Урок 196
Материалы
- Аудиозапись
Курс «10 сфирот» – изучение одного из самых главных и непостижимых каббалистических трудов Рава Ашлага.
Глава 4
В мире Йецира Ор Эльон облачается в Ор Хозер бхины алеф, то есть на уровне Зейр Анпин. А в мире Асия Ор Эльон облачается в Ор Хозер на уровне авиют шореш, то есть на уровне Нуквы Зейр Анпина
-
И Эйн Соф, чтобы светить в Йецира, одевается в полное облачение также и в Зейр Анпин де-Брия, и он становится масахом и облачением для Йецира, и с его помощью получает весь мир Йецира. И так же, чтобы светить в Асия, одевается Эйн Соф в виде облачения и полного масаха также и в Нукву де-Зейр Анпин де-Йецира, и с её помощью получает весь мир Асия. И в этом заключается смысл шести сфирот, которые появляются и исчезают в мире Йецира, а также – появляющаяся и исчезающая в офане нижняя Има.
Ор пними
70. «И Эйн Соф, чтобы светить в Йецира, одевается в полное облачение…»
Мы говорили, что зивуг для создания какого-либо мира происходит в высшем мире. Так, для создания мира Йецира зивуг происходит в Мальхут мира Брия. То есть, на уровне причины происходит совокупление чтобы отдать детям. Таким образом, здесь мир Брия – это Маациль, создатель, а мир Йецира – нээцаль, создание. Мир Ацилут – создатель, мир Брия – создание. Мир Адам Кадмон – создатель, мир Ацилут – создание.
Так происходит всегда и везде. Мы думаем, что мы – причина. А на самом деле та сила, которая даёт, создаёт в нашем мире желание это захотеть. Рав Ашлаг объяснил это в начале Части 2 Талмуда 10 сфирот. Мы думаем, что мы хотим чего-то, делаем какие-то действия, и, если не хотим для себя, получаем желаемое через сопротивление. Рав Ашлаг объясняет, что на самом деле всё - наоборот. Есть Свет, который нам доступен, и поэтому в конце концов у нас появляется желание. И единственный выбор, который у нас есть: как это получить. Через нечистую систему или через Чистую систему. Получить только для себя или получить ради Творца.
Даже желание получить нам не принадлежит. Рав Ашлаг объясняет, что мы спускаемся в материальный мир для того, чтобы Творец исчез из нашей жизни. В нашем мире Творца не видно. Именно здесь мы можем сделать выбор: быть проактивным или нет. В начале жизни мы взращиваем своё эго. Эго – это инструмент для увеличения желания получить, сосуда. А потом мы добавляем на эту форму масах. Мы начинаем с «катнут», малого состояния, которое должны увеличивать, иначе желание получить останется маленьким. И тогда желание Творца не реализуется. Он хотел создать большие сосуды, а не маленькие. Однако не все должны это знать.
Рав Ашлаг в «Статье о даровании Торы» пишет, что нельзя научить женщин и детей изучать Тору ради неё самой, «лишма». Потому что, если человек находится в малом состоянии и узнаёт, что его желания ему не принадлежат, то тогда он не будет ничего делать. Иов говорит Творцу: Ты создал цадиким с благими наклонностями, Ты создал и рашаим с дурными наклонностями, что Ты хочешь от них? Как они могут этого избежать? И Рав Ашлаг отвечает, что для этого есть такой инструмент, который называется «Свет Торы», который может очищать наш сосуд постепенно.
Поэтому в начале духовного пути нельзя говорить человеку, что его желания ему не принадлежат, что у него нет выбора, что он – полный партнёр Творца. Потому что мы пока – не полные Его партнёры. Чтобы ими стать, Он поместил нас в такое место, где через нашу работу мы получаем огромный Свет.
Однако, надо понимать, что есть множество уровней. Мы пока ещё не на уровне Творца. Если бы смотрели на мир с Его точки зрения, то видели бы, что всё уже предрешено. Но даже праведники не могут это видеть. Иногда по молитве праведника люди получают то, что им не положено по судьбе. Но у них должно быть сильное желание и полная уверенность в том, что они это получат. Раби Элимелех из Лиженска говорит, что, когда человек просит праведника помолиться за него, он должен дать какую-то цдаку. Но это – не тариф за то, что праведник будет молиться за него. В Талмуде деньги называются «дамим» (арамит) – «кровь». Потому что для того, чтобы заработать деньги, ты отдаёшь свою кровь. И, отдавая деньги праведнику, ты отдаёшь часть себя, и тогда он будет молиться не за тебя, а за себя. Это не физическое действие, это духовное действие. Если ты будешь считать, что платишь ему, это не будет работать.
Важно твоё намерение и твоя уверенность. То, что происходит внутри тебя, определяет то, что будет. Уровень сопротивления и, как следствие, уровень Ор Хозера зависит от твоего сознания. Это не то, что ты говоришь «нет», это твоя готовность отпустить всё, и твоя уверенность в том, что ты это получишь. Ты должен отпустить ситуацию полностью: нужно – значит, будет, не нужно – не будет. Это есть сопротивление, это не только физические действия, это не только слова, это не только отказ. Это то, что происходит внутри. И чтобы отпустить полностью, ты должен это строить, это не происходит в один день, ты должен к этому прийти, шаг за шагом.
Далее Рав Ашлаг говорит, что для того, чтобы Свет Бесконечности светил в Йецира, он одевается в полное облачение («Левуш гамур») в Зейр Анпин де-Брия. И там он становится масахом и облачением для Йецира. «Левуш гамур» означает, что тот Свет, который светил в мире Брия, в мире Йецира уже не светит. В мире Йецира светит не весь Свет, который светил в мире Брия, а только часть. В Брия есть Свет Нешама, а в Йецира – Свет Руах. А в мире Асия будет ещё меньше Света, там будет только Свет Нефеш.
В книге «Мудрость Истины» Рав Ашлаг пишет, что в каждом мире всем доступна информация. Если ты открыл какое-то знание, оно будет доступно всем, живущим в этом мире. Так, Ари несколько дней бился над пониманием определённого отрывка из Талмуда, плакал, потел, и, когда понял, побежал в ешиву, чтобы рассказать о своём открытии. Но первый попавшийся ему навстречу ученик с лёгкостью ответил на этот вопрос. И Ари был потрясён: он бился над решением несколько дней, а самый обычный ученик уже знает это решение! А Раби Йосеф Каро объяснил: из-за того, что ты нашёл решение, оно стало доступно всем.
Ор Хозер, который распространяется вниз от масаха, называется «полным облачением» («Левуш гамур»), потому что он ограничивает присущей ему авиют те Света, которые облачает. В мире Брия авиют бхины бэт. В мире Йецира – алеф. В мире Асия – шореш.
Тот факт, что в мире Брия произошло совокупление для создания мира Йецира, не ограничивает Свет в самом мире Брия. И Мальхут мира Брия получает Свет Нешама. И после совокупления в Мальхут мира Брия на масах бхины алеф, что создаёт свет Руах, Мальхут де-Брия не перестаёт получать Свет Нешама. То есть, то совокупление, которое происходит для нижнего мира, не ограничивает Свет в верхнем мире. А нижний мир не может подключиться к Свету, который светит в верхнем мире.
Чтобы подключиться к Свету высшего мира, нам нужен человек, который может поднять нас и показать другой мир. Мы живём в мире Асия или Йецира, а есть ещё мир Брия, где больше опций, есть дарование, есть «Гадлут».
Но с Ор Хозером, который поднимается снизу вверх, другая ситуация. Хотя он одевает десять сфирот Ор Яшара, это одеяние нисколько не ограничивает Свет, который облачает. И потому называется «неполным облачением». От масаха и ниже – это уже закон, от масаха и выше – ещё опция. То есть, «полное облачение» - ниже масаха, «неполное облачение» - выше масаха.
Ор Хозер поднимается от масаха и облачает Ор Яшар в зависимости от плотности масаха. Скажем, при плотности бхины алеф Ор Хозер отражает только до Зейр Анпина, доступен Свет Руах. Свет Нешама, Хая и Йехида недоступен. Но ты его можешь получить, если уплотнишь свой масах. То есть, тебе нужно увеличивать желание получить чтобы радовать Творца или чтобы делиться. Нет ограничений, только сам сосуд ограничивает. Опции бесконечны. Ты сам ограничиваешь, только ты. То, как ты видишь мир, что правильно, что неправильно - это ограничивает тот Свет, который ты можешь получить. Только сосуд определяет, сколько он будет получать. Это с нашей точки зрения. И это противоречит тому, что я сказал вначале. Но надо жить и так, и так. Это то, что Рав Ашлаг объясняет как личную Ашгаху и общую Ашгаху.
Перед тем, как начать действовать, ты должен думать, что есть общая Ашгаха. Солнце светит для всех. Личная Ашгаха означает, что солнце светит только ради меня, лично для меня. Перед тем, как начать что-то делать, ты должен думать: кто, если не я? Нет личной Ашгахи. А после завершения думать: это не я, Творец меня направил, познакомил, договорился. Ты создал хорошую сделку. Кто это сделал? – Творец! Он договорился, Он дал им желание получить именно от тебя, Он вложил в тебя что сказать, когда сказать. После завершения действия нужно сразу подключиться к личной Ашгахе: это не я, это Творец.
Нужно жить в двух крайностях: утром – так, как будто Творца нет, только я делаю, нет поддержки. А вечером, когда уже есть результат: не я.
Итак, мы говорили, что Ор Хозер, который поднимается вверх, не ограничивает Свет, поэтому считается «неполным облачением», корнем для облачения.
80. «И в этом заключается смысл шести сфирот, которые появляются и исчезают в мире Йецира…»
Мы уже объяснили понятие «кинун» («гнездование»), «появление и исчезновение». Зейр Анпин называется по имени шести сфирот, так как первые три сфирот (Кетер, Хохма, Бина) и Мальхут отсутствуют.
После второго цимцума уже есть малое состояние и взрослое состояние. Например, мы говорим, что в мире Брия есть Свет Нешама. Но с самого начала он не поступает полностью. Начинается с катнут. Сначала получаешь Нефеш де-Нешама, потом – Руах де-Нешама. И так шаг за шагом. В конце концов получаешь полностью весь Свет. Ни во одном мире ты не начинаешь со взрослого состояния, ты должен начинать с нуля.
Вначале тебе показывают всю картину, тебе дают ощущение, полностью. Когда ты получаешь идею, ты видишь результат, видишь Ор Макиф. Если бы ты видел только малую часть, тебя бы это не вдохновило. Весь этот Свет доступен, тебе уже выделен весь объём Света. Теперь начинай зарабатывать его, постепенно, шаг за шагом. Прикладывай усилия, делай сопротивление.
Есть разные виды сопротивления. Есть физический уровень: ты приходишь на работу и работаешь. Ради чего ты это делаешь – это более высокий уровень сопротивления. Только ты знаешь, ради чего ты это делаешь. Есть только ты и Создатель.
90. «…а также появляющаяся и исчезающая в офане нижняя Има…»
«Офан» - это мир Йецира. Мальхут де-Ацилут иногда называется «нижняя Има (Мама)». «Верхняя Има (Мама)» - это Бина де-Ацилут. Главный тикун происходит в мирах Асия, Йецира и Брия. Мир Ацилут – это уже полный цадик. Асия – это двойное и одинарное сокрытие Лица Творца. Мальхут де-Ацилут – корень всего в мирах Асия, Йецира и Брия. Поэтому и Мальхут де-Йецира называется «нижняя Мама». Это своего рода копия, как матрёшка.