Урок 189
Материалы
- Аудиозапись
Курс «10 сфирот» – изучение одного из самых главных и непостижимых каббалистических трудов Рава Ашлага.
Глава 3
Мы говорили о том, что для того, чтобы Свет Бесконечности мог светить в мире Ацилут, он должен одеваться в Хохму. Это так, потому что мир Ацилут использует масах бхины гимель, значит, он отражает Свет до Хохмы. Через Ор Хозер, правильное намерение получить, весь мир Ацилут получает Свет Бесконечности.
Что такое мир Ацилут? Мы знаем, что есть четыре мира: Ацилут, Брия, Йецира, Асия, которые объясняют четыре фазы желания получить. Мир Асия – самый плотный мир, это самое большое желание получить только для себя. Три мира – Йецира, Брия и Ацилут находятся в единстве, там нет «я», есть «мы», нет разницы между этими мирами.
Ари говорит, что большая часть мира Асия – плохая. То добро, которое есть в мире Асия, смешано со злом. Рав Ашлаг объясняет, что есть четыре вида восприятия Творца: двойное сокрытие Лица Творца; одинарное сокрытие Лица Творца; открытое Лицо Творца (награда и наказание); полное раскрытие Лица Творца (аспект вечности).
Двойное сокрытие Лица Творца означает, что человек живёт в пространстве, где нет духовного закона причины и следствия. По духовности – всё случайно для него. Он не видит духовного порядка, тем самым он отрицает наличие Творца.
В мире Асия есть как двойное сокрытие, так и одинарное сокрытие Лица Творца. Одинарное сокрытие означает, что человек уже понимает, что есть какой-то порядок в мире, есть какая-то духовная сущность, которая стоит за всем происходящим. Но он не всегда может это ощущать. Это – мир Асия. Это – Мальхут.
Ари говорит, что мир Йецира наполовину хороший, наполовину плохой. Рав Ашлаг объясняет, что мир Йецира – это открытое Лицо Творца. Когда человек достигает Руах, Зейр Анпина, у него уже есть открытое Лицо Творца. Это значит, что он уже ощущает в теле что хорошо, что плохо. Это так называемая «тшува от трепета». Рав Ашлаг пишет, что для такого человека Творец может быть Свидетелем, что он не будет грешить больше. То есть, его уровень – свидетельство.
Рав Ашлаг разделяет систему Ашгаха (Систему наблюдения Творца) на четыре части, четыре вида любви между людьми и между человеком и Творцом. Два вида любви – корыстная любовь. Два вида – бескорыстная любовь.
Первый вид корыстной любви, объясняет Рав Ашлаг, - это когда люди вредили друг другу, а потом стали приносить друг другу пользу, поэтому они любят друг друга.
Второй вид корыстной любви – люди любят друг друга с самого начала, но любят из-за того, что приносят друг другу пользу. Человек любит Творца за все блага, которые Он ему даёт. Помните, Эсав сказал: «Еш ми рав» («У меня есть много»), а Иаков сказал: «Еш ми коль» («У меня есть всё). Эсав сказал, что у него много Гвурот, имущества. А Иаков сказал, что у него есть и Гвурот, и Хасадим, и сила, и сложности. С Иаковом произошло много плохого, он много страдал, у него постоянно были испытания.
В мире Йецира есть первый вид любви. Как сказано: «Любовь покрывает все грехи».
Рав Ашлаг объясняет, что клипа в мире Асия заставляет людей склонять чашу весов в сторону зла. «Всё плохо» - это мир Асия. Клипа в мире Йецира заставляет человека жалеть о том, что было. Человек сожалеет о том, что так плохо вёл себя, о том, что с ним произошли негативные события, и от этого он чувствует себя плохо. Он пока не видит, что всё, что он сделал, всё, что с ним было – на благо.
Большая часть мира Брия – хорошая, и только незначительная его часть – плохая. В мире Брия есть второй и третий виды любви. Человек мира Брия – неполный цадик. Такой человек, оглядываясь на своё прошлое, понимает, что не могло быть по-другому. Всё правильно. Он всегда оправдывает Творца. Но относительно других людей, он не может сказать, что то, что с ними происходит – честно. То есть, Творец по отношению к другим людям не всегда справедлив. Война, природные катастрофы – гибнут многие невинные люди. Клипа в мире Брия держит человека на втором виде любви, корыстной любви.
Мир Ацилут – то, что называется «цадик гамур», «полный праведник». Он уже видит, что всё, что происходит, с ним или с другими, - правильно. Мир Ацилут называется «Шаббат». Шаббат – это вкус Конца Тикуна, который нам нужен для того, чтобы завершить Тикун, иначе нам тяжело. Шаббат, в отличие от всех остальных праздников, не связан с сознанием человека. Все остальные праздники определяются людьми.
Мир Ацилут – это «полный цадик», а миры Йецира и Брия – «неполный цадик», «цадик шэ эйно гамур». Работа неполного цадика – чувствовать боль сообщества. Если ты цадик, ты уже прошёл этот путь, и ты можешь помочь другим преодолеть боль и страдания, поднять сознание других. Сейчас должно быть только одно решение для мира – сознание, ничто другое не поможет.
Развитие человека происходит снизу вверх. Сначала он проходит мир Асия, затем должен пройти мир Йецира, Брия. Невозможно сразу перепрыгнуть в мир Ацилут. Человек должен пройти через двойное сокрытие Лица Творца, затем – через одинарное сокрытие Лица Творца, потом - через открытое Лицо, и только потом прийти к открытому Лицу Творца в аспекте вечности.
Когда человек прикладывает много усилий в своей духовной работе, ему открывается «окно», ненадолго ему открывается открытое Лицо Творца на первом уровне. На мгновение ему открывается истинное видение мира, ему как будто показывают путь, это его награда за приложенные усилия. И это «окно» снова закрывается. И человек продолжает свой путь. И если снова прикладывает усилия – «окно» снова открывается. Рав Ашлаг говорит, что главная часть нашей духовной работы – в двойном и одинарном сокрытии Лица Творца. Наша работа там, где нам больно, где нас что-то раздражает.
Всё это написано в книге Рава Ашлага «Выбери жизнь», что есть «Введение к изучению 10 сфирот». Мы должны знать её наизусть. Она глубже, чем Талмуд 10 сфирот, здесь Рав Ашлаг даёт глубокие секреты. Вообще Рав Ашлаг написал четыре труда о 10 сфирот. Сначала – «Паним Беерот Масбирот», потом он понял, что этого недостаточно, что люди не поняли смысл. Тогда он написал «Талмуд 10 сфирот», объяснения к учению Ари. Но и этого ему показалось недостаточно. Тогда он написал «Введение в мудрость Каббалы», что является кратким изложением содержания книги о 10 сфирот. Некоторые изучают «Введение в мудрость Каббалы» до начала изучения «Талмуда 10 сфирот», некоторые – после, некоторые – во время изучения, чтобы быстро напомнить себе всё.
Мы говорили на прошлом уроке о том, что масах бхины далет, Мальхут – самый плотный, поэтому он может оттолкнуть Свет до самого Кетера, тем самым одевает все 10 сфирот. А масах бхины гимель отталкивает Свет только до Хохмы, поэтому может одевать только 9 сфирот Ор Яшара. А Свет до сих пор светит. Сколько ты можешь забрать – зависит от тебя.
Скажем, есть река. С каким ведром ты пришёл, и не только от ведра зависит сколько воды ты сможешь зачерпнуть, ещё это зависит от той силы, которая у тебя есть. У тебя может быть огромное ведро, но нет силы его поднять. В Чистой системе твоя сила поднять ведро и объём ведра одинаковы. В нечистой системе у тебя может быть огромное желание, на иврите есть такое выражение – «большие глаза», «эйнаим гдулот» (как в русском – «глаза завидущие»), но возможности получить желаемое – нет.
В главе Лех Леха Торы Авраам говорит Лоту, что им нужно разойтись, так как им двоим недостаточно земли. Один из комментаторов объясняет, что если два народа живут бок о бок на одной территории, то один начинает завидовать тому, что есть у другого. И если одному что-то нужно из принадлежавшего другому, то тот, кому это принадлежит, даже если ему это сейчас не нужно, начинает жалеть и думать, что в будущем это может пригодиться. А вдруг второй заберёт ещё больше, и потом у меня не будет.
Если у тебя большое ведро, а сил поднять его нет, то будешь сидеть и охранять его. Долго. Тебе будет жалко сейчас взять мало, потому что ты уже сделал усилие и зачерпнул много воды.
Человек развивается снизу вверх. Мы рождаемся с самым тонким масахом, сосудом Кетер. Это самые маленькие желания получить – есть, пить, спать. Постепенно он приобретает ещё один сосуд, потом ещё один. Из-за жажды контроля он наращивает желания. И тогда он может использовать это только для себя, либо, если он видит, что нет разницы между ним и другими людьми, то он хочет помочь, так как знает, что и как делать, хочет делать добро. Это очень тонкий момент, который объяснён Равом Ашлагом в книге «О мире в мире». Там он говорит, что люди, которые знают, что делать, как правило – разрушители. Есть строители, и есть разрушители. Разрушители готовы пожертвовать другими и собой чтобы решить проблему. А строители милосердны, но милосердие принимается большинством людей за слабость. Миротворцы – это разрушители.
То, что сейчас происходит в Израиле, может привести к объединению всех народов, миру в мире. Ислам – это Ишмаэль, правая колонна. Христианство – Эсав, левая колонна. Исраэль – центральная колонна, которая объединяет левую и правую.
В главе Ноах Торы сказано: «Даст Бог простор Йефету и пусть обитает он в шатрах Шема, а Кнаан пусть будет ему рабом». Йефет – это западная культура, красота, технология, левая колонна, должен объединиться с Шемом, правой колонной, и «служить» Израилю, то есть, стать центральной колонной. Народ Исраэль – это не евреи, это духовные люди. Это духовная культура. И левая, и правая будут служить культуре центральной колонны.
Итак, человек рождается с минимальным масахом. Если у человека нет сознания центральной колонны, то он развивается, но делает всё ради себя. Его милосердие – только для себя. Для него главное – чтобы ему было хорошо. Он считает, что весь мир был создан для него. А мир был создан не для тебя, а для Творца!