В Шаббат Шофтим, в чтении отрывка из Торы, который приходится на этот Шаббат, Рамбан, Нахманид, раскрывает очень важный секрет, связанный со стихом, в котором сказано: «Вы должны преследовать справедливость».
Сначала он, как он обычно это делает, дает комментарий и объяснение, основанное на буквальном понимании этих слов. Рамбан цитирует книгу каббалистических секретов, которая называется «Баир», которую написал автор молитвы «Ана Бэкоах» Рав Неуния бен Акана. Он говорит, что там содержится секрет, который объясняется на основе этого стиха.
В книге «Баир», начиная с раздела 74 и до 75, объясняется, что, когда сказано «цедек», что в буквальном переводе означает «справедливость», на самом деле это означает «правило справедливости этого мира». Это не справедливость физического мира, это относится к суду, «дин» (иврит), который навлекает на себя человек, когда совершает негативные поступки, тем самым пробуждая общую негативность, через которую проходит весь мир. Таким образом, что имеет в виду Тора здесь – это суд, который существует над отдельно взятым человеком или над всем миром.
Далее, сказано в конце стиха, что, если будете преследовать «цедек», суд этого мира, тогда вы удостоитесь жизни, так что убедитесь в том, что вы преследуете суд этого мира. И нам нужно понять, что это значит, потому что это очень важный секрет. В той степени, в которой мы судим самих себя, в той же степени мы живем и заслуживаем жизни. Если мы недостаточно судим, тогда осуждение спустится на нас, принудив нас к очищению силой.
Так что, если мы поймем секрет, который цитирует Рамбан из книги «Баир», из книги Рава Неуньи бен Аканы, который говорит, что, если будешь толкать себя на самоосуждение – и через это каким-то образом ты уменьшишь суд, существующий над миром и над тобой – тогда ты привлечешь к себе жизнь. Но если нет, как сказано, то этот суд нависнет над тобой принудительно, и осуждение придет и проявит себя.
Этот секрет может быть понят в разделе Мидраша, где сказано, что, если есть суд в физическом мире, тогда нет суда, приходящего из Высшего Мира. Если мы сможем это помнить, тогда, как хочется надеяться, мы не прекращая будем делать Тшуву в этом месяце. Большинство из нас знают, что, когда мы подходим к месяцу Элюль, мы должны делать Тшуву. Почему? Потому что мы хотим очиститься от негативности, чтобы сделать свой сосуд совершенным перед тем как мы придем к Рош Ашана. Но есть еще гораздо более важная причина, почему мы не только должны постоянно делать Тшуву, но также должны толкать себя в ее более глубокие уровни.
Мы говорили ранее об идее, что существует ограниченное количество запасов негативности и темноты, которые могут прийти к человеку. Что создает этот резервуар? Наши негативные действия. Когда мы совершаем негативный поступок, мы создаем источник негативности, который должен проявиться. Но у нас есть выбор: либо, как говорит в книге «Баир» Рав Неунья бен Акана, нас принуждают проявить этот суд, либо мы выбираем проявить его сами, и после этого у него больше нет энергии.
Давайте предположим, что человек - назовем любую цифру: скажем, имеет десять аспектов суда, который он создал. Каждый раз, когда он заглядывает вглубь себя в процессе Тшувы, и углубляется, и находит все больше, вспоминает больше негативного и того, что нужно исправить, он черпает из резервуара суда и использует его. Это одна из причин, почему процесс Тшувы и процесс осуждения самого себя является не просто важным процессом, чтобы стать более хорошим человеком или усовершенствовать свой сосуд; что, собственно, делает Тшува – использует резервуар суда, который должен вылиться на человека. И это секрет, которому хотят обучить нас Рамбан и Рав Неунья бен Акана.
Если мы будем стремиться к осуждению, что значит, толкать себя на более и более глубокие способы навлечь на себя осуждение, осудить себя и найти более высокие степени и уровни того, что мы сделали не так, тогда, если осуждение пробуждается снизу, нами, то больше нет энергии суда в Высших Мирах. Однако, в той же степени, в которой мы не будем толкать себя выискивать больше и больше, в той же, к примеру, если мы нашли только один аспект, одну десятую своей негативности, то мы оставляем девять десятых нашей энергии суда в Высших Мирах. А затем, как сказано с книге «Баир», это проявится в нашей жизни.
Итак, у нас есть выбор осуждать себя сурово в этом месяце, что, если мы понимаем, является невероятным подарком. Почему? Потому что если мы будем продолжать осуждать себя снова и снова, и будем находить больше и больше негативного, тогда мы убираем объем того облака суда в Высших Мирах, в Высших Мирах больше не остается суда, который может проявиться. И это выбор, который за нами.
Теперь мы понимаем, почему сказано «Преследуй суд над самим собой…» Даже если мы думаем, что мы не можем найти аспекты негативности, в этом месяце мы должны принуждать себя преследовать способы найти негативность внутри себя, потому что каждый аспект негативности, который мы найдем, уменьшает тот самый резервуар суда, который собирается проявиться в нашей жизни. В той степени, в которой мы осуждаем себя в этом месяце – и если мы будем находить аспекты негативности один за другим – в той степени мы привлечем жизнь, потому что никакой силы смерти, никакой силы суда не останется в Высших Мирах. Это величайший секрет и один из подарков этого Шаббата, который, я надеюсь, мы не просто поймем, но также сможем по-настоящему прочувствовать.