
Корах 2023: Находясь в постоянном движении
Лекция - сознание Шаббата Корах, 2023 год.
Одна из важнейших основ Каббалы и нашей связи с Творцом - это благодарность. Поделюсь с вами одним из самых дорогих подарков в моей жизни. Это строка из Псалмов царя Давида: «Галь эйнай вэ-абита нифлаот ми-торатэха».
Ари говорил, что каждый раз перед изучением нужно читать для связи специальную молитву, где есть эта строка, где, по сути, присутствует связь с мудростью, со Светом Творца.
Эти слова буквально означают: «Открой мои глаза, чтобы я увидел чудеса, прекрасный Свет Торы!». И я испытываю огромную благодарность за то, что на протяжении многих лет Творец даёт мне всё более новые, глубокие понимания Торы, которыми я могу поделиться.
Так как Свет Творца бесконечен, каждый день, каждый месяц, каждый год глубина чудес и мощь Света, которые раскрываются через Тору, будет раскрываться нам всем.
На самом деле, неизвестно, когда именно произошла история Кораха, человека, поднявшего бунт против Моисея, описанная в недельной главе Торы. Дело не в историческом контексте. Все 53 главы содержат секреты, которые мы постепенно должны раскрыть.
Корах, родственник Моисея, обвинил его в том, что он и Аарон забрали себе всю важную работу и привилегии, а остальным не досталось ничего. В конце главы описывается землетрясение, Земля открыла рот и поглотила Кораха и всех, кто был с ним.
Рав Ашлаг постоянно напоминает нам, что все истории Торы - не об исторических личностях, а о каждом из нас.
Махлокет - разногласие - это секрет этой недели.
В Мидраше говорится, что, когда Корах восстал против Моисея, Солнце , Луна и все светила пришли к Творцу и сказали, что если Он не поможет сейчас Моисею, то они объявят забастовку. Как такое возможно? Ведь у светил и планет нет свободного выбора! В чём же секрет главы Корах?
Раби Элияу бэн Амос, который был раввином Вольтера, объясняет, кем является Корах внутри каждого из нас.
Сказано, что нет даже ни одной травинки, у которой не было бы источника наверху, ангела, который бьет её и говорит ей расти. У всего сущего в этом мире есть ангел наверху, который подталкивает к росту.
Природа пребывает в постоянном непрерывном движении. Планом Творения был план движения.
Кем бы ни были, где бы мы ни находились, мы должны оттуда двигаться. Куда же мы должны двигаться? - К Гмар Тикун, нашему личному и всеобщему возвышению, подключению к Свету Творца. Это цель движения всего мира.
Маараль объясняет, почему даже у травинки есть мазаль, который толкает её расти. Он говорит, что используется слово «мака», означающее, что ты кого-то бьёшь. Это указывает на пробуждение, побуждение двигаться. Каждому из нас необходимо постоянно расти, двигаться.
Когда что-то негативное происходит в вашей жизни, вы расстраиваетесь. Но посмотрите на это по-другому. Кто стоит за этим? Это ваш ангел, который бьёт вас и побуждает к движению! Он толкает вас к вашему личному возвышению.
У нас есть два выбора: либо двигаться, либо мазаль, ангел должен ради нашей же пользы ударить нас и раскрыть недостаток. Если мы находимся там, где нам предназначено, мы не испытываем ни боли, ни страха, ни нехватки. А если мы испытываем нехватку, страх или боль, значит - ангел говорит нам, что мы не там, где должны быть, нам нужно расти.
Благодаря этому учению мы начинаем глубже понимать жизнь. Мы начинаем понимать, что каждый удар призван раскрыть недостаток, что приводит нас к пониманию необходимости расти. Практикуя духовную работу, мы часто не доходим до этого вывода, что нехватка толкает нас двигаться. Движение - это цель нашего мира. Мы должны постоянно находиться в движении.
В этом заключалась сила Моисея, он олицетворяет этого ангела.
А кто такой Корах?
Сказано, что на второй день Творения была создана «махлокет», способность аргументировать, если твоя позиция противоположна, а также был создан Геином, что часто трактуется как ад.
Моисей представляет силу жизни, которая не позволяет остановить движение. Корах представляет собой другую силу внутри нас, которую, к сожалению, мы используем чаще.
Корах говорит Моисею: мы все духовны! Зачем ты постоянно пытаешься возвысить нас? Хватит, мы уже и так духовны, не нужно нам постоянно напоминать, что мы должны двигаться дальше и дальше. Дай нам отдохнуть, испытать духовный комфорт!
Корах - это тот голос внутри нас, который говорит: не надо тебе прыгать так далеко! Не спеши! Делай потихоньку.
Вот о чём этот Шаббат. Мы должны понять, что в основном слушаем голос Кораха, который призывает нас отдохнуть, а не голос Моисея, призывающего нас расти, двигаться.
Теперь становится понятно, почему Солнце и Луна обещали остановиться, если Корах выиграет спор. Потому что цель природы, цель каждого из нас - находиться постоянно в движении.
Цель этого Шаббата - вырвать нас из зоны духовного комфорта.
Рамбам (Маймонид) объясняет, что каждый из нас состоит из двух частей. Есть Нефеш абаэмит, тянущая нас вниз, которую символизирует Корах, - комфортная духовность. И есть то, что называется «Нефеш асихлит», ангел, сила, которая пытается поднять нас.
Жизнь - это битва Моисея и Кораха, Нефеш асихлит и Нефеш абаэмит, силы, которая пытается возвысить нас, и силы, которая тянет нас вниз.
Раби Иона из Испании объясняет, что значит, что Земля разверзлась и поглотила Кораха и его последователей, и что значит, что способность аргументировать и Геином были созданы во второй день Творения.
Если человек в течение жизни находился в сознании Нефеш абаэмит, в сознании Кораха, тянущего вниз, то и после смерти его душа будет стремиться вниз, следуя своей природе. Сама душа не хочет подниматься.
Но один раз, сразу после смерти, Творец поднимает душу человека и показывает ей, куда она должна стремиться. «А ты предпочитаешь низы, которые называются адом, Небесам». А душа, непривыкшая двигаться, попадает в ловушку и падает вниз.
Маараль говорит, что Геином - это ничто. Ничего не происходит. Нет движения. И это ужасно. Душа увидела то, куда она должна стремиться, но у неё нет сил двигаться. Вот это - настоящий ад.
Если человек покидает этот мир и не является проактивным в своём движении, не находится в состоянии постоянного возвышения, то после ухода он продолжит движение в Геином. Если ты бросишь камень в небеса, его природа упасть обратно вниз. Если душа при жизни не стремилась постоянно двигаться, то, покинув этот мир и видя красоту, мощь и любовь Света Творца, она говорит: мне и здесь, в ничто, нормально.
Вот что означает, что Корах был поглощён землёй. Он просто следовал своей природе как при жизни, так и после смерти.
Шаббат Корах даёт нам силу понять, что до сих пор мы слушали голос Кораха, были под влиянием силы, которая уговаривала нас оставаться в духовном комфорте. Подарок этого Шаббата - услышать громкий голос ангела, который прямо сейчас стоит над нами, и который всегда стоит над нами и заставляет нас почувствовать нехватку, страх и боль, чтобы мы не останавливались, а двигались, достигали следующих уровней, одного за другим. Двигались туда, где нет нехватки, страха и боли. Двигались как Солнце и Луна, Небеса и Земля. Это - единственная цель, ради которой мы пришли в этот мир.
«Эрец» (ивр.) - «земля» происходит от слова «рац», «бежать». Мы здесь, на Земле, чтобы бежать за тем, что называется «Шамаим», «Небеса» - от слова «шам», «там». Потому что там находится весь тот Свет, которого так жаждет моя душа, и куда она должна бежать здесь, на Земле, никогда не останавливаясь, не соглашаясь на духовный комфорт.