Глава Ваигаш начинается со слов: «Ваигаш элав Йегуда», что означает «И Йегуда подошел к нему (Йосефу)». Но смысл этой фразы не в том, что Йегуда подошел к Йосефу, он намного глубже. «Ваигаш элав Йегуда» – это о нас, пришедших к Творцу с «азут де-кдуша» – наглостью святости, чтобы предстать перед ним и попросить обо всем, что находится за гранью наших возможностей. Мы не случайно читаем эту главу в первый Шаббат после Хануки. Несколько Макавеев, смогли победить греческую армию не потому, что они были сильнее физически. Чудо стало возможным благодаря тому, что они поднялись и достигли наглости святости.
В Талмуде есть история Накдимона Бен Гуриона. В такие праздники, как Песах, Шавуот и Суккот, израильтяне и паломники из разных стран часто приезжали в Иерусалим. Однажды в город прибыло значительно больше людей, чем ожидалось, и на всех не хватило воды.
Накдимон бен Гурион, очень известный состоятельный человек, живший в те времена в Иерусалиме, пришел к другому состоятельному человеку, который владел колодцами. «Одолжи мне двенадцать своих источников, чтобы все люди, находящиеся сейчас в Иерусалиме могли напиться. Обещаю, что в назначенный срок я выплачу тебе долг, предоставив двенадцать колодцев, наполненных водой. А если в тот день я не смогу отдать тебе двенадцать полных колодцев, я заплачу двенадцать серебряных монет». В то время двенадцать серебряных монет были огромным богатством.
Назначили срок, в который Накдимон должен был вернуть долг. Год выдался засушливым, и когда Накдимону пришло время отдать двенадцать наполненных водой колодцев, тот не смог этого сделать. Он вырыл 12 колодцев в надежде, что дождь наполнит их водой и ему удастся вовремя отдать долг богатому человеку.
Утром того дня, когда нужно было расплатиться, состоятельный человек отправил послание Накдимону: «Верни мне воду, если она есть, или заплати серебром. Настал день, когда ты обещал вернуть долг». Накдимон написал ответное письмо: «Не волнуйся, у меня есть еще целый день впереди». В этот день Накдимон получил еще одно послание: «Верни либо воду, либо деньги». На что Накдимон ответил: «День еще не кончился». Перед закатом пришло третье сообщение: «Отдавай воду или деньги». И снова Накдимон ответил: «Не переживай, у меня еще есть остаток дня, чтобы заплатить тебе».
Богач расхохотался, когда услышал такой ответ. Ведь целый год не было дождя. Неужели Накдимон думает, что за несколько оставшихся часов пройдет дождь, который сможет наполнить все двенадцать колодцев водой?
А Накдимон отправился в Храм и начала молиться. Он говорил Творцу: «Ты знаешь, почему я одолжил эти двенадцать колодцев. Я сделал это не для себя. Не для моей семьи. Я сделал это для Тебя». В тот момент, когда Накдимон закончил свою молитву, начался сильный ливень, переполнивший все двенадцать колодцев. Выйдя из Храма, Накдимон на улице встретил богача и шутливо сказал ему: «Теперь ты мне должен, ведь источники переполнены водой. Я отдал больше, чем занимал». Богач ответил: «Я знаю, что дождь пошел из-за тебя. Творец ради тебя изменил мир. Но у меня все еще есть причины жаловаться. Теперь, когда так темно и пасмурно, у меня есть право сказать, что дождь начался, когда солнце село. Ливень прошел уже в мой день, а не в твой, так что ты должен отдать мне серебро».
Накдимон вернулся в Храм и начал молиться: «Дай всем знать, что Ты любишь людей в этом мире, и что я связан с Тобой по-настоящему!» И в ту же секунду облака рассеялись, небо прояснилось и засияло солнце.
Эта история поведала нам о двух чудесах. Сначала Накдимон сказал Творцу: «Я сделал это для Тебя, потому и оказался в долгу перед этим человеком». И Творец немедленно явил чудо в виде дождя. Засуха длилась целый год, но когда Накдимон по-настоящему попросил об этом, дождь начался. Второе чудо произошло, когда Накдимон вернулся в Храм и опять помолился Творцу: «Дай миру знать, что я связан с Тобой по-настоящему», – и солнце засияло.
Я думаю, что второе чудо является более значимым, потому что в первом случае Накдимон просто был в отчаянии. Целый год не было дождя, а он не хотел отдавать богачу деньги. Это тоже большое чудо, но оно родилось от отчаяния. Второе же чудо произошло, когда Накдимон поднялся с наглостью от святости и сказал: «Нет, я контролирую этот мир». Накдимон мог бы спорить с богачом несколько часов и, возможно, выиграть спор, но вместо этого он вернулся в Храм и взмолился: «Дай им знать, что я связан с Тобой». Вот почему второе чудо важнее первого.
Множество людей в отчаянии просят Творца прийти и помочь им, но недостаточное количество из нас обладает такой наглостью святости, чтобы встать и сказать: «Мы намерены изменить мир. Мы говорим Творцу, что он должен совершить это чудо».
Как же проломить стену, которая до сих пор держит нас в темноте и сохраняет в наших жизнях боль? Как сломать то, что оставляет весь мир во тьме и боли? Мы способны преодолеть ее благодаря такой вот наглости, просто встать и сказать: «Я собираюсь попросить и получить, несмотря на мои способности». Накдимон это сделал. Йегуда это сделал. И в Шаббат Ваигаш у нас всех есть возможность встать и попросить, невзирая на наши возможности, Йегуда пробуждает это внутри нас.
Оригинальный текст на www.michaelberg.net