![Глава Бо](/uploads/spree/content/university/lecture/cover/3414/thumb_default_Screenshot_2.jpg)
Ваэра 2024: Слышать только голос Света
Лекция - сознание Шаббата Ваэра, 2024 год.
На этой неделе мне приснилось, что Рав хочет дать лекцию на этом Шаббате.
Все главы книги Шмот повествуют о жизни израильтян в Египте и выходе из Египта.
Зоар объясняет, что мы не говорим об историческом событии, а получаем знания, мудрость и инструменты для того, чтобы выйти из текущего состояния изгнания, текущего состояния хаоса, боли и темноты.
Приходя на Шаббат, мы хотим получить знания и силу выйти из темноты и хаоса, и более того, мы хотим пробудить желание выйти из хаоса для всего мира.
Моисей говорит, что израильтяне не слушают его, не воспринимают его слова всерьёз, как же фараон послушается его? В чём секрет этих строк Торы?
Причина нехватки, которую мы испытываем, причина нашей боли в том, что мы не слышим.
Великий каббалист Сфат Эмет объясняет, в чём наша проблема и в чём проблема современного мира. Он пишет, что мы не готовы услышать указания Света Творца. Речь идёт о получении внутреннего руководства от Света Творца, который заполнял бы нашу жизнь благословениями.
Нужно слушать только голос Света Творца! Отделить себя от всех иных голосов, исходящих от эго или желания получать для самого себя. Фараон символизирует желание получать для самого себя, естественно, он не может услышать голос Света Творца. Конечно, хаос, галут, не захочет уходить. Это и есть секрет этих строк Торы. Моисей говорит нам сегодня, что, если мы не способны отделить себя от всех других голосов, кроме голоса Света Творца, то не должны ждать, что темнота уйдёт.
Спросите себя: какие голоса направляют вас по жизни?
Есть история о том, как мудрецы обсуждают строки Торы, где Творец повелевает Аврааму «Лех Леха!», оставить свой дом и пойти туда, куда Он укажет. Авраам - единственный человек из своего поколения, который был способен услышать голос Творца. В Зоаре сказано, что Творец говорил с каждым человеком того поколения, но услышал - только один. Поэтому Авраам стал тем, кем стал.
Во время Откровения на горе Синай наступила полная тишина, даже птицы перестали петь. Все внимали голосу Света Творца. Поэтому они услышали Десять изречений. Десять изречений звучат постоянно. Они звучат прямо сейчас! Путь устранения боли и страданий даётся нам прямо сейчас. Но, если есть другие голоса, голоса вашего эго, вы не способны это услышать!
Должна быть внутренняя работа по приглушению всех других голосов, чтобы слышать голос Творца. Это - единственный способ выхода из изгнания, темноты и боли.
Дар этого Шаббата - понимание, что мы нуждаемся в том, чтобы Свет Творца постоянно направлял нас по жизни. Слышать голос Света Творца можно только тогда, когда все остальные голоса подавлены.
Задумайтесь: Творец постоянно даёт вам абсолютно всё, все указания, но вы не способны это услышать.
Великий каббалист Маараль из Праги дал более глубокие объяснения того, как научиться слышать только голос Творца.
Моисей пытался понять, почему израильтяне оказались в месте хаоса, темноты и изгнания и понял, как говорит Маараль, что есть два типа людей. Одни ориентированы на внутреннее, они называются «Адам пними», «внутренняя личность». И есть люди, ориентированные наружу, которые хотят всем делиться, всем рассказывать, они называются «Хецони».
Маараль из Праги объясняет, что освобождение приходит из самого внутреннего аспекта Света Творца, как мы знаем из Изучения десяти сфирот. Освобождение - это самая внутренняя работа, самый внутренний Свет. Поэтому древнее слово «галут» («изгнание», «темнота») происходит от слова «гелуй» - «освобождение». Это означает, что человек тратит свою жизнь на то, чтобы его услышали, чтобы получить одобрение от других людей, для него внешнее важнее внутренней работы, трансформации. Для большинства из нас, духовных людей, всё же важно, будут ли нас уважать, как нас видят другие. Но геула, освобождение, происходит из самого сокровенного внутреннего пространства. Человек, ориентированный на внешнее, никогда не сможет достичь освобождения. Маараль пишет, что такой человек противоположен Свету искупления, противоположен истинному Свету и благословениям Творца.
Задумайтесь: насколько вы ориентированы вовнутрь и насколько - вовне? Самая внешняя сила называется «геула», изгнание, нехватка. Самая внутренняя сила, которая называется «Пними», это есть освобождение. Моисей увидел, что в Египте израильтяне были ориентированы вовне, и понял, что из-за этого они оказались в изгнании, боли и темноте. Внешний мир, с которым они были связаны, не имеет ничего общего с освобождением, со Светом и благословениями.
Маараль пишет, что причина нашего изгнания - это погружение во внешнюю жизнь.
Как нам найти способ стать погружённым вовнутрь человеком? Как подавлять зависимость от одобрения других людей, от желания чем-либо поделиться, чтобы они знали?
Только определённый человек может быть каналом того, что называется «молитвой». Молитва - это способ привнесения Света Творца и благословений в нашу жизнь. Царь Давид говорил о себе: «Ани тфила», «Я - молитва».
В Талмуде сказано, что молитвы того, кто во время молитвы повышает голос, не будут работать. Каббалисты объясняют, что, человек, ориентированный вовне, на реакцию окружающих, не способен подключиться к сути молитвы, потому что молитва - это глубоко внутренняя связь с величайшим Светом. Молитва - это великий дар Творца, который Он дал нам, чтобы мы могли раскрыть этот великий Свет и благословения. И это дано только людям, ориентированным внутрь себя, и не дано тем, кто ориентирован вовне.
Есть история о царе Давиде, свидетельствующая о его фокусировке внутрь себя. Она описана в Книге Самуила (Книга пророков). Теперь мы можем понять её на более глубоком уровне.
Итак, израильтяне входят на Святую Землю, у них есть Ковчег Завета, в котором первые разбитые скрижали, вторые скрижали и Тора Моисея. Храм ещё не построен, и у Ковчега Завета не было места, поэтому он находился в доме одного из жителей Иерусалима. Царь Давид решил перенести его в город Давида. Всю дорогу он танцевал, буквально ходил колесом от радости. Жена царя Давида, Михаль, видит своего мужа, танцующего в манере, недостойной царя. После завершения процессии она говорит: «Какой великий сегодня день! Царь Израиля показал себя сегодня равным рабам и слугам!». То есть, она имела ввиду, что царь Давид обесчестил и себя, и всех окружающих. Царь Давид отвечает Михаль: «Знаешь почему меня выбрали царём? Потому что мне всё равно как меня видят. Потому что мне важно быть человеком, ориентированным внутрь себя, быть связанным со Светом Творца. И чем глупее я кажусь, тем больше я являюсь царём, тем теснее я связан со Светом Творца! И всю оставшуюся жизнь я буду позорить себя ради этой связи! Я буду опускаться всё ниже и ниже в глазах окружающих! Это - работа моей жизни!».
Здесь содержится огромный секрет. Для Света, освобождения от боли и страданий есть только один путь - внутренний. Каждый день единственное, что должно нас волновать - это наша внутренняя работа, подключение к Свету Творца, а не стремление получить уважение окружающих. И даже лучше будет, если окружающие будут считать меня никем, глупцом.
Царь Давид по-настоящему подключён к сути молитвы, сути благословений.
В этот Шаббат мы можем исправить то, что мы не слышим повеления Творца, из-за того, что слушаем другие голоса. Потому что мы не живём внутренней жизнью, а полностью ориентированы вовне. Царь Давид, царь «глупец», танцующий как простой слуга, даёт нам путь. Это путь жизни в чистоте, богатой внутренней жизни с постоянным подавлением внешних потребностей. Это путь к освобождению. Путь к настоящей молитве. Путь к получению великого Света и благословений, которые Творец приготовил для нас.