Недельная глава «Ки Таво» рассказывает о «бикурим», первых плодах. Моше говорит народу Израиля благодарить Творца: идти в Храм и Иерусалиме с приношением первых плодов сезона.
И сказано в Мидраше, что когда Моше получает от Творца откровение сказать народу Израиля, что, когда у них будут плоды, нужно приносить их в Храм, он уже видел, что Храм будет разрушен, и таким образом настанет время, когда физический акт приношения первых плодов в Храм уже не будет существовать. Так что он хотел найти замену этому, он сказал: «Я заменю это молитвой, тремя ежедневными связями со Светом Творца».
Жил на свете великий каббалист по имени Ребе из Коцка, который всегда напоминает мне моего отца, Рава Берга, потому что он был великим учителем, очень духовно возвышенным человеком, но в течение нескольких последних лет его жизни случилось нечто, что он уже не мог учить как он делал это раньше. И вот, этот учитель делится величайшим секретом. Он говорит, что Моше получает это послание от Творца, сказать народу Израиля отправляться в Землю Израиля, и когда у них будут свежие плоды приносить их в Храм. А затем он говорит о Моше, что он был из тех людей, кто никогда не воспринимает вещи, которые нереальны.
Что это означает? Как нам знать, является ли что-то реальным? Рав Ашлаг цитирует стих, о котором я часто размышляю. Он говорит: «Слова истины продлятся вечно. То же, к чему прицепилась ложь, то, что не истинно, то, что не чисто – не может продлиться». Именно так и жил Моше, и так, я надеюсь, начнем жить и мы, или начнем толкать себя укрепиться на своем пути.
Моше послушал Творца и сказал: «Ты рассказываешь мне, что эта идея про «бикурим», Свете внутри первых плодов, это нечто истинное. Продлится ли это вечно?» Творец говорит ему, что это продлится несколько сотен лет, а затем прекратится. Моше знает, что здесь должно быть нечто более глубокое, потому что истинные вещи никогда не прекращаются, дело не в действиях, ведь само по себе действие может быть только оболочкой.
Так что же за более глубокий секрет? Моше говорит, что чистый, истинный и нескончаемый секрет, который таят в себе бикурим, может быть трансформирован в молитву, потому что человек, где бы он ни находился в этом мире, может остановиться и подключиться к Свету Творца. Это правда. Как мы знаем, что это правда? Потому что это вечно. Никогда не будет такого момента в истории человечества, когда человек не сможет остановиться, в какой бы точке мира он ни находился, и подключиться к Свету Творца.
Истина означает, что она длится вечно. Но как нам к ней подключиться? Это очень практичный и важный инструмент. Мы должны спросить себя: «Живу ли я истиной? Сосредотачиваю ли я свою энергию, свои слова и мысли на том, что длится вечно? Или же я вовлечен в то, чтобы тратить много времени и усилий на то, что не вечно и не может продлиться вечно?»
Как часто в своих мыслях и действиях мы вовлечении в то, о чем мы знаем, что, если мы остановимся на мгновение и задумаемся – это вещи, которые уже не будут существовать в перспективе 20 ближайших лет? Будет ли существовать эта сложность, эта проблема, этот страх или это сомнение через 50 лет? Если нет, а мы посвящаем им так много времени, то мы не живем истиной. Сколько своей жизни, слов, мыслей или действий сосредоточены у нас на том, что имеет хотя бы потенциал длиться вечно? Тот факт, что кто-то о нас сказал что-то нехорошее, и теперь мы удручены – это не может длиться вечно. Тот факт, что что-то случилось, а мы знаем, что через 20 лет не останется от этого даже памяти – это не будет длиться вечно. И если мы вкладываем свое время, усилия, слова и мысли в измерение ложных вещей, по-другому не назовешь, тогда мы и привязаны к этому измерению лжи.
Поэтому мы должны спросить себя, насколько истинно мы живем. Когда мы в режиме дарования, то этот Свет будет длиться вечно. Когда мы истинно любим кого-то, эта любовь продлится вечно. Когда мы подключены к Свету Творца, этот Свет будет длиться вечно. Но сколько своей энергии мы на самом деле сосредотачиваем в этом направлении?
Величайший секрет, как подключиться к Свету, который совершенен, Свету, который не приходит с трудностями, это больше и больше жить истиной. Когда приходят мысли, и приходят сомнения, и приходят страхи, задайте себе вопрос: это что-то, что продлится вечно? Если ответ «да», то вложите в это столько энергии, сколько хотите. Если нет, то разве вы не хотите совершенный Свет? Разве вы не хотите благословений, которые приходят без трудностей, к которым можно только подключиться и получить их можно через жизнь путем истины, через вкладывание как можно больше времени, усилия, энергии, слов и мыслей в то, что имеет потенциал длиться вечно?
Если ответ «да», тогда в Шаббат Ки Таво один из величайших даров, который мы хотим получить, это использовать истину и оценить наш день, наш месяц и нашу жизнь. Сколько своей энергии, мыслей, слов и действий мы инвестируем в истинное, вкладываем в то, что может продлиться вечно? Все, что не длится вечно и не может продлиться вечно – это ложное. Это не означает, что иногда нам не нужно вкладывать и в преходящее, в ложное, но не так сильно, не впадать в глупости. И в Шаббат Ки Таво мы можем попросить жить более истинно и иметь понимание и сознание, с которым мы будем вкладывать свою энергию в то, что может длиться вечно. Поступая так, мы подключаемся к благословениям, которые длятся вечно. Мы подключаемся к Свету, который приходит без затруднений.