Разница между простым и прямым подключением к Свету Творца

Блог Майкла Берга

В недельной главе Толдот Ривка получает божественное вдохновение, что Яаков должен украсть благословение, которое его отец Ицхак собирался дать его брату Эйсаву. Сказано, что натура Яакова была «там» (иврит), что означает «простой человек», такой, который не станет манипулировать или красть. Яаков, таким образом, был поставлен в ситуацию, которая полностью противоречила его природе.

«Зоар» говорит, что до того, как Яаков отправился красть благословения, он молился, повторяя стих Псалма: «Спаси меня от слов или языка лжи, от любых слов, которые не являются правдой». Странно, что, собираясь обманывать и красть, он выбирает эту молитву. То есть, что это значит, что Яаков, перед тем как войти в комнату Ицхака и использовать ложь, чтобы украсть благословения у Эйсава, молится «Обереги меня от лжи»?

 

Благословения, которые Яаков должен был получить, как говорит нам Рав Ашлаг, были всем Светом, который нужен был человечеству, чтобы навсегда положить конец боли, страданиям и смерти. И «Зоар» говорит нам, что Яаков мог получить эти благословения только путем обмана. Но почему это должно было произойти именно так?

 

«Зоар» говорит: «Яаков должен был прийти с мудростью и через обман, потому что он должен был исправить грех Адама». Этот процесс, собственно, по сути, означает забрать Свет Бессмертия, Свет, который назывался «Гмар hатиккун»,  у змея, то есть у Негативной Стороны. А Негативная Сторона, как нам рассказывает «Зоар», это то, что называется «царством лжи». Таким образом, то, что проделал Яаков, было исправлением греха Адама; так же как змей путем обмана и лжи заставил Адама и Хаву пасть во тьму и потерять бессмертие, Яаков через свою ложь и обман забрал благословения обратно.

 

Яаков, должно быть, знал о том, о чем нам рассказывает здесь «Зоар», что ложь и обман были единственным путем забрать благословения. Тем не менее, молитва заключалась в просьбе оберечь его от лжи. Это странно, представьте, что вы вот-вот совершите что-то, что должно повернуть ход истории и вернуть потенциал человечества положить конец боли, страданиям и смерти. И вместо того, чтобы молиться Творцу, чтобы Он помог вам в этом, вы молитесь о чем-то другом: «Обереги меня от лжи». Но вы же собираетесь лгать.. так зачем именно эта молитва, что связана с обереганием от лжи?

 

Чтобы это понять, я хочу поделиться с вами параграфом от Маараля из Праги, великого каббалиста, который раскрыл множество секретов. Он говорит, что Книга Притчей рассказывает, что есть два типа людей, подключенных к Свету Творца – есть те, кто «ешурун» (иврит), что означает «прямой и прямолинейный», и «тамим», что значит «простые, наделенные простой уверенностью». Однако есть огромная разница между их степенью подключенности к Свету Творца.

 

Маараль говорит нам, что разница между «быть прямолинейным» и «иметь простую уверенность» - в том, что прямолинейный человек использует свой разум, чтобы понять, что он должен сделать. Он хочет сделать правильный поступок и всегда пытается вычислить, что именно это будет. В то время как он постоянно просит Свет Творца показать ему, что это, состояние  «тамим», имеющего простую уверенность,  выводит человека на уровень, где ему даже не нужно больше думать, что правильно, а что нет. У него это врожденное понимание. Это сила простой уверенности: когда ты за это борешься, это дает тебе по сути встроенную способность всегда делать и говорить правильные вещи, всегда идти верным путем.

 

Поэтому тот, что прямолинеен, все еще должен бороться за правду и за то, чтобы совершать правое дело, в то время как «тамим» - тот, у кого простая уверенность,  и делает правое дело правильным способом, и ему не нужно об этом думать. У Яакова было оба качества; Маараль говорит нам, что, если речь шла о личных потребностях Яакова или его собственном направлении движения, у него была простая уверенность и ему не нужно было просчитывать шаги наперед. Но когда дело касалось влияния на остальных, он прибегал к своему уму, чтобы понять, что он должен сделать.

 

 

Иметь простую уверенность – это высочайший уровень, в то время как те, кто «ешурун» все еще используя свой мозг, чтобы понять, что хорошо, а что плохо, не имеют врожденной способности всегда видеть, что хорошо, а что плохо, и это более низкий уровень. Сказано про «тамим», таким образом, что человек, который борется за простую уверенность, хотя бы в том, что касается его самого, достигает бессмертия. Так что, пока человек, который борется и сражается за то, чтобы понять, что есть правое дело, и да, действительно, получит подключение к Творцу, это не будет тот уровень Бессмертия, которого достигнет тот, кто борется и обретает, и вырастает до простой уверенности.

 

Важно понять логику всего этого. Почему простая уверенность – самый мощный инструмент подключения к Свету Творца? Потому что мы не покидаем Творца, когда мы находимся в простой уверенности. Когда же мы прямодушны, однако, это означает, что мы своим умом пришли к ситуации, когда кто-то нам что-то делает, мы думаем своим умом, что мы должны сделать что-то в ответ или как-то отреагировать, и приходим к выводу. И этот мыслительный процесс находится за пределами Света Творца, пока мы не решим, как нам правильно поступить, и затем мы снова подключаемся к Свету Творца.

 

В то время как в случае с простой уверенностью, если кто-то нам что-то сделал, у нас будет та самая уверенность, что это исходит от Света Творца, и тогда мы даже не думаем о том, как мы должны отреагировать или как нам поступить. Этот процесс никогда не разъединяет нам от Творца, это для нас не естественный процесс, потому что мы рождены, чтобы жить в этот мире лжи. Весь мир, как всегда напоминал нам Рав Берг, это мир иллюзии. Пожалуй, нет ничего в этом мире, на что бы мы могли указать и сказать, что это абсолютно реально, и единственный способ бежать от этого мира лжи – это быть «тамим».  

Как это сделать? Когда всплывает ситуация, не нужно использовать свой ум, чтобы вычислить, как поступить. Напротив, мы доверяем тому, что это исходит от Света Творца. Тогда, как хочется надеяться, когда придет следующая ситуация, мы можем продолжить быть активными в простой уверенности, а затем, в конце концов, уже никогда не падать обратно в мир лжи. Чтобы достичь уровень полного единения со Светом Творца, мы должны постоянно бороться за то, чтобы покинуть поле битвы с Негативной Стороной и прекратить пытаться решать, как поступить правильно. Мы хотим развить в себе это, потому что каждый шаг навстречу простой уверенности – это не просто шаг, приближающий к Бессмертию, но и, как нам сказано, это сдерживает физические и духовные силы от того, чтобы навредить тем, кто борется за него и двигается в его направлении.