Вдохновляющие перемены: Подождите их

Блог Майкла Берга

Недельные главы Ваякхель-Пекудей содержат в себе не только кульминацию всей работы, которая происходила в книге Шмот, или Исход, но также приводят нас к важному моменту: отчету о завершении строительства Мишкана, Переносного Храма. И в этих главах довольно много очень важных для нас уроков, но есть один, на котором я хочу сосредоточить внимание.

В Мидраше задают вопрос, сколько по времени заняло строительство? Рабби Шмуэль, сын Нахмана, сказал, что на строительство Мишкана ушло три месяца: месяцы Тишрей, Хешван и Кислев. К третьему месяцу, месяцу Кислев, строительство было завершено. Составные части были готовы, была готова утварь для внутреннего использования, были готовы стены, но все же конструкция еще не была собрана. Так что все части Мишкана были сделаны, но лежали в несобранном виде еще три месяца, до первого дня месяца Ниссан, месяца Овна, когда, наконец, он был построен. Почему три месяца прошло между моментом, когда были готовы все части Мишкана, и когда Творец сказал Моше составить все воедино? 

Давайте вернемся назад на минуточку. Народ Исраэль был воодушевлен по поводу Переносного Храма по двум причинам: во-первых, Моше сказал им: «Если вы отдадите все свои деньги, все свое золото, все свое серебро, у вас будет место, где всегда и вовеки в ваших жизнях будет пребывать Свет Творца». И во-вторых, потому что можно будет уничтожить любую тьму, которую они пробудили посредством греха Золотого Тельца. 

На самом деле они были настолько воодушевлены, что буквально сказано, что они собрали все золото и серебро, все материалы, которые были необходимы всего за два дня, и всего за три месяца построили все составные части. Но затем у них начались ожидания: «Моше, ты сказал нам, что если мы принесем все наши деньги, если мы инвестируем всю нашу энергию в строительство этого Переносного Храма, то Творец спустится, и мы своими глазами увидим, мы ощутим пребывание Света Творца. Мы все сделали». 

Когда в конце месяца Кислев, Стрелец, все было сделано и они пришли к Моше и спросили: «Что происходит?», у Моше на самом деле не было какого-то ответа, потому что он и сам не знал, что происходит, он не знал наперед, когда Творец решит, что настало время составить все части воедино, чтобы построить Переносной Храм. 

План, как становится ясно впоследствии из трудов каббалистов, был в том, что Творец хотел подождать до первого дня месяца Ниссан. Но это заставило многих людей начать сомневаться в Моше: может, они зря потратили свое время, усилия и свои деньги? И поэтому сказано, что некоторые люди начали создавать проблемы. Но если Творец знал, сколько по времени займет собрать все материалы и выстроить Мишкан, и хотел, чтобы он был воздвигнут в первый день месяца Ниссан, зачем создавать сценарий, где все делается за три месяца, а затем есть три месяца перерыва перед тем, как Переносной Храм будет построен? Зачем начинать строить на пол года раньше, давая всем время на то, чтобы сомневаться, задаваться вопросами и порождать разного рода проблемы для Моше и народа Исраэль?

Из этого мы учимся понимать кое-что очень важное, кое-что, что мы, должно быть, все слышали, но оно лежит у основания почти каждой тьмы, которая когда-либо приходила в этот мир, и у основания почти каждого падения, которое у нас когда-либо было. Первое падение, первый раз, когда тьма была привнесена в этот мир, - это было падение Адама, когда Творец пришел к Адаму и сказал: «Ты можешь вкушать от всех деревьев в Эдемском Саду, кроме одного – Древа Познания Добра и Зла». Но каббалисты говорят, что Творец на самом деле не имел в виду никогда от него не есть, но что он должен был подождать и отведать от него в Шаббат; Адам просто должен был подождать еще один день до Шаббата, и затем он бы смог от него есть. 

«Зоар» говорит, как объясняет Ари, что Адам не мог ждать, и поэтому он попробовал от Древа Познания в шестой день. Если бы он подождал еще один день до Шаббата, тогда он не только не привнес бы в мир смерть и великую тьму – как это случилось – но смог бы привнести в этот мир совершенный Свет и совершенную жизнь навеки. Но он не стал ждать, и семя первого падения, семя первого уровня тьмы в этом мире, таким образом, пришло от нехватки терпения. И каббалисты учат нас, что каждое второе падение, каждое второе проявление тьмы в этом мире всегда будет происходить от того, что люди не хотят ждать. И это также то, что случилось во время грехопадения Золотого Тельца, когда израильтяне не могли дождаться, когда уже сойдет Моше, после того как по их подсчету прошло ровно 40 дней. Они не хотели ждать. 

Итак, в чем же урок? Терпение. Не ждите, что Свет придет в ту секунду, когда вы его ждете. Не ждите, что претворение в вашу жизнь, что ваше благословление придут в минуту, когда вы этого ожидаете, или даже минутой позже. Подождите. Мы должны понимать, что нехватка терпения находится в корне каждой большой ошибки, которую бы мы ни совершали, и каждого большого падения, которое бы ни приходило в этот мир. Падение Адама случилось не потому, что он сделал что-то не то, а потому что он не подождал, чтобы сделать это в нужное время. Падение Золотого Тельца случилось не потому что они сделали что-то ужасное, а потому что у них не было терпения ждать.

Мы немного углубимся в то, чтобы понять, что именно это значит в контексте духовности. Каждый раз, когда мы падаем – это потому что мы чего-то ожидаем. Мы думаем: «Что ж, я это сделал. Свет должен сюда прийти. Почему это не происходит сейчас?». Но Свет, истинный Свет, никогда не придет, когда мы его ожидаем. А иногда, из-за того, что мы не терпеливы, мы привлечем даже меньше Света, чем могли бы.

Мы спрашивали, почему Творец создает эту неразбериху? Потому что целью было преподнести израильтянам урок, урок на веки вечные. Переносной Храм должен был стать тем, что будет спускать в этот мир великий Свет… а великий Свет можно привлечь в этот мир при помощи людей, которые могут ждать.