Урок 185
Материалы
- Аудиозапись
Курс «10 сфирот» – изучение одного из самых главных и непостижимых каббалистических трудов Рава Ашлага.
Глава 2
Нет экрана в мире Ацилут
-
Они представляют собой четыре бхины, в которых отделились части Ацилута «отсюда и далее», но все они – абсолютно без экрана. И поэтому называется мир Ацилут «свечение», «излучение», потому что Ор Эйн Соф распространился в нём полностью, без экрана
-
«Они представляют собой четыре бхины, в которых отделились части Ацилута «отсюда и далее», но все они – абсолютно без экрана.»
Мы обсуждаем четыре мира: Ацилут, Брия, Йецира и Асия, и разницу между ними. Мы говорили о том, что в мире Ацилут также есть четыре бхинот, по которым распространяется Свет. Разница между миром Адам Кадмон и миром Ацилут в том, что в мире Адам Кадмон распространяется Свет Йехида, Свет Кетер, а в мире Ацилут распространяется Свет Хая, но и тот и другой являются Светом Хохма, Светом Мудрости. Мы помним, что Свет всегда один, но для нас он получает другую «окраску» в зависимости от нашего сопротивления. Ир’а (трепет перед Творцом), масах (сопротивление) и уверенность – это одно и то же. Масах определяет, как мы воспринимаем Свет: как добрый или жёсткий, как вода или как соль, как сахар или как фрукты, овощи и так далее.
Ниже мира Ацилут нет Света Хохма, есть только Свет Хасадим, есть только «ницуцим», искры Света Бесконечности, так как у нас нет достаточно твёрдого масаха, чтобы раскрыть Свет Хохма.
Для Ор Яшара нет разницы между мирами. Свет распространяется так же, как в Бесконечности, так же – и до конца мира Асия. Но мы не можем воспринимать Свет, мы его не ощущаем. Наше тело не ощущает Свет. Рекомендую читать «Статью о даровании Торы» в книге Рава Ашлага «Мудрость Истины». Там он пишет, что невозможно объяснить человеку как ощущать заповедь «Возлюби ближнего своего как самого себя», для него это как какая-то далёкая абстракция. Мы не можем ощущать любовь к другому в теле. Наше тело даёт нам наши ощущения, мы не можем почувствовать ощущения других. Мы ощущаем через призму своего тела.
Мир Ацилут – от слова «Эцло», «У Него», это мир, который ближе всех к Бесконечности. В мире Ацилут нет масаха. Есть закон, пишет Рав Ашлаг, что «не способны авиют и масах уменьшить или нанести вред выше их раскрытия. И несмотря на то, что Ор Хозер поднимается вследствие действия плотности масаха в сосуде Мальхут и облачает выше себя все девять сфирот вместе, в любом случае сила авиют масаха не поднимается наверх совсем».
Масах – это желание получить ради Творца, и это – дополнительная сила на Мальхут, которая в Чистой системе полностью ей соответствует. В Чистой системе Мальхут рождает масах. Масах всегда прямо пропорционален плотности (авиют), которая есть в Мальхут. Однако, далее Рав Ашлаг вслед за Ари будет говорить о том, что Творец не соблюдает масах.
Во Второй Части книги Рав Ашлаг говорил, что в Кетере есть десять сфирот Ор Яшара, но в другом месте – что в Кетере есть одна сфира Ор Яшара и девять сфирот Ор Хозера, имея ввиду, что Свет проникает сквозь масах в любом случае. С точки зрения Маациля, Свет проникает через масах. Как будто на мгновение проникает и уходит. Свет окружает всю реальность и иногда заходит внутрь. Мы ощущаем это как внезапное озарение, инсайт. Мы уже получили весь Свет Бесконечности, здесь мы лишь вспоминаем об этом. Чем больше мы работаем над собой, чем больше мы изучаем, чем больше мы знаем о самых маленьких деталях, тем больше нюансов будет раскрываться в нашей духовной работе.
Обычному человеку достаточно знать, что у него есть руки, ноги, тело, голова. Но для врача важно знать как устроено тело внутри, знать множество мелких деталей.
Чем больше мелких деталей мы будем знать, тем тоньше будут наши ощущения от духовной работы. Это есть цель изучения 10 сфирот. И чем больше мы изучаем, тем больше развивается наш трепет перед Творцом. Понимая, насколько Творец присутствует в каждой детали, мы понимаем, насколько много Он хочет нам давать.
Рав Ашлаг объясняет, что масах – это порождение Мальхут, которая отличается от остальных сфирот: Кетера, Хохмы, Бины и Тиферет. Свет Мудрости распространяется из-за Творения Маациля, Его желания давать сосуду. Конечно, сосуд хочет получить Свет, но Свет распространяется благодаря желанию сосуда получить его ради Творца. Желание получать было заложено Светом внутрь сосуда, это желание не было проявлением самого сосуда. А Свет Милосердия был инициирован самим сосудом, поэтому он всегда будет гораздо меньше.
Эш Кодеш писал, в Шавуот мы можем полностью переродиться. Когда мы планируем свой год, мы исходим из того, как мы его представляем, ставим цели, исходя из собственных возможностей, потом прикладываем усилия для его реализации. Но это – то, как МЫ его себе представляем, это - Свет Милосердия. А то, что Творец хочет нам дать – мы даже не можем себе и представить! И возникает спор между нами и Творцом. Мы-то хотим одного, а Он хочет дать нам другое. И если мы просим что-то и не получаем, то воспринимаем это как отказ, либо как наказание. А на самом деле Творец хочет нам дать, Он всегда хочет нам давать гораздо больше, чем мы хотим получить.
Цель Рош Ашаны, звука шофара – вернуть нас назад, сделать нам полную перезагрузку восприятия Света Творца.
Рав Ашлаг говорит, что авиют масаха не поднимается вверх, это означает, что он не приносит никакого ущерба Верхним мирам. Это называется «холон», «окно». Свет распространяется сверху вниз, от Кетера до Мальхут. В Чистой системе Мальхут отказывается получить только для себя, она хочет получить ради Создателя. Поэтому Свет не может зайти в Мальхут, Мальхут – это единственный сосуд, который не может получить Свет напрямую. Кетер, Хохма, Бина и Тиферет могут получить Прямой Свет, так как их сознание – получить ради Творца, быть подобным Творцу в той или иной степени. Так как Мальхут не может получить, то весь Свет, предназначенный ей, плюс масах, поднимается вверх, становясь Ор Хозером, Обратным Светом. Однако плотность Мальхут не поднимается вверх, иначе бы плотность, то есть желание получить для себя, затемнило бы Свет. Плотность Мальхут не только не наносит ущерб Верхним, но, наоборот, благодаря Мальхут, единственному истинному сосуду, все остальные существуют. Без Мальхут все остальные сфирот тоже не существуют. Если у тебя блестящая идея, превосходный план, но ты над ним не работаешь, он не реализуется, нет никакого результата, идеи и планы так остались где-то там.
«И это - несмотря на то, что есть много масахов также и в мире Ацилут, как, например, масах Головы, масах Тела. Дело в том, что это не совсем масахи, они происходят от включения низшего в высший».
На прошлом уроке мы говорили о том, что, когда мы молимся здесь, миры объединяются, и Высшие миры наполняются Светом. Наше желание получить для себя не поднимается вверх, а только добавляет Света. Это как будто окно. Всё, что мы делаем здесь, формирует печать там. Поэтому, говорит Рав Ашлаг, те масахи, которые есть в мире Ацилут, существуют из-за той работы, которую мы здесь делаем. Печать, которую мы формируем, не влияет на яркость Света, наоборот, только добавляет.
Только масах «сиюм раглин» (масах окончания ног), окончание нижней части парцуфа Ацилута, - полноценный экран, прерывающий Ор Эльон. Поэтому в мире Ацилут Свет распространяется без масаха. После мира Ацилут уже будет масах.
Надо понимать, что к Кетеру и Хохме у нас нет доступа. Наша работа начинается с мира Брия, Бины, потому что именно на этой ступени сосуд начинает осознавать себя как сосуд, он начинает самостоятельно хотеть. Это начало создания сосудов, первое преодоление. В мире Брия уже нет Света Хохма, там только Свет Хасадим. Масах в конце мира Ацилут изменяет качество Света, теперь это уже не Свет Хохма, а Свет Хасадим. Поэтому между миром Ацилут и миром Брия огромная разница.
-
Однако оттуда распространяется вниз не сам Эйн Соф, а только свечение, исходящее от него через масах, потому что существует масах (экран) и паргод (занавес), разделяющий Ацилут и Брия. Вследствие того же удара Высшего Света, - Света, который доходит до этого места и ударяет в этот занавес, - а также ввиду нахождения этих десяти сфирот мира Ацилут, которые доходят до этого места, - он ударяет там в Свет этих сфирот. В результате этого отделяются от них искры Света и проходят через этот экран, становясь внизу десятью сфирот мира Брия от отделения искр десяти сфирот Ацилута, что над ними, посредством экрана. По причине десяти сфирот, относящихся к келим (сосудам), образовались десять иных сфирот келим, а по причине десяти сфирот, которые относятся к сущности (Ацмут), образовались десять других сфирот, составляющих сущность (Ацмут) мира Брия. И то же – в Соф мира Брия, - образовался другой экран и вследствие удара десяти сфирот Брия в свойства, определяющие сущность и келим в экране, были созданы десять сфирот де-Йецира. И то же – от Йецира к Асия посредством этого экрана. Тем самым пойми, почему один называется «Ацилут», другой – «Брия», этот – «Йецира», а тот – «Асия». Это потому, что существует экран, отделяющий одного от другого, и нет никакого подобия одного другому вообще.
Ор пними
-
«Однако оттуда распространяется вниз не сам Эйн Соф, а только свечение…»
Мы здесь не ощущаем Свет. Хотя, когда мы видим красоту, получаем удовольствие…. Красота и удовольствие – это тоже Свет, но он уже такой грубый.
Рав Ашлаг говорит, что весь Свет в мире обязательно исходит из Света Бесконечности. Но при этом, так как Свет проходит через экран (бхину бэт), его свечение сильно уменьшается.
Мы помним, что плотность экрана в мире Адам Кадмон – это бхина далет. Плотность масаха в мире Ацилут – бхина гимель, в мире Брия – бхина бэт, в мире Йецира – бхина алеф, в мире Асия – шореш. Это с точки зрения масаха, а с точки зрения Света – наоборот: мир Асия – бхина далет, мир Йецира – бхина гимель, мир Брия – бхина бэт, мир Ацилут – бхина алеф и мир Адам Кадмон – шореш.
Чтобы это было понятно, вспомним, какая уверенность была у сосуда сразу после цимцума? Максимальная! Чем дальше идём, тем меньше у нас уверенности. Скажем, врач запретил вам есть сахар, и первую неделю вы совсем исключили сахар из своего рациона. Стали чувствовать себя гораздо лучше, и через пару недель уже ваша уверенность начинает таять. Вы находите тысячу отговорок, чтобы поесть сладкое.
Итак, масах в мире Адам Кадмон – максимальный, это бхина далет.
-
«Вследствие того же удара Ор Эльона, - Света, который доходит до того места и ударяет в этот занавес, - а также ввиду нахождения этих десяти сфирот мира Ацилут…»