Урок 191
Материалы
- Аудиозапись
Курс «10 сфирот» – изучение одного из самых главных и непостижимых каббалистических трудов Рава Ашлага.
Глава 3
4. «И сколько ещё миров существует выше мира Ацилут…»
Мы уже объяснили, что все миры, существующие до мира Ацилут, включены в имя Адам Кадмон (Первичный человек, или мир Кетера), имеется ввиду все парцуфим, которые имеются в мире Адам Кадмон. Каждый мир разделяется на пять парцуфим, и каждый парцуф состоит из десяти сфирот, состоящих, в свою очередь, из десяти сфирот, и так до бесконечности. Так каждая клетка нашего тела носит в себе всю информацию, которая есть в теле.
Все миры Кетера, которые выше мира Ацилут, не способны помочь нам сделать наш тикун, так как они существуют по признаку суда. Это означает, что там нет возможности грешить, то есть получить только для себя, следовательно, сосуд не может выражать себя полностью, таким образом, Замысел Творения не может быть полностью реализован. Начиная с мира Ацилут у нас есть выбор, есть ощущение, что есть выбор. Мы решаем для себя: обмануть – не обмануть, говорить злословие – не говорить злословие…
5. «…ведь в эту Хохму, которая выше мира Ацилут, там внутрь облачается Эйн Соф и светит в мире Ацилут.»
Мы уже объяснили, что зивуг для одного мира происходит в его корне, в высшем мире. Мир Ацилут использует авиют бхины гимель, а мир Адам Кадмон использует авиют бхины далет. Каждый последующий мир использует меньшую плотность масаха. Величина Ор Хозера, Обратного Света, зависит от плотности масаха. Масах – это сопротивление. Масах – это возможность работать. Масах – это возможность идти дальше. Масах – это не лениться. Масах – это уверенность. Масах – это намерение не получить для себя.
Рав Ашлаг говорит: «Нам уже известно об уменьшении Ор Хозера, которое происходит вследствие утоньшения, очищения той меры авиют, что есть в масахе. И в соответствии с этим пойми, что после того, как восполнился мир Адам Кадмон облачением в Ор Хозер от масаха бхины далет, тогда произошло утоньшение, очищение этого масаха до бхины гимель…».
Посмотрите предыдущие уроки, где мы выяснили, что такое очищение масаха.
«И это не означает, что произошло какое-то изменение в масахе бхины далет самого мира Адам Кадмон, так как нет исчезновения в духовном, а любое изменение означает добавление.» Из-за очищения масаха от авиют бхины далет до авиют бхины гимель родился новый масах – на бхину гимель. Благодаря процессу очищения масаха рождаются всё новые и новые миры, благодаря чему мы могли спуститься в этот мир, где у нас есть выбор, где самая большая нехватка, где нет ощущения Творца.
В мире Адам Кадмон есть постоянное ощущение Творца, поэтому не тяжело делать сопротивление, не тяжело выбрать Свет, не тяжело быть проактивным, не тяжело любить себя. А ведь нам тяжело любить себя! Каббала учит нас искать зло в себе – «хуш акарат ара». Рав Ашлаг говорит, что духовный человек – тот, кто видит зло в себе, замечает то, что нужно исправить. Но, с другой стороны, он говорит, что человек должен видеть себя совершенным, потому что именно так видит нас Творец. Творец видит в нас наш потенциал. Он видит нас совершенными несмотря на то, что пока мы обманываем, воруем, злословим, злимся. В мире Адам Кадмон мы идеальны, поэтому нам легко отключиться от желания получить для самого себя, мы получаем ради Творца, чтобы Его радовать. Там это не проблема. А здесь это – проблема, потому что мы не знаем, что будет завтра. Как мы можем поделиться с кем-то, если вдруг завтра у нас самих не будет? В такие моменты тело говорит: не давай! И это правильно.
Рав Ашлаг говорит, что Ор Хозер, поднимающийся после зивуга Ор Эльона с масахом бхины гимель, поднимается только до Хохмы, это называется новым облачением в мире Адам Кадмон, то есть облачение Ор Эйн Соф в Хохме. Мы понимаем, что Свет сам не распространяется. Как только появляется новый сосуд, он сразу начинает притягивать Свет. Как только у нас появляется новое желание, мы сразу же хотим его реализовать.
Мы говорили о том, что совокупление для рождения нижнего мира происходит в верхнем мире. Как родители, которые совокупляются, и рождается новое существо. Женщина – это Мальхут, сосуд. Мужчина – Зейр Анпин, Свет. В результате рождается новое тело, которое является продолжением родителей.
«Однако это новое облачение является необходимым не для него самого, а только для нужд мира Ацилут, потому что Ор Хозер, отражённый от масаха бхины гимель поднимается от этого масаха выше и облачает Свет Бесконечности до уровня Хохма. Вследствие этого возвращаются все десять сфирот, находящиеся выше масаха, и спускаются также от масаха вниз. Это определяется как расширение масаха и Мальхут вниз в виде десяти сфирот, по причине Ор Хозера, который возвращается и притягивается к нему свыше. Поэтому распространяется Мальхут в виде десяти сфирот от себя и далее вниз, по примеру десяти сфирот Ор Хозера, которые поднялись от масаха бхины гимель и выше, то есть на уровень Хохма. Они-то и называются десятью сфирот мира Ацилут.
И это то, о чём пишет Ари: «Ведь в эту Хохму, что выше мира Ацилут, там внутрь облачается Эйн Соф и светит в Ацилут». Он хочет сказать, что зивуг де-Акаа на масах бхины гимель должен был произойти в мире Адам Кадмон, что выше мира Ацилут. Новый масах – бхины гимель – это результат очищения масаха бхины далет. Всё идёт постепенно, сверху вниз. А мир тикун идёт снизу вверх, где вначале рождаются маленькие сосуды, маленькие желания. Мы должны учить наших детей и учеников увеличивать свои желания постоянно, потому что Замысел Творения – дать нам больше. И для этого дали человеку три черты характера: страсть, жажду контроля и зависть. Страсть даёт возможность расти от Нефеш до Руах. Жажда контроля – чтобы расти от Руах до Нешама. Зависть – чтобы получить то, что называется «Нешама лэ-Нешама».
Мы можем использовать эти три качества либо в эгоистичных целях, либо чтобы делиться. Например, жажда контроля, это лидерство. Кто служит кому: лидер служит сообществу, или сообщество служит лидеру? Лидер должен служить сообществу. В идеале. Но Рав Ашлаг во Введении к Зоару объясняет, что нет смысла обсуждать идеалы. Идеалы не существуют. Есть материал, есть форма, которая одевается в материал, есть абстрактная форма и есть суть. Мудрость Каббалы говорит только о материале и о форме, которая одевается в материал. Настоящие каббалисты не говорят об абстрактной форме и сути. Материал – это тело, форма – разные черты характера, которые одеваются в тело. Все законы Торы – это форма, одетая в материал. А сути мы не понимаем.
«И после того, как Бесконечность облачилась там в Отражённый Свет, который поднялся от масаха и выше, тогда спускаются от масаха вниз десять сфирот мира Ацилут.»
5) И потому, когда пожелал светить в мире Брия, облачился также в Бину, что в мире Ацилут, который выше, чем Брия, и посредством этой Бины светит в мире Брия. И также для того, чтобы светить в мире Йецира, облачается в Тиферет мира Брия, и то же – от мира Йецира к миру Асия, облачается в Мальхут де-Йецира. И то же происходит в мире Ацилут, так как для того, чтобы светить в мире Ацилут, облачается в Хохму, что выше мира Ацилут, и посредством её светит в Ацилуте. И не стоит думать, что это Хохма самого мира Ацилут
Рав Брандвайн написал: «Зивуг де-акаа для выхода десяти сфирот Брия произошёл в мире Ацилут на масах бхины бэт, то есть, на уровень Бина. Зивуг де-Акаа для выхода десяти сфирот мира Йецира произошёл в мире Брия на масах бхины алеф, то есть на уровень Тиферет. И так же – зивуг де-Акаа для выхода десяти сфирот мира Асия произошёл в мире Йецира на масах уровня шореш (корня), то есть на уровень Мальхут. А для нужд десяти сфирот де-Ацилут произошёл зивуг де-Акаа выше мира Ацилут на масах бхины гимель, то есть на уровень Хохмы».
Ор пними
6. «И потому, когда пожелал светить в мир Брия, облачился также в Бину, что в мире Ацилут, который выше, чем мир Брия…»
Рав Ашлаг пишет: «Подобно тому, как в мире Ацилут, - это не означает, что сразу в его начале выходит в мире Брия уровень Бина. Рав (Ари) желает здесь сказать, что самый большой уровень, который вышел там в конце, - это не более, чем уровень Бины. А зивуг произошёл наверху, в Ацилуте.» То есть, там раскрывается только уровень Бина, хотя Хохма и Кетер там тоже есть, но они в потенциале, внутри. Весь Свет, который мы сможем раскрыть до конца тикун, - внутри нас, в потенциале, он скрыт. Мы растём снизу вверх в мире тикун, постепенно, шаг за шагом. Невозможно в один день исправить себя.
«…утоньшение масаха с бхины гимель до бхины бэт, то есть, до Бины, должно происходить в мире Ацилут, так как там место масаха бхины гимель, то есть, Хохмы.»
В мире Адам Кадмон есть пять парцуфим: Гульгальта, АБ, САГ, МА, БАН, или парцифим Кетер, Хохма, Бина, Тиферет и Мальхут. И каждый из них был создан на пять бхинот, которые есть в бхине далет. Внутри этих пяти бхинот есть свои собственные пять бхинот, у тех, в свою очередь, есть свои пять бхинот. И так до бесконечности. И в каждой из этих бесконечных бхинот происходит совокупление постоянно. И постоянно появляются всё новые и новые миры. Это имел ввиду Ари, говоря о мирах, что выше мира Ацилут.
Зивуг для каждого из миров происходит в мире, находящемся выше него. И после того, как очистился там масах с фазы гимель до фазы бэт, считается, что родился новый масах – масах бхины бэт. Тут же распространяется к нему Свет Бесконечности для зивуга де-Акаа, и Ор Хозер поднимается и облачает до уровня Бина десять сфирот Ор Яшара, а Кетер и Хохма Ор Яшара облачаются во внутреннюю часть Бины, они там скрыты.
Объясню, чтобы вы лучше поняли. В каждом мире есть десять сфирот. В каждом человеке есть десять сфирот: голова, туловище, руки, ноги, половые органы. Но один может раскрывать один объём Света, а другой – совершенно другой, скажем, руководитель компании и простой рабочий. Отличаются они уровнем масаха и желания, чего они хотят и как долго могут для этого работать. Все люди устроены одинаково, но отличаются уровнем сопротивления. Всё – в голове. У главы компании больше опыта, он понимает, что должны быть какие-то проблемы, и он их преодолевает, знает, что всё будет хорошо. А для человека, который только начал заниматься бизнесом, это – конец света. У одного – толстый масах, а у другого – очень тонкий.
Поэтому в мире Ацилут тоже есть десять сфирот, но светит там Свет Хохма. А в мире Брия тоже есть десять сфирот, но светит там Свет Бина. А в мире Йецира есть Свет Тиферет, но и там есть десять сфирот. В мире Адам Кадмон есть весь объём Света, в мире Ацилут он скрыт внутри Хохмы, в мире Брия Кетер и Хохма скрыты внутри Бины, в мире Йецира Кетер, Хохма и Бина скрыты внутри Тиферет, а в мире Асия Кетер, Хохма, Бина и Тиферет скрыты внутри Мальхут. Всегда есть десять сфирот, не больше и не меньше.
7. «…и посредством этой Бины светит в мире Брия…»
«То есть, всё, что находится в десяти сфирот мира Брия, исходит из десяти сфирот уровня Бина, который выше мира Брия».
8. «И также для того, чтобы светить в мире Йецира, облачается и в Тиферет мира Брия.»
Мы уже это объяснили.
Глава 4
Когда Адам Кадмон облачился, чтобы светить в мире Ацилут, он облачился только на уровне Хохма, а не в Ор Хозер бхины бэт, то есть Бины, и потому исчез с этого уровня только Кетер, и этот Кетер облачился внутрь Хохмы
-
Однако знай, что когда Творец пожелал светить в мире Ацилут, то облачился в Хохму, что выше мира Ацилут. И посредством Хохмы, внутрь которой облачён, он входит и светит в Кетере и Хохме мира Ацилут, не нуждаясь в том, чтобы облачаться также и в Бину, что выше мира Ацилут, а облачился только в Хохму, которая выше мира Ацилут. И посредством этого светит в Кетере и Хохме мира Ацилут
Ор пними
1. «И посредством Хохмы, внутрь которой облачён, он входит и светит в Кетере и Хохме мира Ацилут, не нуждаясь в том, чтобы облачаться также и в Бину, что выше мира Ацилут, а облачился только в Хохму»
Здесь Рав Ашлаг хочет объяснить разницу между Ор Яшар и Ор Хозер. Его целью было научить нас самостоятельно читать труды Ари и понимать написанное без комментариев. Слово «облачился» здесь означает Ор Хозер. Если написано «облачился в Хохму», это означает, что речь идёт о Хохме Ор Хозера. Это означает, что используется масах бхины гимель. Хохма Ор Яшара – это бхина алеф. А Хохма Ор Хозера – это бхина гимель.
Здесь Ари объяснил разницу между четырьмя фазами Ор Яшара, которые называются Хохма, Бина, Зейр Анпин и Мальхут, и четырьмя бхинот Ор Хозера, которые тоже называются Хохма, Бина, Зейр Анпин и Мальхут. И он объяснил ранее, что свойства сосудов мира Ацилут создаются через Ор Хозер, который поднимается вверх, на своё место (это Хохма), и в них облачается внутренняя суть (Ацмут) Света Бесконечности, то есть четыре фазы Ор Яшара. Таким образом, четыре фазы Ор Яшара (Хохма, Бина, Зейр Анпин и Мальхут) облачаются в Ор Хозер, который поднимается из-за зивуга де-Акаа в масахе, находящемся в Мальхут Ор Яшара. То есть, Ор Яшар облачается в Ор Хозер.
«И из этого пойми, что в любом месте, где написано слово «облачение», имеется ввиду, что Ор Яшар облачается в Ор Хозер, Прямой Свет одевается в Отражённый Свет. И когда говорится: «облачается Бесконечность в Хохму», это означает, что четыре фазы: Хохма, Бина, Тиферет и Мальхут Ор Яшара, которые распространяются из Бесконечности, облачаются в Хохму Ор Хозера. Иными словами, - на величину Ор Хозера, в которой имеется уровень Хохма Ор Яшара. И в этот Ор Хозер уровня Хохма облачаются все четыре фазы Ор Яшара: Хохма, Бина, Зейр Анпин и Мальхут, кроме Кетера Ор Яшара, который скрыт внутри Хохмы Ор Яшара.
И, конечно, эти четыре фазы Ор Яшара, которые распространяются из Бесконечности, также приходят в виде причины и следствия, в последовательности ступеней. То есть, выходят и продолжаются друг из друга: Хохма исходит из Кетера, Бина исходит из Хохмы, Зейр Анпин исходит из Бины и Мальхут исходит из Зейр Анпина. Но это не называется облачением, так как четыре фазы Ор Яшара не облачаются друг в друга… Они «проходят через». «Облачается» - значит - «в одеяние Отражённого Света», который поднимается от масаха в результате зивуга де-Акаа в бхине далет, то есть, в Мальхут.»
Например, если я попрошу кого-то обзвонить всех и передать, что урок состоится в 19.30. Один человек позвонит другому, передаст информацию и попросит позвонить третьему, а третий – четвёртому. Так распространяется Ор Яшар, Прямой Свет. Но если я приведу вам какой-то пример, то каждый из вас будет пересказывать его другому по-своему, потому что это проходит через ваш ум, через ваш масах. И вы всегда будете менять тот пример, который я дал – чуть-чуть. Это означает «облачение», тогда Свет будет «облачаться».