Зоар Класс

Подготовка к Рош Ашана. Часть 2

Подготовка к Рош Ашана. Часть 2
По подписке Материалы, отмеченные таким значком, доступны по подписке, но иногда их можно купить отдельно.

Материалы

  • Аудиозапись
  • Аудио (ENG)

Каждую неделю мы изучаем новую главу главной книги каббалы — книги Зоар.

В Зоаре в главе Пинхас в п.358 сказано, что «в дни Рош Ашана на Высшем Суде приготавливают трон для Царя, который, воссев, будет судить весь мир. Народ Исраэль первым предстаёт перед Ним для того, чтобы увеличилось Милосердие». Они стараются пробудить больше Милосердия в мире.

И об этом написано: «дабы Он делал что потребно для народа своего Исраэль, изо дня в день», «йом вэ-йому». Что означает «изо дня в день»? Это и есть два дня Рош Ашана. А почему именно два дня? Ибо это две палаты Суда, соединённые вместе. Высший Суд, который более жесток, и Суд земной, внизу, который более мягок. И оба эти Суда существуют».

Жёсткий Суд происходит в 1-й день Рош Ашана, мягкий - во 2-й день Рош Ашана.

Рав Ашлаг в «Сулам» объясняет, что шофар в эти дни должен «пробудить Суд завесы «хирик» в Центральной колонне. Шофар - это масах де-хирик (хирик - это огласовка, точка под буквой, означающая гласную «и».

Рав Ашлаг пишет, что у масаха де-хирик есть сила объединить Левую и Правую колонны. Масах де-хирик - это занавес объединения.

Масах де-хирик делает два действия: одно - в сторону Левой колонны. Это секрет «манулам», «замка», запирающего строгий Суд. А второе действие, «мавтэха», несёт тайну «ключа», открывающего Суд милосердный.

«Замок» скрыт в Гимель Ришонот, трёх высших сфирот (Кетер, Хохма и Бина) каждой ступени. И потому «замок» этот называется высшим Судом, а «ключ» - земным Судом. «Ключ» спрятан в шести низших сфирот, Вав Кцавот (Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход, Йесод) каждой ступени.

И они всегда освещают друг друга: «ключ» получает силу от «замка», а «замок» получает освещение, смягчённое Милосердием, от «ключа».

Об этом написано: «две палаты Суда соединяются вместе. Высший Суд строг (тайна его в «замке», скрытом в трёх первых сфирот каждой ступени). Земной Суд мягок (тайна его в «ключе», скрытом в шести низших сфирот каждой ступени). И оба Суда существуют», ибо освещают друг друга. И потому 1-й день Рош Ашана - аспект Гимель Ришонот, это строгий Суд. А 2-й день Рош Ашана - аспект Вав Кцавот, мягкий Суд.

Рав Ашлаг объясняет, что трубление в шофар пробуждает и объединяет два Суда.

Далее в Зоаре в п.359 написано, что «евреи Вавилона не знали этой тайны «шварим», прерывистых звуков, и «ткия»: трубного звука шофара, а именно, что трубный звук - это строгий Суд, а три прерывистых звука - это мягкий Суд. Евреи Вавилона не знали, какой звук шофара необходим, и поэтому использовали оба звука. Мы же знаем их предназначение и соответственно действуем. И все выходят на путь истинный, путь правды».

В Зоаре сказано, что шофар пробуждает Суд. А ведь мы хотим убрать Суд! Парадокс получается!

Однажды я должен был забрать Рава из миквэ, у него сильно болела нога. Я решил, что успею сделать множество дел, пока он в миквэ. Но опоздал. Рав был крайне разгневан, устроил мне жуткую выволочку. Я принял это со смирением. Вечером я поехал получать визу в Америку, я должен был лететь вместе с Равом и Карен. Это было в самом начале создания Центра. И вот мне не дают визу! Если бы мне не дали тогда визу, моя судьба сложилась бы по совершенно иному сценарию, и кто знает, может быть, и судьба Центра. Но визу мне всё-таки дали! Совершенно чудесным образом!

Когда я вернулся к Раву, он с улыбкой спросил: «Всё в порядке?». И объяснил, что видел, как надо мной висел тяжёлый суд. Устроив мне суд, надавав по шее, он тем самым смягчил этот тяжёлый суд, поэтому после многочисленных проволочек визу мне всё таки дали.

Зоар объясняет, что мы используем Суд чтобы убрать Суд.

Вся Рош Ашана - про Суд.

Судья 1) выслушивает обе стороны; 2) принимает решение; 3) выносит приговор. Он как на чаше весов взвешивает все за и против.

Знаете, кто принимает самое лучшее решение? Рождённые под знаком Весы! Да, они долго взвешивают, но, как правило, принимают правильное решение. Это идёт от греха Адама.

Адам был Весы, он сотворён в 1-й день месяца Весы, Тишрей. В этот день он был соединён с Древом Жизни. На второй день Адам должен был подключиться к Древу Познания добра и зла, но он поторопился. 

Когда ты соединён с Древом Жизни, у тебя нет выбора, ты не сомневаешься, ты просто знаешь. Не ты выбираешь, Свет выбирает. Когда человек подключён, он - канал.

Есть письменная Тора, а есть устная, она называется «живая». Всё, что написано, должно быть объяснено. Тора - это Древо Жизни. Словесная Тора называется «бэ аль-пэ». Бэ аль-пэ - это Древо Познания. Когда человек подключён к Древу Жизни, он обучает Торе «бэ аль-пэ», изнутри, из глубины своего естества, не интеллектуально. Он передаёт не свои знания и понимания, он транслирует Свет. И люди чувствуют это. Мы все - катализаторы друг для друга. Когда я с вами говорю, я - катализатор, я передаю вам то, что Свет хочет вам сказать. Когда учитель пробуждён, он пробуждает вас соединиться со Светом, а не с собой. Свет внутри вас понимает то, что я говорю. И возможно, вы понимаете вещи, которые я не понимаю. То, что я говорю, со мной никак не связано. Я просто обучаю вас копать яму чтобы найти Источник. Но Источник мне не принадлежит! Источник принадлежит каждому из нас. Я просто хочу его пробудить.

Актёр выучивает роль наизусть, «бэ аль-пэ», и, выходя на сцену, автоматически произносит слова, он не задумывается. Адам был «бэ аль-пэ», он действовал автоматически. Мы все потомки Адама и Евы.

Мы начинаем думать, когда у нас проблемы. Когда нет проблем, мы действуем автоматически, мы добрые, любящие, заботливые. А когда «падаем», то тут же начинаем искать выход, решение проблемы. Что значит «судить»? Судить значит «решать».

Настоящее решение приходит от Древа Жизни. Зоар говорит нам, что есть два вида Суда, как есть два вида Света: Свет Мудрости и Свет Милосердия. Свет Мудрости идёт сверху, от Творца. Свет Милосердия идёт от нас. 1-й день Рош Ашана - это Свет Мудрости, 2-й день Рош Ашана - это Свет Милосердия, мы его пробуждаем. Свет Мудрости не может быть раскрыт без Света Милосердия. Свет Мудрости без Света Милосердия всё сожжёт. А Свет Милосердия без Света Мудрости - ничто. Шофар соединяет Свет Мудрости и Свет Милосердия, это - Центральная колонна. Шофар соединяет два вида Суда.

Центральная колонна - это сила, которая нас балансирует. Центральная колонна соединяет нас с Древом Жизни. Весы - это баланс между Светом Мудрости и Светом Милосердия, между тремя верхними: Кетером, Хохмой и Биной, и семью нижними сфирот: Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Ход, Йесод, Мальхут. Когда ты соединён, тебя не нужно судить, ты судишь! Когда Рав «дал мне по голове», мне не нужно было проходить через годы Суда чтобы понять Каббалу. Рав убрал Суд.

Шофар - мы принимаем Суд Света.

Что нужно чтобы прийти подготовленным к Рош Ашана? Во-первых, знать, что это день Суда. И, во-вторых, радоваться. Обычно в день суда мы переживаем, волнуемся, боимся. Нет, нужно радоваться! Рош Ашана - это не время для самокопания, работы над собой. Для этого у вас есть целый месяц Элюль! Если вы и в этот день будете погружены в себя, вы будете грустить. Радость находится на границе эго, а скромность - на границе грусти. Если ты всегда счастлив и доволен, то, скорее всего, у тебя большое эго. А если ты очень скромный, то, скорее всего, ты грустный.

В Рош Ашана не будьте цадиком, не будьте скромнягой, будьте счастливы! Но…. помните, что это - день Суда, на который вы идёте добровольно и осознанно.

Во время трубления в шофар мы как будто физически умираем, ведь звук шофара идёт в Бину.

Самый первый звук шофара был во время Акедат Ицхак, Связывания Ицхака.

Всё учение Каббалы основано на знаниях, которые дал Творец человечеству чтобы убрать боль и страдания на пути к Бесконечности. Когда семя сажают в землю, оно разрушается, и из него образуются корни, ствол, ветки, листья, плоды. Это болезненный процесс. Животные тоже проходят через боль. Люди испытывают гораздо большую боль в процессе роста, ведь они развиваются не только физически, но и ментально, и духовно. Творец поэтому дал нам Зоар, секреты Каббалы чтобы убрать Суд, ведь Суд - это боль и страдания. Он дал нам инструмент, который использовал ещё Авраам патриарх.

В Песах он изменил имя Аврам на Авраам, и Сарай на Сара, и это изменило их приговор: по судьбе у них не должно было быть детей. И вот в Рош Ашана у них рождается Ицхак. Решение было принято в Песах, а в Рош Ашана произошла реализация. Раскрытие началось с Авраама. В 1-й день Рош Ашана мы читаем о рождении Ицхака. Во 2-й день Рош Ашана мы читаем об Акедат Ицхак.

В 1-й день Рош Ашана рождается Суд (Ицхак - колесница Гвуры, Левая колонна, Суд). И Суд родился от Авраама, Милосердия (Авраам - колесница Хесед, Правая колонна, Милосердие).

И через 37 лет Авраам был готов принести своего долгожданного любимого сына в жертву. И Ицхак был готов пожертвовать собой. Оба они пошли против своего естества.

Когда человек думает сделать что-то хорошее, считается, что он это сделал. Авраам на самом деле принёс Ицхака в жертву, на уровне сознания, физически ему не нужно было это делать. Он был готов. И в этом заключается секрет, как убрать боль и страдания. Когда Авраам и Ицхак были готовы, Творец их остановил.

Когда заучит шофар, мы принимаем Суд, мы готовы умереть. Мы не говорим, что мы - хорошие люди, сделали так много и поэтому достойны получить. Как можно заработать Бесконечный Свет? Это - чудо! Я принимаю Суд с радостью! Как я тогда принял Суд от Рава. Когда я это делаю, тогда мне не нужно будет умирать.

И поэтому Творец послал Аврааму козла, которого он принёс в жертву вместо Ицхака. И рог козла - это шофар. Рог растёт около уха, ухо - это Бина. Звук шофара повергает в трепет, напоминает о смерти, о том, что мы готовы идти до самого конца. Мы принимаем Суд, трансформируем его, как Ицхак трансформировался благодаря Акедат Ицхак.

Когда мы готовы умереть, нам не нужно будет страдать. Когда ты внутри себя, ты счастлив. И когда ты проходишь через сложности, ты это тоже принимаешь.

Когда мы трубим в шофар, мы «приходим первыми», как Иаков пришёл первым чтобы получить благословения первородства от Ицхака. «Народ Исраэль приходит первым». Вместо того чтобы они пришли на нас с Судом, мы сами идём туда, и получаем благословения вместо Суда.

Йосеф получил благословения на Рош Ашана. Ему помогал ангел Габриэль. Габриэль - это Суд. Он создаёт Суд чтобы убрать Суд. Поэтому он создал Суд над Содомом и Гоморрой чтобы убрать Суд со всего мира.

Суд - это разделение. Поэтому так много языков. Габриэль обучал языкам Йосефа, прежде чем он предстал перед фараоном.

Когда мы слышим звук шофара, мы, как Авраам и Ицхак, готовы идти до конца. Для нас Свет более реален, чем физический мир. Потому что Свет вечен, он был создан задолго до нашего рождения и будет существовать после нашей смерти. Свет - это истинная реальность. И в этом секрет сопротивления: мы идём до конца ради Света. И, если мы готовы идти до конца ради Света, то Свет уберёт боль и страдания. Свет не хочет, чтобы мы страдали.

Мы объединяем 1-й и 2-й дни Рош Ашана, тем самым мы делаем то, что должен был сделать Адам: подождать до 2-го дня, чтобы подключиться к Древу Познания. Мы соединяем Древо Жизни с Древом Познания добра и зла, Свет Мудрости - со Светом Милосердия.

Когда у нас дилемма в голове, момент принятия решения, - мы как неисправные весы. А мы хотим их исправить, стать каналом, как актёр, который выучил свой текст наизусть, играет автоматически.

Дилемма - между Светом Мудрости и Светом Милосердия. Всегда. Свет Мудрости - это контент, то, что мы хотим сказать, или сделать, или дать. А Свет Милосердия - это то, как ты это преподносишь: может быть, с чуть большим милосердием, может быть, не сейчас. Это баланс. Нужно соединить. Как соединить? Это называется «масах де-хирик», «занавес», когда ты идёшь до самого конца. Это шофар. Ты идёшь на войну, ты принял решение идти до конца. Это не означает «против кого-то». Это означает «я со Светом всегда и до конца».

Это не значит, что сейчас все вдруг станут соединенными со Светом. Нет, это значит, что, когда мы будем слышать звук шофара, возможно, мы вспомним то, о чём сегодня говорили. И мы сделаем.

Ничто не происходит мгновенно. Ещё один урок, ещё урок. Постепенно мы становимся ближе, новая Рош Ашана может стать более наполненной смыслом, может быть, в момент звучания шофара что-то очистится с тебя, и ты изменишься.

Выполняя заповеди, мы очищаемся и получаем энергию. Важно знать смысл, поэтому мы изучаем секреты. Важно поэтому в Рош Ашана находиться там, где звучит шофар, и где есть люди, знающие секреты, имеющие правильные каванот.

Слово «Берешит» - первое слово Торы, оно самое близкое к Бесконечности. Мы пришли из идеального мира и двигаемся в сторону идеального мира. Но мы находимся не в идеальном мире. Это - прошлое и будущее. Когда к нам приходит идея, мы думаем, что она - новая. Нет, она старая. Мы возвращаемся, получаем то, что у нас уже было. Берешит - это начало, но это и конец. Это самая близкая точка к Бесконечности, а мы идём к Бесконечности, поэтому Берешит - это наша цель.

Берешит - בראשית - это Алеф (א) - 1-й день, Бэт (ב) - 2-й день Тишрей (תשרי). Два дня Рош Ашана - это откуда мы пришли и куда мы идём.

Последнее слово Торы - Исраэль. Последняя буква - Ламед (ל). И это буква этого месяца Весы.

Ламед - единственная буква, которая возвышается над строкой, устремляясь вверх. Это направление - отсюда к Началу. Только в эти дни у нас есть возможность подключиться к сосуду, который может поднять нас на самый верх. Мы берём Суд и меняем его на цель, которую хотим  достичь. Мы направляем себя на путь к Бесконечности, туда, куда мы должны прийти. Алеф Бэт Тишрей, это  - всё. И это - СОПРОТИВЛЕНИЕ.

Рош Ашана - это Центральная колонна, это шофар, это сопротивление. Сопротивление имеет множество граней. В Зоаре сопротивление называют «навил» - «Источник источника», это начало всего. Сопротивление поднимает нас к Берешит, Алеф Бэт Тишрей, чтобы мы получили всё. Это колоссальная возможность.

У Авраама и Ицхака был этот «нэвиу», Источник, они могли всё отпустить, и поэтому Ицхак получил от Авраама всё: мудрость, богатство…. Когда ты готов пожертвовать собой, ты будешь слышать Свет, и Свет тебе скажет «нет». Это и есть сопротивление. Сопротивление - это идти до конца.

У сопротивления, масаха, есть две части. В начале нужно сказать «нет». Авраам: «Нет, я не буду слушать мольбы о пощаде моего любимого сына, я принесу его в жертву, как того хочет Бог». Ицхак: «Нет, я не буду сопротивляться моему отцу, я готов к тому, что он принесёт меня в жертву». Но потом ты чувствуешь, что Творец хочет, чтобы ты наслаждался, поэтому ты должен сказать «да». Поэтому «я не буду убивать моего сына. Я дам ему всё». Это – противоположность. Это очень сложно. Иногда ты должен сказать «да», иногда «нет». Но как узнать? Сначала нужно сказать «нет». Ты должен быть готов идти до конца, и тогда Творец тебе скажет «да». И это будет со Светом. Но, если ты сразу говоришь, что не убьёшь, то это короткое замыкание.

Творец хочет, чтобы мы наслаждались, но – с Творцом, со Светом, вместе со Светом. Он хочет, чтобы Его тоже пригласили. Как пригласить Творца? – Сначала сказать «нет», я хочу идти до конца, и тогда Он скажет тебе «Ок».