Урок 193
Материалы
- Аудиозапись
Курс «10 сфирот» – изучение одного из самых главных и непостижимых каббалистических трудов Рава Ашлага.
Глава 4
-
Однако, когда пожелал светить из Бины де-Ацилут и далее, - до конца всего мира Ацилут, - то, конечно же, он должен был облачиться также и в Бину де-Ацилут, так как Зейр Анпин и Нуква получают Свет только с помощью Бины. Но дело в том, что Бина может быть только проводником для Ор Эйн Соф, который облачён внутрь высшего Света Хохма и проходит через Бину к миру Ацилут. И Бина не становится масахом и вторичным одеянием, чтобы светить в Зейр Анпине, а только сам Свет проходит через холон, как сказано выше, без всякого масаха. Находим, что несмотря на то, что продолжается через Бину, это не называется облачением, так как там нет никакого масаха. Поэтому только сам Ор Эйн Соф, который облачается только в Хохму, - его и получают Зейр Анпин и Нуква де-Ацилут.
Ор пними
3. «Однако, когда пожелал светить из Бины де-Ацилут и далее, до конца всего мира Ацилут…»
Надо помнить, что так называемые рукописи Ари записал его ученик, Раби Хаим Виталь, который специально писал так – для тех, у кого были глубокие познания о структуре десяти сфирот. Уроки же у них строились совершенно по другому принципу, большей частью – вопросы и ответы. Мы же изучаем последовательно. И нам иногда трудно понять, что имеется ввиду под тем или иным тезисом.
Здесь Ари говорит, что Свет, для того чтобы светить в Зейр Анпине и Мальхут, должен одеваться и в Бину мира Ацилут. «То есть, - от сфиры Бина де-Ор Яшар до сфиры Мальхут де-Ор Яшар». Прямой Свет распространяется прямо сверху вниз – От Бины до Мальхут. Но «одеваться» указывает на Ор Хозер и зивуг де-Акаа, который происходит в масахе Мальхут. Прямой Свет распространяется от причины к следствию, от Кетера к Хохме, от Хохмы – к Бине и так далее до Мальхут, при этом сам Свет не меняется. Когда Свет проходит из Бины к Зейр Анпину, он не меняется, это не называется «итлапшут», «одевание». Почему так написано? Никто не может объяснить.
Необходимо помнить, что цель Части № 3 - объяснить разницу между различными видами сфирот. Здесь рассматривается мир Ацилут, хотя, по идее, мы должны изучать парцуф Гульгальта. В Части № 1 мы рассматривали Бесконечность, в Части № 2 – сфирот де-игулим и сфирот де-ёшер, а сейчас должны были бы изучать парцуф Гульгальта мира Адам Кадмон. Но Ари говорит о парцуфе Гульгальта в Части № 4, о следующем парцуфе – АБ – в Части № 5, о парцуфе САГ – в Части № 6. Но здесь он хочет объяснить нам большое количество терминов, чтобы мы не запутались в дальнейшем. Большинство каббалистов считают, что Часть № 3 – самая глубокая часть в Учении о десяти сфирот.
4. «…то, конечно же, он должен был облачиться…»
«Здесь это не совсем точно означает облачение, - как делает вывод Ари вслед за этим, - «несмотря на то, что продолжается через Бину, это не называется облачением, так как нет там масаха». В Бине нет масаха, масах есть только в Мальхут. Только в Мальхут есть масах, потому что все остальные сфирот не считаются сосудами, так как там желание не отделяет от Творца. Во всех остальных сфирот есть желание получить только для выживания, как в Зейр Анпине. То, что необходимо для выживания, не считается отключением.
«И мы уже выяснили, что слово «итлапшут», «облачение», показывает, что десять сфирот Ор Яшара облачаются в Ор Хозер, который поднимается от зивуга де-Акаа в масахе. А поскольку Рав (Ари) пишет, что нет здесь, в Бине, никакого масаха, то это не называется «итлапшут».
5. «…так как Зейр Анпин и Нуква получают Свет только с помощью Бины…»
Так как Бина – причина и высшая для Зейр Анпина и Нуквы, - как и в арба бхинот де-Ор Яшар, - поэтому каждое следствие должно получать всё, что для него предназначено, только от своего высшего.
Надо помнить, что Свет сам не двигается. Мальхут его притягивает, будучи пустой после цимцума, но у неё есть память о том наполнении, которое было в Бесконечности. Свет из Бесконечности проходит через Кетер, Хохму, Бину, Тиферет к Мальхут. Так же и здесь: ты работаешь, твоя зарплата приходит из компании, проходя через определённые звенья, в которых остаются определённые части, к тебе приходит твоя часть, которая меньше того, что исходило с самого верха.
6. «Но дело в том, что Бина может быть только проводником для Ор Эйн Соф, который облачён внутрь высшего Света Хохма и проходит через Бину к миру Ацилут.»
Мы уже объяснили, что Бина – проход для Света Хохма (Света Хая) к Зейр Анпину и Мальхут.
Если мы говорим о Свете, то называем: Нефеш, Руах, Нешама, Хая и Йехида.
Если мы говорим о желании, то называем: бхина далет, гимель, бэт, алеф и шореш.
Если мы говорим об остатках Света, решимот, то называем: Кетер, Хохма, Бина, Тиферет и Мальхут.
Это нужно запомнить для того, чтобы самостоятельно изучать труды Ари, что является целью Рава Ашлага.
7. «И Бина не становится масахом и вторичным одеянием, чтобы светить в Зейр Анпине…»
Здесь Рав Ашлаг хочет сказать, что из-за того, что Свет прошёл через Бину, не означает что Свет изменился в Свет Хасадим.
Зивуг де-Акаа для мира Брия будет в мире Ацилут, на масах бхины бэт. И тогда Свет будет ограничен, это будет уже не Свет Хая, а Свет Милосердия, Ор-де Хасадим. И Кетер и Хохма будут скрыты внутри Бины. Там уже Свет одевается в Бине, там уже есть ограничения Света. А здесь мы говорим о разных видах Света Хохма, который одевается в разные сфирот.
Например, у священника и у вора есть одинаковое строение тела: есть голова, руки, ноги… Но они используют тело по-разному, поэтому в их тела одевается другой вид Света. Какой вид Света будет одеваться – определяют исполнители. Священник будет использовать зивуг де-Акаа чтобы радовать Творца и уменьшать желание получить уважение от людей. А вор использует все свои навыки для воровства, но иногда может ошибаться, думая, что радует Творца своим воровством. Духовная работа такая хитрая, только ты знаешь, о чём ты думаешь, это только между тобой и Творцом. Только ты знаешь, было ли это тяжело или нет. Только ты знаешь, каково было твоё намерение. Для каждого человека есть такие маленькие тонкости, только он один знает. Даже его супруг (супруга) не знают, это тяжело передать словами. Поэтому духовная работа такая тонкая, поэтому все эти термины – маленькие тонкости, которые нужны.
Рав Ашлаг пишет, что в Бине «нет масаха, чтобы Ор Эйн Соф распространился к нему для зивуга де-Акаа и поднял Ор Хозер на уровне Бина вторичным облачением на Ор Эйн Соф, дополнительно к первому облачению, которое имеется там от Ор Хозера уровня Хохма».
8. «…а только сам Свет приходит через холон (окно)…»
Что такое окно? «Окно» означает, что авиют (плотность) нижнего не поднимается вверх. Желание получить для себя не поднимается вверх, оно только добавляет Свет в верхних мирах. Когда Мальхут хочет и делает масах, Свет через Ор Хозер поднимается вверх и дополняет верхние сфирот: Зейр Анпин, Бину, Хохму и Кетер.
Свет проходит сверху вниз, отражается от масаха и облачается в Ор Хозер. Мы говорили: будет двадцать или сто. И в конце в Кетере будет девять сфирот Ор Яшара, а в Мальхут – ноль.
Мальхут благодаря своей авиют добавляет Свет в Кетер, это называется «окно», «холон». Это показывает, что Мальхут не поднялась в Кетер и не стала на него влиять, не сделала его плотнее. Кетер остался Кетером, но в нём появилось дополнительное освещение, как окно, которое добавляет свет в комнате, но не разрушает стену.
Здесь Рав Ашлаг говорит об окне, так как все миры, которые ниже мира Ацилут, добавляют Свет в него. Мы здесь, когда делаем добрые дела, добавляем Свет в мир Ацилут. В Шаббат и каждый день во время молитвы мы моментально поднимаемся в мир Ацилут.
«Во всяком месте, где масах действует для подъёма Ор Хозера снизу вверх, авиют называется «холон». Масах и авиют – одно и то же. Где есть авиют, там есть масах.
Поэтому Ари называет авиют уровня Зейр Анпин и уровня Мальхут «холон и нэкев цар», «окно и узкое отверстие», потому что экраны ниже уровня Хохма используются там только снизу вверх. Масах мира Брия не влияет на мир Ацилут, он только добавляет Свет.
Например, ребёнок родителей – математиков изучает математику в четвёртом классе, получил пятёрку, чем очень обрадовал родителей. Но это не повлияло на их знания в области математики, а только добавило радость, не уменьшает их уровень знания математики.
Далее Рав Ашлаг пишет: «И пусть не затруднит тебя здесь то, что было выяснено в другом месте, что и в десяти сфирот мира Ацилут есть пять парцуфим, и в каждом из них происходит зивуг де-Акаа. Но между ними существует значительная разница, так как все эти пять парцуфим мира Ацилут – это пять частей десяти сфирот уровня Хохма».
Итак, мы говорили о том, что, когда хотел светить из Бины де-Ацилут, то есть Ор Яшар, он должен был пройти через Бину де-Ацилут, потому что Зейр Анпин и Нуква могут получить Свет только через Бину, которая является их причиной. Свет Бесконечности только проходит через Бину ниже, и Бина не становится экраном и вторичным облачением, потому что нет Ор Хозера на уровне Бина в мире Ацилут, он будет только для создания десяти сфирот мира Брия. Чтобы светить в Зейр Анпин и Мальхут, Свет проходит через холон.
Мы говорили о том, что в мире Ацилут нет масаха. Свет Бесконечности светит там без каких бы то ни было ограничений. Те масахим, которые будут ниже, будут ограничивать Свет. Но в мире Ацилут масах не ограничивает Свет, а только добавляет.
Для того, чтобы светить в мире Брия, облачается Ор Эльон в Ор Хозер на масах бхины бэт, то есть на уровень Бины. И получается, что Хохма также исчезает, и Кетер с Хохмой включаются в Бину
-
Однако, в мире Брия Эйн Соф облачается в иное облачение в Бине де-Ацилут, и эта Бина становится запирающим экраном (масах сатум) и завершённым облачением (мальбуш гамур), посредством которого получают все десять сфирот мира Брия, - и даже Кетер и Хохма де-Брия
Ор пними
9. «Однако, в мире Брия Эйн Соф облачается в иное облачение в Бине де-Ацилут…»
Свет в мире Брия одевается в другую одежду, потому что здесь используется бхина бэт, в отличие от мира Ацилут, который использует бхину гимель.
Слово «мир» - «олам» на иврите, от слова «неилам», «скрытый». Мир – это какой-то скрытый Свет. Поэтому нельзя сказать «мир Бесконечности», так как в Бесконечности нет исчезновения, нет ничего сокрытого, всё раскрыто. Даже Мальхут – полная. Даже бхина далет внутри Мальхут – полная. И Мальхут там не создаёт конец, поэтому Рав Ашлаг говорит, называется «Бесконечность», там самое большое желание получить для самого себя не имеет конца. Миры начинаются после цимцума – мир Адам Кадмон и ниже: мир Брия, Йецира и Асия.
В мире Брия Свет Бесконечности одевается в другие одежды. То есть масах и Мальхут очищаются до бхины бэт, которая называется «Бина». Свойство мира Брия – бхина бэт, и он использует масах бхины бэт. И Свет Бесконечности распространяется чтобы совокупиться с этим масахом, происходит зивуг де-Акаа и Ор Хозер поднимается до Бины. Этот Ор Хозер – новая одежда для Света Бесконечности, сильно отличающаяся от одежды Ор Хозера самого мира Ацилут. Потому что одежда мира Ацилут – от Хохмы в масахе бхины гимель, который притягивает Свет Хохма во все десять сфирот, здесь Свет более яркий. А в мире Брия уже нет Света Хохма, здесь уже светит Свет де-Хасадим.
Что такое Хесед, милосердие, сострадание, практично? Это означает, что ты ведёшь себя с кем-то не так, как он заслуживает, даёшь ему то, что ему не положено получить. У всех нас есть внутреннее свойство суда. Мы понимаем, что в результате определённых действий будут соответствующие последствия, иначе мы могли бы повторять негативные действия и даже совершать ещё более негативные поступки. Если человек делает что-то плохое, надо его наказывать, иначе он не поймёт. А Брия – это милосердие, это мама. Мама видит, что ребёнок обманывает, но защищает его, оправдывает. И так раз за разом – ещё милосердие, ещё… А ребёнок продолжает врать, видит сострадание и его использует.
Что нужно делать, когда видишь, что используют твою доброту? Быть жёстким. Жёстко – это Свет Хохма, который зайдёт внутрь, это уже не милосердие, не Свет Бины. Свет Хохма может сжечь человека. Это уже не ути-пути, это серьёзно.
Бина скрывает свойства Света: поменьше, поменьше! Бина нас защищает. Если бы мы получили то, что нам положено получить….