Недельная глава Цав начинается с описания жертвенных приношений, части которых сжигались в течение ночи и, таким образом, превращались в пепел. Сказано, что первое, что коэны, жрецы, делали утром – они собирали этот выгоревший пепел и возвращали его в центр алтаря. Это очень интересно: зачем брать пепел уже сгоревшей жертвы и класть его обратно на алтарь?
Главное, чему нас это учит – это как мало мы понимаем, и это важная истина, которую нужно все время держать в уме; по сути, если бы мы так и делали, мы бы, скорее всего, никогда не испытывали негативного опыта. Так в чем же истина? В том, что мы думаем, что мы понимаем, мы думаем, что видим, но на самом деле мы ничего не видим и не понимаем.
Человек принес жертву и увидел, что она возымела эффект, она была проглочена, как сказано, божественным пламенем. Это означает, что Творец ее принял, и это раскрыло Свет. Большая часть приносимой жертвы сгорала полностью, и это была та часть, которая вознеслась. Другая ее часть становилась «дешен», останками пепла. И вот, человек обычно думает, что Свет в том, что было принято, но не в пепле, который не был принят. Однако, если бы это было так, зачем тогда коэн первым делом с утра стал бы брать пепел и возвращать его на алтарь?
Ответ – это секрет ближайшего шаббата: потому что нет ничего, что не являлось бы Светом Творца. Принятые жертвы ничуть не более возвышенны, чем оставшийся пепел. Пепел возвращается на алтарь, потому что нет таких частей жертвы, нет ни одного места, которое не принадлежит Свету Творца.
То, что создает разделение – это наше эго, которое решает, каким образом все должно быть или не должно быть. Именно наше эго – это то, что решает, что Свет – в одном месте, а не в другом. Однако, урок, который мы здесь учим, в том, что нет такой штуки как более возвышенное или более низменное действие. Когда мы по-настоящему понимаем, что Свет Творца повсеместен, тогда нет разграничения между ситуациями, в которые мы попадаем, потому что все ситуации – от Света. Любое различие, которое мы создаем в своем уме, исходит от эго, но если мы можем устранить свое эго и все свои привязанности, тогда мы приходим к пониманию, что ничто не находится далеко от Творца, нет ничего, что полностью и всецело в равной степени не принадлежит Свету Творца. Это очень важное понимание, и это, как учат нас каббалисты, величайший дар шаббата Цав.
Нам нужно тренировать свой ум, чтобы знать, что мы ничего не знаем. Все мысли, которые у нас есть, о том, как все должно быть согласно нашему мнению, или о том, почему мы оказываемся или не оказываемся в определенных ситуациях, это не духовные мысли, это мысли эго. Например, иногда люди путешествуют по работе и думают, что они куда-то отправляются ради деловой сделки. Но мысли Творца зачастую отличаются от того, что думает человек. В то время как люди могут думать, что причина столь дальнего путешествия – бизнес, Творец, на самом деле, может иметь другой план или мысль относительно причины поездки отдельно взятого человека. Почему? Потому что Творец знает, как исправить нас, лучше, чем мы знаем, как исправить себя. Может, где-то в далекой стране есть буханка хлеба, в которой содержатся искры, которые нужны этому человеку для его души. Может, Творец знает, что для его исправления этот человек должен съесть определенный ломоть хлеба, в том городе, в конкретное время. Мы куда-то едем или оказываемся в какой-то ситуации, потому что Творец видит, что нам что-то нужно там для нашей души. Есть поговорка, что передвижения человека и жизнь человека предуготованы Творцом, и теперь мы можем понять ее смысл.
Мы не имеем понятия, почему мы куда-то отправляемся, мы не имеем представления о том, почему где-то остаемся… и мы хотим жить с такой осознанностью. Единственный способ достичь такого сознания – это если постоянно себе напоминать: «Я без понятия. У меня есть некое понимание о том, что такое, по-моему, духовная система, и да, я должен жить свою жизнь, основываясь на этом понимании. Но, в конечном счете, у меня нет ни малейшего понятия. И если Творец приходит ко мне и создает ситуацию, в которой все полностью перевернулось вверх дном относительно того, как я задумал, то я рад этому. Я счастлив, если так, потому что теперь я знаю, что именно здесь для меня находится Свет Творца».
Почему что-то происходит? Мы понятия не имеем, и мы должны это знать. Свет одинаково находится везде, и нет ничего, что было бы либо далеко от Творца, либо как-то ближе к Творцу. Жертва, которая была принята, была не возвышеннее сгоревшего пепла. Они всецело принадлежат Свету. Таким образом, в шаббат Цав мы можем попросить Творца: «Дай мне по-настоящему жить мою жизнь с пониманием, что я ничего не знаю. Что я знаю, что куда бы я ни шел и что бы я ни делал, и все, что происходит со мной, от Творца». Если мы действительно сможем прийти к такой осознанности, то никогда не сможет случиться ничего такого, что ввергнет нас в уныние. Никогда не сможет случиться ничего такого, что нас расстроит, потому что мы всегда знаем, что мы не знаем.