В Зоаре нет отдельного раздела, посвящённого главе Рээ.
Слово «рээ» переводится как «видеть», что кажется совершенно излишним, потому что в первых библейских стихах говорится: «Смотрите же, сегодня я предлагаю вам благословение или проклятие: благословение — если будете внимать заповедям Всевышнего, которые я передаю вам сегодня, а проклятие — если не послушаете заповедей Всевышнего...» Есть ли какой-нибудь смысл в слове «смотрите» в контексте того, что Творец говорит нам? А в жизни разве не происходит обратное тому, о чём говорит этот стих? Кажется, добрые и хорошие будто прокляты, а злодеям всегда удаётся выйти сухими из воды?
Слово «рээ» – одно из 72 Имен Бога, которое мы часто используем во время наших молитв. Слово «смотреть, видеть» может использоваться для обозначения понимания, то есть видения чего-то за пределами материального мира. Например, в выражении «Ты видишь?» слово «видеть» или «я вижу» зачастую заменяет выражение «я понимаю». Мы повторяем это выражение бессчётное количество раз. Но мы также используем это слово, ссылаясь на что-то материальное — то, что мы видим.
В одной из глав Зоар говорит, что величайшая беда человечества в том, что мы не видим. Мы считаем себя такими умными, что зачастую не видим, что же приближается на самом деле, мы не видим, что в действительности происходит. И Зоар, и Талмуд объясняют, что причина большинства неудач в нашей жизни — болезней, потери денег, финансового статуса, утраты близких, семейных ссор — дурной глаз. И речь вовсе не о негативно настроенных людях, мы говорим о понятии дурного глаза на подсознательном уровне.
Человек может думать, что если он хороший, то у него будут благословения. Но, по правде говоря, быть хорошим — не гарантия получения благословений, так же как и быть злым — не гарантия получения проклятий. Очевидно, что первый стих не ссылается на что-то материальное. Идея в том, что когда у нас есть способность предвидеть событие до того, как оно произойдет, мы можем что-то с этим сделать. Мы не осознаем негативность в момент её проявления, потому что в это время она ещё не является частью нашей реальности. Настолько она скрыта.
В главе Рээ Библия снова и снова повторяет, что быть осведомлённым не означает знать. Сколько раз мы получали предупреждение и по-прежнему ничего не замечали? Вот польза, которую мы получаем от этой главы. Творец говорит нам: «Не делайте так, это может привести к беде». Царь Давид говорил, что у нас есть глаза, но мы не видим. Потому что зрение относится не только к материальному уровню. Умение увидеть надвигающуюся катастрофу или умение увидеть возможность – в этом благословение видения, и в этом весь смысл главы Реэ.
Когда мы осознаём, то есть когда мы «видим», чему учит нас эта глава, мы понимаем, что речь не только о выполнении заповеди. Рабби Шимон говорит в Зоаре, что без знания невозможно установить связь.
Это парадокс, но сопротивление помогает нам видеть, помогает нам знать. Однако сопротивление требует дисциплины. Дисциплина — это то, что помогает нам быть соединёнными с Творцом, а когда мы связаны с Творцом, мы получаем послания. Рабби Шимон был так подключён, что его сознание находилось вне времени, пространства и движения. Именно поэтому он обладал истинным видением.