Урок 199
Материалы
- Аудиозапись
Курс «10 сфирот» – изучение одного из самых главных и непостижимых каббалистических трудов Рава Ашлага.
Глава 5
Между Творцом и творением, которое является духовной частью в человеке, есть средняя ступень, о которой говорится: «сыновья вы», «вы – элоким», «праотцы – это меркава»
-
И таким же образом и здесь – между Творцом и творением – в качестве общей духовной бхины имеется средняя ступень, о которой сказано: «Сыновья вы Творцу, Я сказал – элоким вы», и сказано: «и поднял Творец над Авраамом», и сказали мудрецы: «праотцы – это меркава».
7. «И таким же образом и здесь, между Творцом и творением…»
Здесь говорится о двух мирах: Ацилуте и Брия. Ацилут называется Маацилем, Творцом, а четыре бхины мира Брия называются «нивра», творением. Так же и в каждой части мира Брия есть четыре бхины. Промежуточная бхина – это Йехида, которая включает в себя все остальные фазы: Хая, Нешама, Руах и Нефеш.
Рав Ашлаг пишет, что в Кетере есть две части: аспект Борэ и аспект нивра. Первый включает в себя искры Творца, второй включает в себя все остальные бхинот.
Сказано: «Сыновья вы Творцу, Я сказал: элоким вы». То есть буквально «вы – сыновья Бога».
8. «…и сказали мудрецы: «праотцы – это меркава…»
Праотцы – это колесница. Йехида Авраама, Ицхака и Иакова и будет срединной ступенью. Надо быть осторожным с этим знанием, есть опасность относиться к ним как к богам.
Когда мы говорим, что душа Адама разделилась на шестьсот тысяч душ, мы должны понимать, что невозможно разделить Творца на части. Мы должны постоянно помнить, что нет трансформации в духовности, есть только дополнительные формы. Свет никогда не меняется, он никогда не разделяется, это - как мы это видим. Это наши иллюзии, наше представление, поэтому Рав называл наш мир иллюзионарным. Наше видение ограниченно, поэтому мы не можем себе представить, что в нас есть всё. Только два типа людей это ощущают: цадики и сумасшедшие, да ещё маленькие дети.
Система хасидут формируется вокруг цадика, учителя. Он их вдохновляет стремиться быть ближе к Творцу. Поэтому велика вероятность создать секту вокруг учителя. А литваки концентрируются больше на изучении.
Таким образом, промежуточная ступень между нами и Творцом – это души праотцов. Ангелы же считаются ниже людей, у них нет свободного выбора, который есть у нас.
Промежуточная бхина состоит из двух искр (ницоц): из искры Творца, облачающейся в искру творения, в которой корни НАРАНХ, что в человеке
5) Имеется ввиду, что есть искра (ницоц) очень маленькая, и это элокут (божественный аспект), который продолжается от последней ступени, что в Творце. И эта искра (ницоц) облачается в силу (потенциал) другой искры, творения, которая является особо тонкой Нешамой и называется «Йехида». И в этом ницоце имеются корни четырёх духовных бхинот: Нефеш, Руах, Нешама, Хая.
9. «…есть искра (ницоц) очень маленькая..»
Рав Ашлаг говорит, что мы не говорим о гадлут или катнут, взрослом состоянии или детском состоянии. В данном случае «маленькая» означает, что это невозможно постичь. То, что не постигнуто, называется «очень маленьким». И название «ницоц» (искра) ни в коем случае нельзя представить как искру материального огня. «Ницоц» означает Ор Хозер. Ор Яшар называется по имени Светов.
Икры Творца – это Свет от предыдущей ступени. Например, мир Ацилут, который использует авиют бхины гимель, был создан в мире Адам Кадмон, чья авиют – бхина далет. Поэтому и в мире Ацилут есть определённый аспект бхины далет. И это называется «искрами Творца», которые есть внутри Кетера мира Ацилут. В Кетере есть две части: Атик от слова «нээтак» (то, что было скопировано, буквально перенесено в другое место) и Арих Анпин.
Мы говорили о запирающем масахе (масах сатум), который не позволяет Свету высшего парцуфа светить в низшем. Но Творец не соблюдает закон масаха. Поэтому искры Света всё равно проникают сквозь запирающий масах. Творец хочет дать нам больше, чем мы хотим получить.
Икры Творца облачаются в искры творения, что означает, что они находятся там в потенциале, «бэкоах», на уровне ощущения. Ты не можешь достичь следующей ступени, но искры её Света тебя вдохновляют. Это как будто связь между мирами, которая заставляет нас чувствовать, что есть что-то большее, чего мы пока не достигли.
20. «И эта икра (ницоц) облачается в силу другой искры, - творения…»
То есть – в Кетер, который означает секрет Йехида. Ницоц Борэ, Икры Творца – это секрет Бесконечности, в которой есть весь Замысел творения. В Кетере всегда есть освещение от Бесконечности.
Любая идея – это Кетер, и она приходит от Творца. Если это плохая идея, то это значит, что она облачилась в плохой сосуд. Сам по себе Свет всегда чистый, но он может одеваться в сосуд нечистой системы. Когда к тебе приходит идея, даже если это вредная идея, ты ощущаешь внутри всё освещение Творца. Ты чувствуешь наслаждение от Творца, полностью. Даже если идея была вредной, она пришла от Творца. Как сказал Элияу на Шаббате, мы все служим Творцу. Цадиким служат Ему вольно, а рашаим – невольно. Действия злодеев служат наказанию других людей, которые должны были получить наказание. Они – посланники Творца поневоле.
Икры творения – это секрет Кетера, три первые сфирот (ГАР), Рош ступени, в которой есть четыре бхинот Ор Яшара. Мы знаем, что в любой структуре есть Голова и Тело. Голова – это план. В Чистой системе это – сколько я могу получить чтобы дать Творцу удовольствие. То, что я получу не ради Творца, я не хочу получать. В нашей системе это – сколько я могу вкладывать чтобы получить. У нас есть лишь искры – сколько я хочу получить чтобы радовать Творца или чтобы делиться с другими. В основном мы хотим для себя.
Эйн Соф распространяется в четыре бхинот Ор Яшара для зивуга де-акаа, который поднимает Ор Хозер и облачает Ор Яшар снизу вверх, тем самым создаются корни сосудов (келим). И это всё называется «ницоц творения» или «Йехида». И называется «ницоц» по имени Ор Хозера, который поднимается, когда ницоц Творца облачается в этот Ор Хозер. Как пишет Ари: «…и эта искра (ницоц) облачается в силу иной искры, - творения…».
30. «И в этой ницоц имеются корни четырёх духовных бхинот…»
Облачение Эйн Соф в Ор Хозер, который поднимается снизу вверх, не создаёт сосуды, а только корни сосудов, как пишет Ари: «корни четырёх бхинот». Сосуды появляются тогда, когда Ор Хозер спускается в Тело, до Мальхут, потому что истинный сосуд – только Мальхут.