Корах был родственником Аарона, Мириам и Моисея. Он был влиятельным человеком, и смог собрать 250 уважаемых, авторитетных людей, чтобы противостоять Моисею.
Они собрались вокруг Моисея и сказали: "Ты думаешь, что святой? Мы все святы, Творец среди всех, отчего ты возносишься?". Творец тогда сказал Моисею: "Собери весь народ и отделитесь от 250 вождей Кораха, или их поглотит Земля". И Земля разверзлась под ними и поглотила 250 человек, вызвав чуму и множество смертей.
Здесь Зоар объясняет, что одним из факторов, приводящих к смерти, является «злой глаз» (сглаз). Рак, сердечные приступы, аварии и тому подобное на самом деле не являются реальными причинами.
Первый случай сглаза упоминается, как это ни странно, в Книге Берейшит (Бытие). Зоар объясняет, что сама смерть возникла из-за того, что Змей завидовал Адаму и злился, что не мог взять Еву в жены (не забывайте, что тот Змей не только ползал, но также ходил и говорил, как человек). Зоар идет еще глубже и говорит, что «злой глаз» не всегда означает, что мы желаем зла своему врагу – это только одна сторона вопроса. Причина, по которой злой глаз настолько опасен (и не только для того, кто «сглазил») в том, что он несет разрушение. Причинять зло или желать зла свойственно не только злодеям. Каждый раз, когда мы считаем, что у кого-то есть то, что он не должен иметь, – это тоже «злой глаз».
Как объясняет Зоар, когда человек крадет, он хотя бы получает какую-то выгоду, например, кто-то крадет пальто, значит у него будет пальто. Но когда мы посылаем завистливый взгляд, – и это может происходить даже в семье, где у одного есть то, чего нет у другого – благословение этого человека сгорает. Вот насколько силен сглаз. Он как направленный лазерный луч, способный разжечь огонь в любом месте. Вот почему «злой глаз» несет такое разрушение, от него человек может даже погибнуть при различных обстоятельствах.
Чего хотел Корах? Немного признания? Учитывая обстоятельства, что в этом плохого? Но возникла ситуация, когда один смог уничтожить другого. Когда это происходит в семье, когда вы хотите иметь то, что имеет ваш родной человек, разве вы хотите чтобы при этом он потерял своё? Скорее всего нет, вы просто хотите иметь то же, что и он.
Мы смотрим вокруг и говорим: "У него/неё это есть, а у меня этого нет, я тоже хочу ". Только сравнивая себя с кем-то, мы можем так рассуждать: "У меня это есть/ мне это нужно". И как Зоар поясняет, это настолько разрушительно, что Корах не только не получил то, за чем гнался, но и потерял всё, что имел. Большинство наших неудач так или иначе связаны с тем, как мы смотрим на окружающих. Но мы можем получить прививку от сглаза и избежать ловушки Змея – вот урок главы этой недели. Вместо того чтобы смотреть по сторонам, нам следует приложить все усилия, чтобы подготовить наш сосуд для получения. Подготовить сосуд не так просто, для этого придется преодолевать трудности и преграды.
«Получив то, что есть у других, я заполню свою пустоту», – эта мысль – главное оружие сатана. Это очень тонкие понятия, и может понадобиться время, чтобы осознать их глубину. То, чего вы так сильно желаете, возможно, не входит в вашу концепцию жизни. А возможно, вы не можете получить это, потому что еще не построили свой сосуд. Если у вас чего-то нет – это не потому, что оно есть у кого-то другого. Зоар говорит, что Корах жаждал получить привилегии Моисея, а сам Моисей при этом был готов спокойно с ними расстаться.