Один из очень мощных и важных уроков, находящихся в «Зоаре» в разделе под названием «Замки, двери и великие комнаты», интерпретировал Рав Ашлаг. Он говорит нам, что все эти три части являются составными одного и того же целого, замок превращается в некое открытие, а открытие превращается в зал – не так, как в этом мире, где у нас есть замок, а затем мы открываем, а там, вслед за этим, есть зал.
Мы знаем, что назначением и замыслом творения было просто дать каждому из нас и человечеству в целом только добро. Но если смыслом творения было дать нам великий Свет, то почему же происходит так, что весь опыт этого мира наполнен такой тьмой, болью и страданием? Рав Ашлаг говорит нам, что мы можем найти смысл в этих двух прямо противоположных реальностях, поняв, что основа творения физического мира – это Желание получить ради себя самого, что является прямой противоположностью природы Света Творца, суть которой - Желание дарования. Но даже несмотря на то, что Свет существует внутри каждого из нас, мы переживаем боль и темноту, в той степени, в которой в нас преобладает существование Желания получить ради себя одного.
А это и есть секрет замков. Каждый из нас замкнут от Света Творца, от добра, которое лежит в основании творения этого мира. Наша приверженность Желанию получить ради себя одного является замком между нами и конечным предназначением творения, а также высшим Светом Творца. Если бы мы начали перебарывать эти моменты тьмы и смятения ради раскрытия Света Творца в этом мире и не позволять состояниям смятения и тьмы отделять нас от Света Творца, тогда каждая сбивающая с толку вещь, любое, что мы недопоняли, и все, что нам кажется лишенным смысла – все это стало бы открытием, сквозь которое мы бы обрели более высокую связь со Светом Творца.
Мы считаем, что смятение означает, что мы не подключены. Но то, что объясняет Рав Ашлаг, - это то, что каждая отдельно взятая вещь, которую мы не понимаем, каждая вещь, что происходит и противоречит добру Света Творца, внутри себя имеет искру Света. Поэтому когда мы перебарываем это смятение и сомнение и продолжаем быть подключенными, быть дарующими и идущими по пути духовной работы, это состояние смятения, собственно, становится открытием, ключом к пониманию. И это то, на чем нам стоит сосредоточить работу в Шаббат Ницавим–Вайелех.
Большинство из нас в этом году прошли сквозь испытания и вещи, которые мы не поняли. Но как нам знать, трансформируемся ли мы? Рав Ашлаг здесь предельно ясно выражается, и вот какой вопрос мы должны задавать самим себе: можем ли мы посмотреть на одну из трудностей, которые с нами произошли, и сказать «вау, какое величайшее откровение это было»? Можем ли мы сказать, что мы счастливы от того, что это случилось, поскольку мы осознаем, какие врата мудрости и подключения открылись нам благодаря случившемуся? Потому что настоящая «тшува» - это когда мы в состоянии отправиться в прошлое этого года и сказать: «Я понимаю, почему та тьма и то смятение случились, это для меня открытие, огромный зал Света и мудрости».
Такова проверка. Если мы кого-то по-настоящему обидим и сделаем тшуву, тогда на одном из уровней действительно негативный поступок превращается в позитивный. На на более глубоком уровне это означает, что мы способны посмотреть на весь год и осознать, что с нами не случилось ничего негативного, это был всего лишь замок, потому что замок – это открытие, а октрытие это зал. Это, конечно, коррелируется с духовной работой, которую мы проделываем, но я уверен, что для всех из нас до сих пор существуют вещи, через которые мы прошли в этом году, которые кажутся лишенными смысла, которые нам непонятны и которые до сих пор ощущаются нами как нечто негативное. Это означает, что все еще существует работа, которую необходимо над ними проделать, потому что, в конечном счете, мы можем прийти к тому чтобы видеть даже самые худшие вещи из тех что с нами случаются как величайший Свет.
Это работа, которую мы должны проделать в этот Шаббат. Это работа, которую мы должны проделать, чтобы подготовиться к Рош Ашана. Мы должны просмотреть весь минувший год, найти эти замки, подумать о них и посмотреть, можем ли мы найти открытия внутри этих замков. И если нет, нам нужно проделать еще больше работы и посвятить еще больше усилий в то, чтобы убрать Желание получать для самого себя. Потому что одно точно: если бы мы были абсолютно выше Желания получать для самого себя, мы бы во всем видели только Свет. Не было бы тьмы и смятения. Если до сих пор есть что-то в минувшем году, на что мы оглядываемся и не понимаем, рассматриваем это как тьму, это потому что мы не изменились.
Вот работа этого Шаббата. Можем ли мы оглянуться на минувший год и увидеть все как проявление Света? Можем ли мы увидеть во всей темноте и смятении только Свет внутри? Если нет, то давайте еще поработаем. Давайте поднимемся выше, потому что когда мы станем ближе к состоянию полной уверенности, которая приходит с полным исчезновением Желания получать для самого себя, то мы видим только Свет, а в замках видим только открытия, которые ведут к более великим залам понимания и мудрости.
Теперь мы понимаем, чего мы просим: большей уверенности, чтобы видеть только Свет внутри замков, и силы проделывать работу, которая включит эту уверенность. В течение этой недели мы делаем эту работу, а в Шаббат мы получаем подарок. В этом смысл Шаббата, мы хотим достичь состояния, в котором мы больше не видим замков или даже дверных проемов, а только великие залы мудрости и понимания, и великий Свет и мудрость всего, что с нами случилось. Мы еще не достигли такого уровня. Нам нужно делать духовную работу, чтобы подняться от Желания получать для самого себя. В этом и состоит вся работа месяцы Элюль. В этом и состоит подготовка к Рош Ашана.
И в этот Шаббат мы можем получить, как мы уже сказали, силу для большей уверенности и для более высокой духовной работы, способность видеть в замках открытия и развернуть их в великие залы мудрости и понимания того, что с нами произошло в каждом аспекте жизни.