В конце недельной главы «Масей» Моше покидает этот мир, и там же – полное описание того, как физически будет поделена земля Израиля. Но два колена – Реувена и Гада, а также половина колена Менаше – решают, что они не хотят жить в земле Израиля, они хотят жить по ту сторону реки Иордан.
Они идут к Моше и говорят ему, что они знают, что должны войти в землю Израиля после 40 лет скитаний, но теперь, когда конец уже близок, они не хотят идти. Моше говорит им, что можно и так, но для того, чтобы получить этот великий подарок они должны отправить своих солдат вместе с остальными солдатами народа Израиля, и тогда у них будет право взять эту землю себе. Это великое повествование; два с половиной колена имели великое желание. Они попросили Моше, можно ли так поступить, и Моше находит способ, чтобы поступить так было можно, с маленькой оговоркой, что они должны отправить своих солдат. Все счастливы.
Однако Хида, Рав Хаим Йосеф Давид Азулай, пишет, что истинная ситуация заключалась в том, что колена Реувена, Гада и половина колена Менаше недостаточно выполнили в плане самосовершенствования и не достигали духовного уровня, необходимого, чтобы подняться в Израиль.
Таким образом, истинная причина того, что колена Реувена, Гада и половина колена Менаше не вошли в эту землю – это потому что они того не заслуживали. И Хида говорит посмотреть на величие того, что делает с этим Творец. Творец не хочет принижать их достоинства. Можете себе представить, если бы они подошли к границам земли Израиля и Моше им сказал бы: «Нет, погодите. Только девять с половиной колен пойдут дальше, потому что они это заслужили, они проделали нужную работу, а колена Реувена, Гада и половина колена Менаше должны остаться по эту сторону, потому что они пока недостойны. Может, через несколько лет, если они продолжат делать свою работу, они смогут войти». Как было бы им стыдно! Так что, вместо того чтобы вгонять их в краску, Творец вложил в их сердца не только то, чтобы они захотели остаться, но чтобы им даже пришлось просить об этом, таким образом, они просили чего-то и работали, чтобы получить это что-то, что, вообще-то, являлось для них наказанием.
Давайте поразмыслим об этом в контексте нашей собственной жизни. Как часто мы чего-то просим? Мы говорим: «Я хочу, чтобы это произошло. Я действительно хочу, чтобы это произошло». Это, собственно, может оказаться весьма опасным, потому что кто знает, может, единственная причина, почему к нам приходит определенное желание, это чтобы не дать нам получить чего-то гораздо большего? Подумайте об этом – тысячи людей из колен Реувена и Гада и половина колена Менаше так радовались. Они были так благодарны, что их молитвы были услышаны и им разрешили остаться по ту сторону реки Иордан. Они думали, что получили именно то, что хотели, вместо того, чтобы осознать, что их душам действительно нужно было проделать работу и заслужить войти в землю Израиля.
Здесь множество великих уроков, один из них – это вот эта идея, что нужно иметь смиренность в том, что касается наших духовных желаний. В следующий раз, когда мы начнем думать: «Это – то, что я должен сделать, и я надеюсь, что Творец даст мне сил это выполнить», то остановимся на секунду и скажем: «А впрочем, есть неплохой шанс того, что это совершенно не то, что я должен делать». Мы должны жить свою жизнь так, чтобы постоянно быть открытыми тому факту, что наше великое духовное желание может на самом деле быть наихудшей для нас вещью.
Когда мы думаем о своей жизни, наших решениях, наших желаниях, и на какие действия мы себя толкаем, мы должны осознавать, насколько опасным это может быть, и все время держать в уме «да, я надеюсь, что это то, что я должен сделать, и я надеюсь, что это то, чего от меня ожидается, Творец поможет мне, но есть большая вероятность того, что я совершенно заблуждаюсь, и это не только не то, что я должен делать, а хуже, это будет для меня полностью фатальным». Нам нужно просить Творца показать нам, что нам суждено выполнить, нужно быть полностью открытыми и никогда не замыкаться на каком-то конкретном действии, которое мы хотим выполнить, или результате, которого мы хотим добиться.
То, чему мы учимся от колен Реувена, Гада и половины колена Менаше, это всегда иметь смирение в своих духовных желаниях и в нашем духовном плане действий. Так интересно видеть, насколько они заблуждались в своем видении ситуации. И правда в том, что, возможно, сегодня, прямо сейчас, у каждого из нас в жизни есть некий аспект, где мы ведем себя подобно коленам Реувена, Гада и половине колена Менаше. Чтобы спастись от собственных духовных желаний, хорошая идея помнить эту историю и быть открытыми к тому, что есть шанс, что все, что, как мы думаем, мы хотим выполнить в духовном плане – все это абсолютно неверно.