Один из уроков в недельной главе «Экев» - это чтобы мы, наконец, увидели, что то, чему мы придаем наименьшее значение, обычно является нашей духовной работой. Как я говорил ранее, Негативная Сторона не хочет одной вещи: чтобы мы узнали, насколько сильными мы можем быть в своей духовной работе, насколько могущественными мы можем быть посредством своих молитв, насколько могущественными мы можем быть благодаря чтению «Зоара».
И большинство из нас не ценят ту силу, которую имеет наша духовная работа, поэтому нам нужно вновь пробудить в себе осознание значимости этой силы. Мы хотим прийти к осознанию, каким образом мы дискредитируем самих себя, принижаем себя или недостаточно ценим духовную работу, которую мы проделываем.
Я хочу поделиться с вами уроком от Ари и Рава Хаима Виталя, который был учеником Ари, чтобы мы смогли пробудить в себе это понимание. Рав Хаим Виталь цитирует в беседе с Ари историю из Талмуда. В Шаббат, мы знаем, мы должны воздерживаться от работы. Но, может быть, большинство людей не знает, что, если у вас во владении имеются животные, то даже они не должны работать. В Талмуде есть целое объяснение того, что запрещено делать животным в Шаббат. Не особо вдаваясь в детали: история в Талмуде рассказывает, что корова, которой владел Рав Элеазар бен Азарья, носила своего рода ремень или повязку, и мудрецам это не нравилось, потому что в Шаббат, несмотря на то, что животным позволено носить на себе всякого рода украшения, им не разрешено носить на себе предметы, предназначенные им для работы. Так что, фактически, общий знаменатель истории в том, что корова Рава Элеазара бен Азарьи ходила с неким ремнем или повязкой, и раввины и мудрецы были им недовольны.
Однажды Рав Элеазар бен Азарья увидел, что он отпустил свою корову гулять в таком виде, и он так опечалился, что наложил на себя столь суровый пост, от которого у него почернели зубы, то есть он был на таком духовном уровне, что настолько строго делал исправление столь малой вещи. Однако, сказано в Талмуде в конце рассказа, что, собственно, корова и не принадлежала Раву Элеазару бен Азарье, это была корова соседа. Но, тем не менее, он был так расстроен самим собой за то, что он не сказал своему соседу не давать корове выходить в таком вот виде в Шаббат, что он постился, пока у него не почернели зубы.
Ари говорит Раву Хаиму Виталю, что тот – удивительная душа, способная принести много Света в этот мир. И в ответ Рав Хаим Виталь цитирует эту историю из Талмуда, говоря Ари, по сути: «Я не верю этому, этого не может быть, я читаю вот эту историю в Талмуде, в которой говорится, что из-за чего-то незначительного, что сделала корова соседа, Рав Элеазар бен Азарья так много постился, так что не может быть, чтобы моя работа была важна или чтобы я мог открыть Свет в этом мире. Как может кто-либо из нас думать, что мы настолько возвышенные духовные натуры, как Рав Элеазар бен Азарья, и наша духовная работа может что-то изменить?»
Затем Ари говорит Раву Хаиму Виталю, что если исходит у человека настоящий вздох из глубины сердца, когда он видит чью-то боль, ощущает ее и так тяжело вздыхает, то этот один вздох более могуществен и более мил Творцу, чем все посты и все то, что делали люди для духовного возвышения испокон поколений. С одним лишь вздохом от ощущения боли другого человека можно вознестись выше, нежели чем от тысячи часов поста и другой духовной работы, которую люди делали в предыдущих поколениях. Почему? Потому что наше поколение – и это становится все более и более очевидным – наше поколение настолько скрыто, Свет Творца настолько скрыт, настолько гораздо труднее подключиться, настолько труднее делать духовную работу, что даже крошечный вздох нас уже подключает.
Я думаю, мы все об этом слышали, но не знаю, сколькие из нас действительно верят, что вздох, который мы испускаем, видя боль другого человека, настолько же силен, как годы и годы проделываемой духовной работы, скажем, даже Рабби Шимоном Бар Йохаем. Потому что наше поколение столь далеко, столь рассредоточено, Свет Творца настолько скрыт, вы не представляете, сколько Света вы раскрываете и насколько вы возвышаетесь в своем росте. Однако, нет такой духовной работы, молитвы, изучения или действия, которые не раскрывают великий Свет.
Не думайте про себя: «Зачем мне себя толкать? Если Рабби Шимон Бар Йохай или Ари или Рав Ашлаг молились, то они могли что-то изменить… но моя молитва, кода кто-то в беде, когда кому-то нужно исцеление, кому-то нужна помощь – разве она что-то поменяет? Не может быть». Потому что это не так; нам нужно знать, что все, что мы ни делаем, приносит плоды, приносит Свет. Ваша молитва, наша молитва, молитва каждого из нас – и в нашей связи со Светом Творца, хотим ли мы пробудить силу исцеления, помощи, благословения – настолько же мощна, как и молитвы Рабби Шимона Бар Йохая, даже после того как он долгие годы провел в медитации и изучении. Ваша молитва сегодня может пробудить тот же самый и даже более мощный Свет, как и сказал об этом Ари Раву Хаиму Виталю.
Величайшая вещь, которой мы не придаем значения, это наша собственная работа. Таким образом, если вы хотите привнести радость и положить конец боли, страданиям и смерти в этом мире, вновь пробудите в себе осознание ценности своей духовной работы, молитв, изучения и поступков. Как сказал Ари Раву Хаиму Виталю, один «вздох» в этом поколении раскрывает столько же Света как годы и годы постов и духовной работы, которую проделывали поколения до нас. Это величайший урок и огромное количество Света, которое раскрывается для нас в этот Шаббат.