Секреты Шаббата. Часть 2
Материалы
- Аудиозапись
Новый формат практичных семинаров! Учителя Московского каббала центра проведут вас через широкий спектр семинаров на различные темы, которые наполнят вас пониманием древней мудрости, дадут вам практичные инструменты для повседневной жизни и направят ваше сознание, чтобы помочь трансформировать препятствия в дарования.
Шаббат - это время, когда проявляется энергия Древа Жизни. Можно почувствовать то, что называется «личное наблюдение Творца». Это означает, что нет случайности, что все ситуации - в плане Творца. И тогда, когда мне хорошо, и когда мне плохо. И когда я подключаюсь, и когда я падаю. Всё от Творца. Его замысел содержит всё. В Замысле Творения были все наши действия.
Иногда мы спрашиваем: тогда зачем я живу, зачем преодолеваю, если всё предрешено? На этот вопрос мы получим ответ в конце пути.
Шаббат - это время совершенства, которое мы можем ощутить, если захотим, если подключимся. Чем больше мы знаем о том, что происходит, тем больше мы можем подключиться.
Мы знаем, что есть десять сфирот: Кетер, Хохма, Бина, Тиферет (состоящая из шести сфирот) и Мальхут. Каждая сфира делится внутри ещё на сфирот, внутри них есть то, что называется «миры»: Ацилут, Брия, Йецира и Асия.
В Шаббат три верхние сфирот мира Асия поднимаются вверх в три сфирот мира Йецира. И так далее. Соответственно, три нижние сфирот мира Асия - Нецах, Ход, Йесод - остаются пустыми от клипот. Поэтому Шаббат - это день, свободный от клипот, от негативности.
Если мы специально не инициируем негативные мысли, они могут не прийти.
Ари говорит о том, что хорошо делать до Шаббата. Клипот больше всего цепляют наше тело, особенно ногти. Обычно ведьму изображают с очень длинными ногтями, это не просто так!
Ногти - это остатки от первого тела Адама. Сказано, что Адам и Ева были сделаны из «ногтей». Материал ногтей отражает свет, и второе их качество - они постоянно растут, даже после смерти.
Ногти символизируют Чистую систему. Клипот нужна эта чистая энергия. Они ведь тоже получают энергию от Чистой системы, от Творца.
Поэтому Ари рекомендует до Шаббата постричь ногти.
Ещё хорошо принимать горячий душ.
Так как все миры поднимаются, образуется пустое место на месте нижних сфирот, клипот чувствуют, что скоро им нечем будет питаться, и поднимаются наверх. Рав всегда говорил, что накануне Шаббата всегда поднимаются ссоры и конфликты, которые инициируют клипот, чтобы остаться с человеком на Шаббат. Поэтому нужно быть очень осторожным, стараться избегать споров до момента зажигания свечей. Нужно это знать, потому что, если мы знаем, что происходит, то знаем, как вести себя. Если ты знаешь прогноз погоды, ты можешь одеться соответствующим образом. Поэтому Ари говорит, что, если ты знаешь, что перед Шаббатом клипот могут пробуждаться, то будешь осторожным.
Во времена Ари не было душа. Поэтому он говорит, что нужно нагреть воды и сначала вымыть голову и умыться, смывая клипот вниз. Затем совершить омовение тела по схеме Зайн тахтонот (Семь нижних): руки - Хесед и Гвура, тело - Тиферет, ноги - Нецах и Ход, половые органы - Йесод, ноги ниже колена – Мальхут (как мы делаем Тикун hаНефеш). Так клипот уйдут от нас.
Ари говорит, что нужно в это время медитировать на «Шальhевет (Пламя) Йуд Кей». Йуд – Хохма, Хей – Бина. Кетер, Хохма и Бина – Гимель Ришонот (Три первых) - это та энергия, которая нас очищает. Самый эффективный способ успокоить человека – разговаривать с ним. Ты не разговариваешь с телом – ты разговариваешь с тремя верхними сфирот. Энергия, которая его успокоит, приходит от наших трёх верхних сфирот, в основном, от Хохмы и Бины. «Мохин» (буквально: «мозги») означает «внутреннюю энергию». Это энергетика, находящаяся внутри парцуфа (структуры). Это энергия, которая нас питает, даёт нам жизнь.
Поэтому Ари говорит, что нужно медитировать на «Шальhевет Йуд Кей» и мысленно толкать клипот вниз, чтобы они не могли нас касаться в течение 25 часов, чтобы мы могли почувствовать, как жить без клипот.
И после этого человек надевает одежды Шаббата. Конечно, вы не имеете возможности всё это делать. Но надо понимать, что Ари не жил чтобы зарабатывать деньги, он жил, чтобы быть каналом Творца. А всё остальное было для него на втором месте.
Поймите, что цель жизни – делать тикун. Ваша работа – это делать тикун. Общаться с людьми, обманывать или быть честным, ведь чем больше денег вы можете заработать, тем больше соблазнов будут на вашем пути.
Ари говорит, что те одежды, которые человек надевает в Шаббат, должны быть только для Шаббата, чтобы показать важность Шаббата.
Потом мы зажигаем свечи Шаббата – две свечи. Свеча – «нэр» на иврите – это аббревиатура Нефеш – Руах. Женщины зажигают свечи за 18 минут до заката, потому что именно в это время был совершён грех Адама и Евы, тот момент, когда мы «упали», пришли к сознанию Древа Познания добра и зла. «Нэр», свеча – чтобы пробуждать силу души. Нумерология 250. Две свечи – 500, что равно 248 (количество органов мужчины) плюс 252 (количество органов женщины). Это символизирует объединение мужского и женского, души и тела, Света и сосуда.
Каббалисты обычно зажигали 10 свечей – для 10 сфирот.
Шаббатние свечи зажигают женщины, потому что именно Ева первой отведала запретный плод, и из-за неё мы упали сюда. Хотя Рав Ашлаг говорит, что грех Адама и Евы был необходим, мы должны были сюда спуститься.
Подумайте: ещё 200 – 300 лет назад не было электричества. Люди работали при свете дня, возвращались домой затемно и ложились спать. А утром просыпались часа в 4-5, когда солнце уже всходило, и отправлялись на работу. Мы сейчас преодолели все эти ограничения, и у нас есть контроль. На самом деле, то, что человек придумал как использовать огонь – самое гениальное изобретение.
До греха Адама и Евы мы были в другом мире, а после этого – спустились в мир Асия, где мы не видим, не ощущаем результат. Как во время творения мира деревья должны были полностью иметь вкус плода – и корни, и ствол, и ветки, и листья. Но стало не так. И мы не можем ощущать энергию плода, результата, когда она ещё на уровне идеи… Мы можем почувствовать некоторый вкус, так как идея – в голове, это Гимель ришонот, но, когда она спускается в нижние семь сфирот – мы начинаем её реализовывать – мы уже не чувствуем вкуса результата.
Зажигая свечи Шаббата, мы хотим принести Свет от высших миров, чтобы был и материальный Свет, чтобы дома было светло, и мы могли этим наслаждаться, и Свет нематериальный, из высших миров.
Есть время Света – «бокер» («утро»). И есть время тьмы – «эрев» («вечер» на иврите). Слово «эрев» - однокоренное слово со словом «ирбувйа», «путаница». Вечером всё перемешано, ты не понимаешь, где добро, где зло. Ты не видишь так ясно, как днём. Представляете, Иаков женился на Рахель, и только утром узнал, что на самом деле женился на Лее.
«Бокер» - от слова «бекорет», «критика». Утром ты видишь ясно. Зажигая свечи, мы хотим принести Свет на вечер, чтобы у нас в течение недели была возможность различать добро и зло.
Зажигая свечи, мы начинаем подниматься и притягиваем Свет от мира Брия.
И мы начинаем Каббалат Шаббат. Рав говорил, что мы должны медитировать, что находимся во дворе синагоги Ари в Цфате. Ари говорил, что нам нужно делать Каббалат Шаббат на улице, и лучше – в поле. «Садех», «поле» на иврите, а на арамейском языке – «Хакаль». Если поменять буквы местами, то получится «халак», «чистый». Чистый от клипот.
Мы начинаем с Нецах, Ход, Йесод, где уже нет клипот. И Ари говорит, что нам нужно поворачиваться на Запад. Запад – это Мальхут. Мы хотим наполнить Мальхут всем тем, что получаем в Шаббат. «Мальхут» означает «царство», но это не царство Творца, это царство, где есть полный контроль желания получать для самого себя. И мы должны Мальхут обучать.
Первый псалом, который мы начинаем петь, псалом царя Давида «Мизмор леДавид», и здесь начинается подъём миров: Хохма, Бина и Даат нижнего мира поднимаются в Нецах, Ход и Йесод высшего. Мы начинаем петь «Мизмор леДавид hаву ладонай…», и далее есть три «hаву», три подъёма. Если человек знает все эти каванот, подъём происходит автоматически.
Ари говорит, что во время первого «hаву» Даат подключается к Йесоду мира Йецира. Во время второго «hаву» Бина подключается к Ход, и во время третьего – Хохма подключается к Нецах верхнего мира. Нецах, Ход, Йесод мира Йецира поднимаются на место Хесед, Гвуры, Тиферет. А Хесед, Гвура, Тиферет поднимаются на место Хохмы, Бины, Даат. А те, в свою очередь, поднимаются на место Нецах,Ход, Йесод мира Брия. Вот что происходит в то время, пока мы поём «Мизмор леДавид». И это есть приготовление для того, чтобы получить первый дополнительный Нефеш. Получить дополнительный Нефеш означает получить больше энергии, а получить больше энергии можно тогда, когда ты очистился.
Потом мы поём «Леха Доди», а после этого – «Мизмор шир лейом аШаббат». Мудрецы говорят, что несмотря на то, что этот псалом написан царём Давидом, на самом деле написал его сам Адам, после греха, раскаиваясь. Он пел эту песнь чтобы делать тшуву. Поэтому псалом «Мизмор шир лейом аШаббат» помогает нам очиститься от всей негативности, созданной нами в течение недели. Псалом заканчивается словами «Ашем леорэх ямим» («ЙКВК леорэх ямим»), что является аббревиатурой Йуд Ламед Йуд, которая помогает нам поднять все искры Света, которые мы бросили в негативность.
Так же, как и во время «Мизмор леДавид» сфирот мира Асия поднимаются в мир Йецира, так и во время «Мизмор шир лейом аШаббат» сфирот мира Йецира поднимаются в мир Брия. Нецах, Ход, Йесод поднимаются на место Хесед, Гвуры, Тиферет, а Хесед, Гвура, Тиферет поднимаются на место Хохмы, Бины, Даат. Происходит «апгрейд». Все поднимаются на ступень выше.
Мудрецы говорят, что, когда мужчина и женщина женятся, и пока у них нет детей, они – Зейр Анпин (мужчина) и Мальхут (женщина). А когда у них появляются дети, происходит «апгрейд». Мужчина становится Хохмой, а женщина – Биной.
После этих молитв мы начинаем другое подключение. В Шаббат всегда есть молитвы и трапеза. Во время трапезы мы уже начинаем кормить Мальхут чем-то более материальным.
После молитв происходит Кидуш и Амоци. Первая трапеза называется «Хакаль тапухин кадишин», «Поле святых яблок». Мальхут, желание получить для самого себя, в начале подключается к Нецах, Ход, Йесоду Зейр Анпина, потом к Хесед, Гвуре, Тиферет Зейр Анпина, а потом – к Бине, Даат, Хохме Зейр Анпина.
Начало Шаббата, когда мы начинаем молиться, называется «Хакаль», «Поле». И она получает от Нецах, Ход, Йесода Зейр Анпина.
После молитвы Амида есть благословение «Меэйн Шева», во время которого Мальхут получает от Хесед, Гвуры, Тиферет Зейр Анпина и называетсяя «Хакаль тапухин», «Поле яблок». «Яблоки» - это Хесед, Гвура, Тиферет, или: Авраам, Ицхак, Иаков. И в Кидуше трапезы она уже называется «Хакаль тапухин кадишин», потому что она получает от Хохмы, Бины, Даат.
Еда, которую мы получаем, считается Хохмой, Биной, Даат. Еда, которую мы едим, даёт нам огромную энергию. Мы должны всегда думать во время еды, что еда – это способ, которым Творец даёт нам энергию. Неважно, ешь ли ты в ресторане, или дома, неважно, кто тебе приготовил эту еду, важно, что Творец хочет с тобой делиться своей энергией.
Кидуш, говорит Ари, - это секрет «Кадош». Мы притягиваем Свет Хохма к Мальхут, то есть Свет Кетера, Хохмы, Бины (или Хохмы, Бины, Даат), что называется «Кадош» («Кадэш»), «святой энергией». Мы получаем внутреннюю энергию Кетера, Хохмы и Бины Зейр Анпина через два движения, которые мы делаем. Сначала мы совершаем определённые действия, а потом произносим определённые слова.
Ари объясняет: тот, кто произносит «Кидуш», символизирует верхние миры, Творца, так как для нас Зейр Анпин – это как Творец. Бокал, нумерология «Элоким», «суд» – это Мальхут. Вино внутри бокала – это та энергия, которая будет получена. Это Внутренний Свет, Ор Пними, который будет получен. «Кидуш», слова, которые он произносит, - это Окружающий Свет, Ор Макиф.
Есть два способа получить энергию: через еду и через слова. Человек получает силу делать что-либо благодаря тому, что он ест. Но если у него нет мотивации, то он ничего не будет делать. Мотивацию дают нам слова. Лекции мотивируют нас двигаться вперёд.
Все слова молитв называются «Ор Макиф», потому что они не физические. Они нас вдохновляют извне. А еда заходит внутрь.
Слова молитвы – это всегда восхваление Творца. Творец всемогущий, и, если ты в Его команде – ты всё можешь сделать.
Слова выходят из Рта Зейр Анпина и они окружают «Мохин», которые получает Мальхут. После освящения, после «Кидуша» «Зейр Анпин» пьёт эту энергию и даёт её Мальхут. Медитациям Кидуш можно посвятить целый урок. Например, бокал мы держим ниже уровня груди, на уровне Мальхут. Закон не запрещает держать бокал как угодно, но, если ты знаешь все эти медитации и делаешь всё в соответствии с ними, то получаешь гораздо больше.
После Кидуша мы делаем Амоци, благословение на хлеб. Мы используем 12 видов халот, хлеба: 6 круглых, женских, и 6 прямых, мужских. Ари говорит, что так делали в Храме. Мы выкладываем халот в форме треуголников. Ари объясняет, что это – ЙКВК, прямые – Йуд, круглые – Кей. Хлеб – это нумерология 3 раза ЙКВК. Рав объяснял, что мы делаем медитацию во время Амоци чтобы подняться над нашим астрологическим знаком. Шаббат – это время, которое даёт нам возможность подняться над материей.
Сказано, что у народа Израэль нет знака Зодиака. Благодаря инструментам Каббалы мы поднимаемся над зодиакальным кругом. Но мы живём в этом мире, мы не можем отключиться от материального мира, мы должны жить здесь, так как должны исправить его. Наше задание – это не отключиться от материального мира. Наша задача – жить в материальном мире на уровне тела, но наша голова находится в другом месте.
Когда человек ходит по гвоздям и испытывает боль, чем больше он будет фокусироваться на боли, тем сильнее она будет. Но, если он переключит своё сознание на что-то другое, тогда он не будет чувствовать боли. Тогда его тело будет здесь, а голова – в другом месте. Так нам нужно жить. Всё, что мы делаем в Шаббат – это для того чтобы подняться.