Матот-Масей
Материалы
- Аудиозапись
Каждую неделю мы изучаем новую главу главной книги каббалы — книги Зоар. Каждая глава содержит в себе закодированное послание, инструкцию по применению энергии ближайших семи дней.
Идёт 2-я неделя Бэйн аМецарим. Это период траура между 17-м днём месяца Таммуз, когда были разрушены стены Иерусалима, и 9-м Ава, когда был разрушен Храм. Второй Храм также был разрушен 9-го Ава.
Важно понять внутреннюю часть этой зоны времени, не относиться к этому как к трауру.
Каббалисты говорят, что наши реакции происходят из-за того, что тело ограничивает. Душа - не ограничена. Когда человек умирает, на иврите говорят: «нифтар», что буквально означает «уволить». Душа «уволила» тело.
В течение трёх недель традиция накладывает на нас определённые ограничения: нельзя жениться, начинать новые дела, покупать недвижимость и одежду. Но каббалисты говорят, что нет смыла соблюдать религиозные традиции, если не понимаешь суть.
Надо понимать, что Храм был тем местом, где можно было физически ощущать присутствие Света Творца. Храм был разрушен, потому что люди сделали из духовности религию.
Теперь, когда Храма нет, делать духовную работу тяжело. Мы не чувствуем Света, мы постоянно сомневаемся в его существовании.
Магид из Межерича пишет, что «враги догнали Шхину и забрали её». То есть Шхина больше не в Храме. Он приводит такой пример: когда вы хотите попасть на аудиенцию к царю, который во дворце, вам тяжело преодолеть все стражи. Но, когда царь гуляет в саду, вам легче к нему пробиться и получить аудиенцию. Можно сказать, что в дни Бэйн аМецарим человек, который хочет связи со Светом Творца, может достичь больше. В эти дни Шхина «на улице». В дни траура легче сосредоточиться на внутреннем. Важно скорбеть о том, что сейчас нет Храма, Творец не присутствует с нами.
Как сказано: «Я буду жить внутри них». Нужно постоянно напоминать себе, что Творец внутри меня.
Рав видел Храм воочию, так, как будто он до сих пор стоит на Храмовой горе. А мы не видим. Потому что видит только тот, кто не обращает внимания на внешние аспекты, а постоянно находится на связи с Творцом.
В начале главы Матот Торы говорится об обетах. Это последний урок Моисея.
Рав Ашлаг пишет, что мы даём обеты, договариваемся с Творцом, когда нам сложно. Когда мы что-то очень хотим, мы решаем отказаться от того, что даёт нам удовольствие, например, решаем не пить кофе два месяца.
Рамбам же говорит, что человеку не следует отказываться от удовольствий, не запрещённых Торой. Человек даёт обет, когда не хочет делать духовную работу.
Рав Ашлаг пишет, что мудрецы советовали есть хлеб, пить воду и спать на земле тем, кто хочет усердно заниматься Торой. Это было правильно во времена Мишны. Но Талмуд это отменил. Аскеза не нужна. Нужно исправить не внешний, а свой внутренний аспект. Если у тебя внутри грязь, а внешне ты благопристоен, то это - гордыня. Если хочешь очистить себя, тебе нужно отменить своё эго. Нужно чувствовать себя самым низким из людей. Аскетизм опасен. В эти 3 недели нужно не отказываться от вещей, а знать, что важно, а что - нет.