В главе Шмот мы приближаемся к известной истории о Моисее и горящем кусте. Среди комментаторов-каббалистов ведется дискуссия не только о том, чем именно был горящий куст, но и о том, что более важно, – какое сознание Творец пробудил в Моисее, которого хотим достичь и мы? Какое сознание мы хотим пробудить в себе, чтобы принести Окончательное Спасение?
Моисей наблюдает объятый огнем куст терновника и говорит: «Я хочу увидеть «Амаре аГадоль Азе» - Великое Видение. Почему он это так называет? Что удивительного в том, что было показано Моисею?
Чтобы понять это, мы обратимся к учению великого каббалиста Маараля из Праги. Он говорит: «Всякий раз, когда вы находите величие Света Творца, вы находите и смирение Света Творца». Нам предстоит понять это утверждение. Маараль из Праги объясняет, что о величии Света Творца говорит то, что он находится даже с самыми низкими. Секрет горящего терновника таков: Моисею было показано что-то, о чем у каждого из нас есть некое представление, но нет реального понимания. Большинство считает, когда человек на низком уровне, в самой низкой точке, как израильтяне были в тот момент, то в нем присутствует меньше Света Творца.
Но это не так. Творец явился Моисею и сказал, что израильтяне в Египте не имеют понятия о том, что Его Свет «опирается» на них даже в самом низком месте. Израильтяне, говорит нам Зоар, в тот момент пребывали в самых низких сорок девятых вратах негативности. Они были уверены, что в этой низкой точке с ними меньше Света Творца, чем тогда, когда они находились в самом высоком состоянии. Творец же является Моисею и говорит, что пока израильтяне этому верят, и пока сам Моисей не укрепит свою уверенность в обратном, Окончательное Спасение не может случиться. Моисей должен был изменить свое сознание: Свет Творца присутствует в самых низких местах в той же полноте, что и в самых высоких, пребывает с людьми на самом низком уровне так же, как и с теми, кто на самом высоком.
Творец приводит Моисею пример: «Смотри, чудо явилось не на большом красивом дереве, а на этом кусте с шипами». Почему? Потому что шипы – это самая низкая, незначительная и неприглядная часть царства растений. Моисей должен был укрепить свою уверенность в том, что Свет Творца присутствует в низшем состоянии в той же мере, что и в самом высоком.
Таков секрет горящего терновника. Творец велит Моисею пробудить свою уверенность, а потом вернуться к израильтянам и пробудить их уверенность, поскольку они считают, что там, где они сейчас, нет Света Творца. Они думают: место, где они находятся, слишком темное, низкое и далекое, чтобы Свет Творца мог там существовать. Но Творец говорит: «Нет, Моисей, сначала ты сам должен вспомнить об этом, а потом вернуться и напомнить им».
Где мы находим самый большой Свет? В самых низких местах. Свет Творца есть, как для тех, кто находится в самом низком месте, так и для тех, кто в самом высоком месте. Творец хотел, чтобы Моисей показал израильтянам: несмотря на то, что они находятся в сорок девятых вратах негативности, Свет пребывает там с ними так же, как с самыми возвышенными душами. И пока израильтяне не знают этого, Спасение не может произойти. Вот почему Моисей говорит: «Это Великое Откровение», имея ввиду, что величие Света Творца присутствует даже в самом низу, даже в кусте терновника, даже в израильтянах, которые находятся в сорок девятых вратах негативности. Израильтяне должны были привести свое сознание к пониманию, что, несмотря на то, что они опустились так низко, Свет с ними, – даже в трудностях и проблемах, даже в сорок девятых вратах негативности.
Большинство из нас не верит в это. И, возможно, это одно из самых важных осознаний, которое нам предстоит. Мы думаем, когда человек поднимается в своем духовном развитии, то Света становится больше, а когда падает, количество Света уменьшается. Когда человек в это верит, живет с таким сознанием, то оно становится реальностью для него. Пока, пребывая в сорок девятых вратах негативности, израильтяне считали, что там Света меньше, Спасение не могло произойти. Моисей, будучи праведником и лидером того поколения, должен был изменить свое сознание и после этого вернуться к израильтянам, чтобы пробудить их к этому пониманию. Когда это сознание окрепло в Моисее, он смог пробудить Спасение.
Понимая историю горящего куста на более глубоком уровне, мы видим, речь тут о работе сознания. В первую очередь, необходимо было пробудить уверенность, чтобы Окончательное Спасение произошло. Второй уровень сознания должен был вызвать сдвиг, который и привел к Спасению. Израильтяне думали, что там, где находятся они, в низком состоянии сорок девятых врат негативности, Света Творца нет. Но Моисей должен был изменить их сознание, потому Творец показал Моисею, что Его Свет раскрывается в терновнике, низшем и не самом красивом растении. Почему? Потому что Творец хотел пробудить внутри Моисея ясность, сознание и уверенность в том, что Свет присутствует в самом низшем состоянии так же, как и в самом возвышенном.
Горящий терновый куст не был просто историей, откровением или пророчеством Моисея, он был его работой. Сначала Творец сказал ему: «Моисей, измени свое сознание. Даже на самом низком уровне Свет Творца присутствует в той же полноте, что и на самом высоком». Как только он пробудил свое сознание, Творец сказал: «Хорошо, теперь ты можешь начать процесс Спасения. Ты должен отправиться к израильтянам и рассказать им, что даже в их плачевном положении Свет Творца присутствует во всей полноте, и только тогда начнется Окончательное Спасение».
Это касается и всех нас. Мы должны знать, что тот же самый Свет, который раскрывался Рабби Шимону бар Йохай и всем когда-либо живущим великим душам, находится с нами прямо сейчас, не важно, как низко мы опустились, и в каком состоянии мы находимся. Мы не можем быть каналами и принести Окончательное Спасение, пока у нас не будет этой уверенности. Сдвиг уровня сознания, который должен был случиться у израильтян и должен произойти у нас для Окончательного Спасения, – это то самое понимание, что даже если мы в самом низком состоянии, Свет Творца все равно находится с нами. Если мы это осознаем, то будем способны его раскрыть, быть каналами Света Окончательного Спасения.
Оригинальный текст на www.michaelberg.net