
Это все прелюдия к строкам о Десяти Изречениях, что были даны на горе Синай. Это вопрос бессмертия, устранения одной причины, из-за которой возникает хаос в телах людей, и по всему миру. Зоар объясняет, что факт того, что Итро советовал Моисею ввести судебную систему, достаточно значимый, и он подводит к Десяти Изречениям на горе Синай. Но что общего у Итро с Десятью Изречениями, которые являются самыми значимыми для человека, которые даже важнее, чем исход из Египта?
Мы можем запечатлеть это знание на бессознательном уровне. Мы можем даже не понимать, почему с одним человеком нам более комфортно, чем с другим. Диалог Моисея со своим свекром случился не потому, что это было нужно Моисею, все гораздо глубже. Благодаря Библии и Зоару мы учимся “читать” людей, видеть суть тех, кто нас окружает, и разрушать иллюзии, которые нас ослепляют.
Мы все стремимся улучшить свою жизнь. Означает ли это, что каждый предпринимает какие-то действия по ее улучшению? Мы этим не занимаемся. На протяжении 80 лет целью Каббала Центра было предоставление информации о том, как Вы можете улучшить свою жизнь. Используете ли Вы эту информацию, совершая поступки – ваше решение.