Внедельной главе Ваеце рассказывается, что Яакову был сон, а затем он просыпается. Мы знаем, какой сон: он видит лестницу и ангелов, поднимающихся и спускающихся. Сказано, как в Торе, так и в «Зоаре», что Яаков просыпается ото сна и говорит, будто бы сам собой недовольный: «Творец и здесь! Как я этого не знал? Бог был здесь, Свет Творца был здесь.. Почему я позволил себе уснуть?»
Итак, «Зоар» рассказывает нам, что это место, одновременно в рамках физического времени и пространства, по каким-то причинам призвано было раскрыть великий Свет. Но удивительно ли это, даже для Яакова, что он не знал, что это был тот самый момент и то самое место, где случатся великие раскрытия? Не укладывается в рамки здравого смысла, чтобы он опечалился от этого, потому что никогда не знаешь, когда настанет тот момент времени или в каком месте будет раскрыт великий Свет.
Поэтому удивительно, почему Яаков бичует себя за то, что не знал, что это такое мощное место и время? «Зоар» говорит, и нам важно это понять, что в том, что Яаков говорит сам себе и чему нас это учит, таится секрет. Яаков просыпается и говорит: «Я не знал. Мне не удалось соединиться с тем, что называется Лик Творца».
Рав Ашлаг объясняет, что, когда Яаков говорит «Я не знал», это будто бы он спрашивает: «Как так, что все это мне открылось, а я даже не подтолкнул себя к тому, чтобы узнать больше, чтобы соединиться еще более прочно и мощно со Светом Творца и стать самосовершенным?» Рав Берг всегда говорил, что слово «знать» в иврите – йедиа – представляет собой единение. Поэтому Яаков говорит: «Это было здесь, а я не был пробужден для более великой связи со Светом Творца». Он говорит это уже после раскрытия, ему уже был сон и он просыпается. Он сказал: «Все это произошло со мной, а я не подтолкнул себя достаточно для того, чтобы соединиться, не подтолкнул себя под сень крыльев Шхины, чтобы стать совершенным».
Так что «Зоар» рассказывает нам, что, когда Яаков просыпается и вопрошает: «Как это я не знал?» - на самом деле он говорит: «Как я позволил себе не подтолкнуть себя, чтобы стать совершенно исправленным, после всего, что я только что пережил? После этого опыта переживания, как мне снова быть прежним?» Вот в чем секрет. То, что Яаков говорит сам себе – и это, на самом деле, больше относится к нам, нежели к нему, это: «Это только что произошло. Как я могу оставаться прежним человеком? Как я могу не толкать себя к самосовершенствованию?» И то, что Яаков сказал себе – это то, что мы должны говорить себе каждый день, постоянно. То, что дает нам в этот Шаббат Яаков, и секрет слов, которые он произносит, как говорит нам «Зоар», является осознанностью того, как мы могли бы пережить нечто пережитое и не толкать себя совершенно по-иному.
Нам стоит заслужить, с помощью Яакова и понимая того, что говорит нам «Зоар», не падать в одном и том же месте. Мы должны задать себе вопрос: «Как я могу, после всего, что произошло, вернуться к тому же или даже к чуть лучшему по сравнению с тем, кем я был?» Яаков говорит нам, что не может быть такого, чтобы мы после такого опыта переживания не подталкивали бы себя в направлении самосовершенствования абсолютно иным и более мощным способом.
Я очень рекомендую еще и еще раз перечитать эту главу в «Зоаре», потому что это то пробуждение, в котором нуждается каждый из нас. Не может быть так, чтобы у нас был этот опыт, а затем мы откатились обратно. Не может быть, что у нас был тот опыт переживания и мы не толкаем себя совершенно по-новому становиться совершенными. Это важно понять.