Урок 177
Материалы
- Аудиозапись
Курс «10 сфирот» – изучение одного из самых главных и непостижимых каббалистических трудов Рава Ашлага.
Глава 6.
Ор Хозер делится на сфирот в соответствии с облачением сфирот де-Ор Яшар
65. «… мера величины … Ор Хозера … не больше и не меньше той величины Света, которую масах оттолкнул обратно, - то есть это та часть, что предназначалась для облачения в бхину далет, если бы масах не оттолкнул её обратно. Она поднялась вверх и облачила фазы Ор Эльона…».
То есть размер Ор Хозера зависит от размера Света, который должна получить Мальхут. Что значит она «поднялась вверх»? Мы сказали, что в масахе есть авиют и кашиют, плотность и твёрдость. Авиют, плотность масаха – это наше желание получить. Твёрдость, кашиют – это та сила, которая добавилась после цимцума. Плотность – «я хочу получить», твёрдость – «не ради себя, ради Создателя».
Авиют Мальхут как будто поднимается, есть закон, что плотность не может подниматься наверх, влиять на верхние фазы. Желание получить не может подняться в верхние сфирот. Но из-за твёрдости масаха можно получить этот Свет, Ор Хозер становится сосудом.
Этот Свет поднялся и одевал все аспекты Верхнего Света: бхину гимель, именуемую Зейр Анпин, бхину бэт, называемую Биной, бхину алеф – Хохму и их корень, Кетер. Мы знаем, что в бхине далет, Мальхут, тоже есть 5 уровней: шореш, алеф, бэт, гимель и далет. Из-за того, что Мальхут в Бесконечности до цимцума была сосудом для всех остальных сфирот, после цимцума в Мальхут тоже есть 5 сосудов и 5 видов авиют. В первом распространении после цимцума у Мальхут есть сила одевать все остальные сфирот. «Так возникли четыре фазы одна выше другой, без самой бхины далет, ведь тот Свет, который ей предназначался, поднялся и облачил эти четыре фазы. Таким образом, бхина далет считается стадией корня для них и называется Кетером Ор Хозера».
10 сфирот де-Ор Яшар – сверху вниз, а 10 сфирот де-Ор Хозер – снизу вверх
66. «Теперь в нээцале есть два типа 10 сфирот. Первый тип – 10 сфирот в Ор Эльоне, их корень называется Кетер де-Ор Эльон, и из Кетера выходят четыре фазы: бхина алеф называется Хохма; бхина бэт называется Бина; бхина гимель называется Зейр Анпин (включает шесть сфирот: Хесед, Гвура, Тиферет, Нэцах, Ход, Йесод); бхина далет – Мальхут. Их порядок – сверху вниз, то есть от чистого к плотному. Имеется ввиду, что более чистый – более важный, а самый чистый из всех называется корнем, и он называется Кетером. И вслед за ним – чуть более плотная фаза, чем Кетер – она называется Хохма и так далее до самой плотной из всех – Мальхут, что ниже всех».
Почему Мальхут – самая низкая, самая неважная? – Потому что в сфирот Ор Яшар чем больше желание получить, тем хуже, дальше по форме от Творца, у которого нет желания получать.
«Снизу вверх» означает, что более плотный – превосходен
67. «И ещё есть вторые 10 сфирот в нээцале, они словно перевёрнуты относительно сфирот де-Ор Эльон… Их последовательность – снизу вверх, что подразумевает – от плотного к чистому». То есть чем плотнее масах – тем лучше.
10 сфирот Ор Яшара – это о плотности. В Кетере самая маленькая плотность, в Мальхут – самая большая плотность, самое большое желание.
10 сфирот Ор Хозера – это о масахе. Чем твёрже, тем выше отталкивает.
Масах бхины далет раскрывает Свет Кетер, создаёт Свет Йехида. Бхина гимель – Хохма, бхина бэт – Бина, бхина алеф – Зейр Анпин и шореш – это Мальхут.
Свет всегда доступен, наша задача – строить масах, сопротивление. Есть много видов сопротивления. Самый базовый – продолжение, продолжать двигаться вперёд, не останавливаться. Самый высокий уровень – ради чего ты делаешь сопротивление. Постоянно осознавать, что всё, что ты делаешь – ради Творца. Чем больше у тебя силы, тем больше сопротивления тебе нужно делать. Чем больше пожертвований ты даёшь в Центр, тем больше тебе потом нужно будет преодолевать. Дать одну тысячу рублей и сказать, что делаешь это ради Творца – легко. Но дать двадцать миллионов и сказать, что только ради Творца, что не хочешь уважения – это нелегко. Нелегко не ждать, что тебе скажут: «Молодец!», или не говорить это самому себе.
Что значит – служить Творцу? Это начинается с декларации. Перед началом любого действия ты думаешь о Творце, будет ли Его радовать то действие, которое ты намереваешься совершить? То слово, которое ты сейчас произнесёшь, будет ли оно радовать Творца, или нет? Это происходит внутри, это между тобой и Творцом, другой человек об этом не может знать.
Мальхут де-Ор Яшар – это Кетер де-Ор Хозер
68. «И вот, самая плотная из всех – бхина далет – она самая важная из всех, раз она является корнем всех 10 сфирот Ор Хозера; потому что весь Ор Хозер – не больше той части Света, которая предназначена для неё, и которую масах оттолкнул обратно. Благодаря этому бхина далет рассматривается как фаза Кетер, подразумевающая корень».
Когда мы здесь, в этом мире, делаем сопротивление, это – корень всего того Света, который будет раскрываться. Но с точки зрения Света мы не нужны, потому что вся работа уже была сделана. Нам это нужно. Замысел Творения – это не обязательство создать сосуд. Мир был создан для нас, без человека ничего не было бы.
Мальхут де-Ор Хозер – в Кетере де-Ор Яшар
69. «Бхина гимель не такая плотная, как бхина далет, и она рассматривается как Хохма де-Ор Хозер – вторая ступень после Кетера. А бхина бэт чище, чем бхина гимель, и она считается третьей по высоте ступенью от Кетера, Биной. А бхина алеф чище бхины бэт, и она считается четвёртой по высоте ступенью от Кетера, то есть это сфира Зейр Анпин, включающая шесть сфирот… И стадия Кетер де-Ор Яшар – самая чистая из всех них, относительно Ор Хозера она рассматривается только как стадия Мальхут, она ниже всех. Ведь каждая более плотная – более важная, а каждая более чистая – хуже (ниже), и ступени распространяются от плотной к чистой».
Когда мы говорим о плотности масаха, надо понимать, что чем меньше у тебя желания получить, тем меньше Света ты можешь раскрыть. Чем меньше желание получить, тем меньше тебе сопротивление нужно. Маленькому желанию не нужно сильно сопротивляться. Маленькому ребёнку не нужно сопротивляться своим желаниям, они на базовом уровне: есть, пить, спать… Маленький ребёнок – как Кетер, излучает только Свет. А взрослому человеку, у которого более плотные желания, нужно сопротивляться.
Далее Рав Ашлаг будет объяснять эту концепцию на примере 5 парцуфим мира Адам Кадмон, где первый парцуф – Кетер, называется Гальгальта – использует бхину далет; парцуф Хохма, он называется АБ, использует бхину гимель; парцуф Бина - САГ – бхину бэт; парцуф МА использует бхину алеф; парцуф БОН – шореш. То есть парцуф Мальхут использует только бхину шореш. Это означает, что она не раскрывает почти никакого Света.
Мальхут включает все 10 сфирот де-Ор Хозер
70. «А бхина далет из-за силы своего Ор Хозера, который распространяется как 10 сфирот, сама тоже делится на 10 сфирот, то есть на арба бхинот (четыре фазы) и Кетер, потому как сама бхина далет – это Кетер де-Ор Хозер, то есть шореш (корень); а 9 сфирот де-Ор Хозера, распространяющегося вверх от неё, - это её ветви. Известно, что все ветви включены и существуют в корне, следовательно, в самой бхине далет пять фаз – Кетер и арба бхинот снизу вверх».
Более подробно Рав Ашлаг объяснит это в Главе 9.
Очищение масаха делит бхину далет на 5 фаз
71. «И теперь пойми…, что величина Ор Хозера измеряется по величине той авиют, которая есть в масахе. Самый плотный масах, то есть масах бхины далет, раскрывает полный уровень, до Кетера. Масах бхины гимель – только до Хохмы, масах бхины бэт – только до Бины, а масах бхины алеф – только до Зейр Анпина. А масах, в котором нет даже авиют бхины алеф, то есть равный корню, не раскрывает никакого уровня Света, кроме стадии Мальхут». То есть только материальный уровень, без души.
Когда используется авиют бхины далет, Свет отталкивается до Кетера, и раскрывается Свет Йехида. Это мир Кетер, там есть Йехида, Хая, Нешама, Руах и Нефеш, но всё это на уровне Кетера. В чём проблема первого парцуфа, Гальгальты? Этот парцуф полностью наполнен Светом, там нет нехватки.
Глава 7. Понятие очищения масаха. Выход пяти уровней один под другим из-за очищения масаха
Сила сдерживания в масахе и мера авиют в Мальхут – эквивалентны
72. «И чтобы понять тему очищения масаха (hисдакут аМасах), прежде надо сделать два отступления. Первое: сила сдерживания в масахе эквивалентна мере авиют, то есть той страсти, которая есть в бхине далет, это как будто две чаши весов. Проще говоря, имея больше страсти получить, нужно напрягать больше сил, чтобы сдержать себя от получения; а если страсть мала, то и нет нужды излишне напрягать силы, чтобы сдержаться от получения. Следовательно, сила сдерживания эквивалентна мере авиют в бхине далет, не меньше, не больше».
То есть авиют равна кашиют в чистой системе. У нас – нет. У нас в начале жизни вообще нет возможности сопротивляться, и мы научаемся сопротивляться только после 12 (13) лет. Ты можешь заставлять ребёнка сидеть и изучать, тогда как он хочет играть, он изучает, но не потому, что он по-настоящему этого хочет. Он это делает из-за того, что либо ты ему что-то обещаешь, либо из-за того, что он боится тебя. Только с 12 (13) лет он может научиться делать всё ради Творца. У него появляется эта сила, и если ты его научишь правильно использовать, тогда всё будет хорошо. Иначе эта сила как будто одевается на желание получать для самого себя, поэтому говорят о кризисе подросткового возраста. Нужно учить детей пораньше, но тогда это будет по принципу: кнут и пряник. Поэтому обучение начинается не с 12 (13) лет, а с 5 или даже с 3 лет. С 3 лет начинаешь рассказывать ребёнку о Творце в сказочной форме.
Природа Ор Макиф – очищать масах
73. «Второе вводное отступление: Ор Макиф, который не облачился в нээцаль, по своей природе постепенно очищает авиют бхины далет по порядку четырёх фаз до тех пор, пока не очистит полностью всю авиют, которая в ней есть. Сначала он очищает с бхины далет до бхины гимель, потом до бхины бэт, потом до бхины алеф, а потом он (масах) становится совершенно чистым, совсем без какой-либо авиют».
Здесь Рав Ашлаг говорит о том, что Окружающий Свет, который пока не может одеваться в ступени, потому что ты не можешь его получить ради Творца. В чистой системе Окружающий Свет в парцуфе Гальгальта – это как весь объём Света, который был в Бесконечности. Этот огромный объём Света бхина далет не может получить, получают только шореш, бхина алеф, бэт и гимель. И этот огромный Свет, который бхина далет не может получить из-за цимцума, масах его отталкивает, и он очищает масах. Масах тела. Ты уже оттолкнул Свет обратно, он распространяется ниже,и этот Ор Макиф говорит: бери больше! Он бьёт масах, который ограничивает, чтобы не получить. Бьёт до тех пор, пока не очистит.
Масах сдерживает (Свет) от желания облачиться
74. «… Ор МАкиф объясняется как Ор Эльон, который не смог облачиться в нээцаль по причине сдерживающего масаха, ведь нельзя, чтобы тот распространился более меры своего уровня. Он остался снаружи парцуфа, окружая его, то есть – освещая издали». Он светит издалека, напоминает: я твой следующий уровень! Бери меня!
Так как этот Ор Макиф хочет светить внутри парцуфа, как было в Бесконечности, где он светил даже в бхине далет, то он ударяет масах, очищая его, устраняя авиют и кашиют чтобы облачиться. Ударяет и говорит: бери! До тех пор, пока тот не захочет получить.
Есть голова парцуфа, Рош, и есть тело парцуфа, Гуф. Рош – это место, где мы планируем, сколько можем получить ради Творца. А Гуф – это уже получение. Рав Ашлаг объясняет, что Ор Макиф нас соблазняет не в голове, а в теле.
Я люблю приводить такой пример. Есть шведский стол, и ты выбираешь, что ты можешь съесть, чтобы радовать Творца. И тут кто-то говорит тебе: возьми ещё и это, ты отвечаешь, что будешь есть только то, что решил. Когда ты планируешь, он не может тебя заставить. Он может тебя соблазнить только тогда, когда ты уже поел. Тебе было так вкусно! И тут хозяин уговаривает тебя попробовать ещё одно блюдо, расхваливая его. И тут ты думаешь, что, пожалуй, съем и это. Потому что это вкусно, и потому что хозяин тебе предлагает, и он не останавливается до тех пор, пока ты не согласишься поесть.
Это и есть Ор Макиф, который говорит тебе, что ты был создан, чтобы получить всё, ты в Бесконечности всё получал, почему ты решил не получать? Бери всё! И Мальхут, тело, почти готово это получить. И поэтому бхина далет внутри бхины далет уходит, потому что понимает, что иначе она готова получить. Если останусь в этом положении, то буду получать.
Это означает, что Ор Макиф очищает масах, и масах поднимается в его корень, туда, где он решил, сколько будет получать, чтобы радовать Творца. То есть он уходит от получения. Это называется hиздакут аМасах, очищение масаха.
Сначала масах преодолевает (делает усилие), потом Свет преодолевает (делает усилие)
75. «И сначала преодолевает масах, отталкивая его (Свет) обратно, а потом Свет делает усилие, очищая масах. Однако Свет не очищает масах полностью, он устраняет только одну стадию авиют, с которой был зивуг де-Акаа. Если зивуг де-Акаа был с бхиной далет, он устраняет авиют бхины далет, которая удерживает его от облачения в парцуф». Но так как в духовности нет понятия «чуть-чуть», он очищается полностью и уходит из получения.
«И остаётся авиют бхины гимель, с которой он ещё не имел дела (не было зивуга)». Это уже новая форма. Та, что была до этого, осталась там. Но память (решимот) о предыдущем получении всегда остаётся.
Есть два вида решимот. Есть решимо от одевания и решимо от плотности. Решимо одевания – это память о том, сколько Света получил предыдущий парцуф. И этот аспект памяти остаётся в следующем парцуфе. Масах потерял одну авиют, но остаётся память о Свете, который он получил в предыдущем парцуфе, потому что таким образом осуществляется связь между этими структурами. Таким образом между Гальгальта и АБ будет связь, мы объясним это попозже.
Связь, память – это и есть то, что создаёт желание. Без этой памяти мы бы не могли вернуться обратно в Бесконечность.