В начале недельной главы «Лех Леха» Творец впервые полностью открывается Аврааму. Однако каббалисты говорят, что за этой историей о раскрытии стоит более глубокий процесс, через который прошел Авраам, процесс, который таит в себе невероятный секрет.
Есть в Мидраше притча, которую приводят каббалисты, объясняющая раскрытие Авраама. В ней Авраам сравнивается с человеком, который путешествует из одного места в другое и вдруг видит красивый дворец. Он думает про себя, что этот красивый дворец не мог просто взять и появиться сам по себе, должен существовать тот, кто его построил или кто-то, кто заказал его построить. Затем история рассказывает, что вслед за мыслью о том, что должен существовать хозяин поместья, хозяин поместья объявляется и говорит «Я - хозяин».
Точно также, говорит нам Мидраш, Авраам задавался вопросом, может ли быть так, что не существует той Силы, которая привела к существованию этого мира? И благодаря этому вопросу Творец открылся Аврааму и сказал: «Я – Творец этого мира».
Каббалисты говорят, что Авраам проходил через духовный процесс. Он хотел знать, какова истинная духовная тропа, и тогда он начал рассматривать историю человечества. История человечества вплоть до его дней была не так длинна, но все же в ней были уроки, которые можно было извлечь. Он посмотрел на поколение Потопа, которые были эгоистичными, себялюбивыми, разрозненными людьми. Они воровали друг у друга и причиняли друг другу боль. Он смотрел на них и понимал, что произошло великое разрушение, они все погибли. Он знал, что такая тропа никак не могла бы быть верной.
Затем он подумал о другом моменте человеческой истории, называемом «дор hа-пелага», когда все люди собрались вместе впервые ради дарования. Они были едины в наречии и желании. Они все понимали то, о чем говорится в книге Рава Ашлага «Мудрость Истины», что единственное, что может сохраниться в этом мире, это тропа, сообщество, мир, построенные на Желании Дарования. Но все же, как сказано, Творцу не понравилась и эта тропа.
Авраам сбит с толку. И он думает про себя день ото дня, неделю за неделей, месяц за месяцем, что, в то время как довольно ясно, что поколение Потопа шло неверной тропой, он не может понять, что же сделало не так поколение, которое стояло особняком, поколение под названием «дор hа-пелага». Они понимали все как надо. Они понимали, что правильно иметь Желание Дарования, правильно быть сплоченными, помогать друг другу. И все же, он увидел, что в мире есть Сила, и эта Сила разъединила их, так что ясно, что она была недовольна избранной ими тропой.
Что же есть еще? Авраам задавался вопросом, чего же хочет Творец; Он не хочет разъединения, но, как видно, он не хочет и единства. Затем Творец раскрывает Себя Аврааму, и впервые в истории кто-то понял тот секрет, который мы с вами изучим сейчас.
Творец говорит ему, что поколение под названием «дор hа-пелага», те, кто собрались вместе и поняли, что нужно идти по пути дарования и единения, поняли все верно на 99%. Их желанием было: «Давайте объединимся, давайте жить духовной жизнью, чтобы мы смогли обосноваться, чтобы мы смогли наслаждаться и физическим миром, и духовным. Давайте жить в довольстве». Однако их духовная работа была основана на желании оставаться довольными, и это лишь на 99% правильно. А оставшийся 1% никогда не приведет к концу. Ведь что такое Свет Творца? Свет Творца – это Бесконечность. И если вы удовлетворены на некоем уровне, физическом или духовном, вы не подключены.
Но это не означает, что мы должны быть недовольными тем, что у нас есть. Это не означает, что мы не должны ценить уже у нас имеющееся. Когда мы получаем великое благословение, то да, надо быть счастливыми и благодарными за него. Но насколько далеко вперед мы хотим продвинуться? Насколько более велико наше желание?
Проблема поколения «дор hа-пелага», как это открылось Аврааму в этот Шаббат, заключается в том, что они забыли об осознании Бесконечности. Их желанием в духовной работе было достичь единства, построить мир, основанный на Желании Дарования, основанный на заботе обо всех вокруг. Все должны быть довольными, все должны иметь то, в чем они нуждаются. А что потом? Они забыли, что предназначение Творения этого мира не в том, чтобы все были довольными, предназначение Творения этого мира – чтобы у всех все было до Бесконечности, как в физической природе, так и на уровне сознания, подключения, духовных благ.
И это было их ошибкой. И это то осознание, которого достиг Авраам в этот Шаббат. Поразмыслите. Не горит ли это желание внутри вас? Не оно ли движет вами по жизни? Ответ для большинства из нас «нет». Все мы на том уровне, когда мы говорим «окей, вот этого я хочу достичь, вот туда я хочу попасть, вот это я хочу иметь, у меня это есть, отлично, … я хочу еще немного больше». Но почти никто из нас не живет в осознанности Бесконечного Мира.
А если мы не живем с такой осознанностью, то мы не подключены к Бесконечному Миру. Таким образом, несмотря на то, что поколение под названием «дор hа-пелага» на 99% шло правильным путем – они были духовными, сплоченными, они делали духовную работу, их желанием было дарование, их желание было построить мир, основанный на Желании Дарования – они забыли одну вещь: что самое главное – это Бесконечный Мир. Самое главное – это Бесконечное желание, Бесконечное проявление. Вот здесь-то они и пали. Но Авраам здесь не упал, потому что он знал, что всегда должно быть нечто большее.
Конечно, тропа поколения Потопа была неверна, эгоизм – это неправильный путь. Но вместе с этим, просто создавать комфортную физическую и духовную структуру – это тоже не выход. Должно быть подключение к постоянному осознанию Бесконечного Мира, а это означает, что все, чтобы мы ни создавали, должно основываться на бесконечности, должно быть основано на том факте, что всегда есть большее – большее осознание, бОльшая подключенность, бОльшее понимание, больше благословений.
Авраам знал, что, в сравнении с мудростью, которую он постиг, та мудрость, которую Творец еще может ему дать, Бесконечная мудрость, намного больше. Аврааму было ясно, что все, что, как ему казалось, он понимает, в сравнении с Бесконечным пониманием равняется нулю. И поэтому подарок этого Шаббата – это никогда не останавливаться на достигнутом.
Мы не подключены к осознанию Бесконечного Мира. Поэтому у нас нет сосуда для истинных благословений. Авраам каждую секунду своей жизни желал более глубокого понимания, более глубокого подключения и более глубокого благословения, потому что он знал, что они существуют. Один из величайших подарков этого Шаббата – это дар вне пределов границ, в которых большинство из нас существуют: попросить иметь постоянную осознанность, чтобы смочь понять, что все, что мы имеем и понимаем, в сравнении с Бесконечными благами и Бесконечным Миром, является ничем. Поэтому мы хотим истинного подключения к Бесконечному Миру, и когда придет величайшее благословение, мы не будем удовлетворены, потому что мы знаем, что есть еще большее благословение – в Бесконечном Мире.