Ваеце
Материалы
- Аудиозапись
Каждую неделю мы изучаем новую главу главной книги каббалы — книги Зоар. Каждая глава содержит в себе закодированное послание, инструкцию по применению энергии ближайших семи дней.
В главе Торы Ваеце много секретов. Сегодня раскроем секрет, связанный с колодцами.
В Торе часто упоминается, что патриархи рыли колодцы. Авраам рыл колодец, который назвали «Беэр-Шева», или «Колодец семи». Затем колодец был засыпан, и Ицхак отрыл его и возобновил его название, но теперь это - «колодец клятвы». В библейском иврите «Шева» - этот и «семь», и «клятва», слова омонимичны.
Иаков также роет колодец, который назвали «Рэховот» («Простор»).
Почему такое значение придаётся колодцам? Потому что это секрет Воды или Света Творца.
Когда в Торе речь идет о Беэр Маим Хаим, об Источнике Живой Воды, это не относится к физической воде или к поиску физических колодцев, это скорее относится к месту, где находится источник Света Творца. Тем не менее в Торе используется именно этот термин «Источник Живой Воды», потому что это относится к Источнику Света Творца, который будет построен. В Первом и Втором Храме было место, где находился источник Света Творца, и все, кто нуждался, в помощи или решении проблемы, могли прийти в Храм и окунуться в источник с живительным Светом.
Рамбан объясняет, почему история посвящена трем колодцам. Первые два Храма, первые два Источника Света Творца, которые были построены потомками Авраама и Ицхака, были разрушены. Секрет третьего в том, что он представляет собой Третий Храм, – время и место, где Свет Творца будет проявлен во всей своей полноте и никогда не исчезнет. Авраам и Ицхак символизируют Первый и Второй Храм, там был во время их жизни Величайший Свет, но все подверглось разрушению. Третий Храм, секрет третьего колодца Иакова, никогда не будет разрушен. Это будет Свет Гмар Тикун, который принесет всему миру избавление от боли, страданий и смерти.
Вот в чем заключается секрет истории про колодцы. Когда в Торе говорится о колодцах, в ней говорится об открытии каналов Света. Авраам и Ицхак открыли каналы, которые были закрыты. Но в случае Иакова, колодца из главы Ваеце, – речь о подключении к Свету Гмар Тикун , Свету Окончательного Исправления. И, когда мы читаем эту главу в Шаббат, мы знаем, что этот Свет пробужден на этой неделе.
Когда мы читаем о колодце Иакова, мы пробуждаемся и подключаемся к Свету Третьего Храма, который будет проявлен и будет вечным.
В колодце есть две стихии: Вода и Земля. Если они в балансе - это романтика. Сидишь на берегу моря с любимым человеком, любуешься закатом. А если эти две стихии в дисбалансе, то это - хаос, цунами, наводнение.
В главе Торы Берешит сказано, что в третий день Творения сказал Бог: «Пусть вода, что под небесами, соберётся вместе, и покажется суша», - и стало так. И назвал Бог сушу землёю, а стечение вод назвал морями».
Каббалисты объясняют, что Вода символизирует Свет Творца, а Земля - ограничения. То есть, Свет Творца стал ограничен.
Причём, Вода была создана прежде Земли: «Земля же была поразительна и пуста (Тоу вэ-Боу), и тьма над пучиной, а Дух Бога (Руах Элоким) витал над водой».
Каббалисты объясняют, что «Тоу» - это Атик Кетера, то, что древнегреческие философы называли «Юли», потенциальное состояние миров. А Боу - это Арих Анпин, нижняя часть Кетера, в которой содержатся корни всего сущего.
Вода - это Бесконечность, Земля - ограничения. В нас есть и Вода, и Земля. Мы связаны с Беэр Маим Хаим, Источником Живой Воды, и нам нельзя «закапывать, засыпать землёй» этот Источник, свой колодец, свою связь со Светом Творца.
На этой неделе мы можем «откопать» свой колодец, обновить связь с Беэр Маим Хаим, канал, соединяющий нас со Светом Творца.
Теперь становится совершенно очевидной важность такого каббалистического инструмента как миквэ.
Миквэ - это резервуар с Живой Водой. Конструкция миквэ такова, что исключается соприкосновение воды с любым сосудом. Дождевая или талая вода должна стекать в бассейн, не встречая на своём пути никаких изгибов или сосудов. Перед вхождением в миквэ человек должен медитировать, что соединяется с той первой Водой, которая была до сотворения человека, до того, как Вода и Земля были смешаны в теле человека.
В Торе сказано, что «Пар поднимался с земли и орошал всю её поверхность. И образовал Господь Бог человека - прах из земли,- и вдунул в его ноздри дыхание жизни; и стал человек живой душой (Нефеш Хаим»).
То есть, нас создали из Воды (пара, орошавшего всю землю) и Земли, из Бесконечности и ограниченности эгоистичного желания.
Наша задача - подключить людей к Беэр Маим Хаим, Источнику Живой Воды, Источнику Жизни.
Известно, что Шахарит, Утренние молитвы, связан с Правой колонной, Милосердием, колесницей которой является Авраам.
Минха, дневная молитва - это Левая колонна, Суд, колесницей которой является Ицхак.
Арвит, вечерняя молитва, - это Центральная колонна, Иаков. В Зоаре сказано, что Иаков - главный патриарх. «Иаков ло мэт», не умер, он связан с вечной жизнью.
Интересно, что в Зоаре при этом написано, что делать Арвит - необязательно!
В Талмуде есть история о Раби Шимоне, который спросил своего учителя, нужно ли делать Арвит. Учитель сказал: «Это твой выбор. Необязательно». Раби Шимон пошёл к раввину с тем же самым вопросом, и тот сказал: «Обязательно делать!». Тогда собрали мудрецов, и главный раввин сказал, что делать Арвит обязательно, не по выбору. И все согласились, включая Раби Йешуа, учителя Раби Шимона. Он переменил своё решение, так как в присутствии главного раввина и Раби Шимона, которые видели Гмар Тикун, тоже увидел его и понял, что делать Арвит важно и совершенно необходимо!