Урок 205
Материалы
- Аудиозапись
Курс «10 сфирот» – изучение одного из самых главных и непостижимых каббалистических трудов Рава Ашлага.
Глава 6
Мы говорили о том, что есть Эфес, «Ноль» и есть Кетер, который состоит из двух частей: Тоу и Боу. Эфес – это Мальхут верхней ступени, которая недостижима для нижней. Это можно объяснить так: я понял какой-то секрет, при этом понимаю, что это не всё, это только маленькая часть, которую я могу сейчас понять на своём уровне. Я понимаю, что он течёт из Бесконечности, становясь всё уже и уже, приближаясь к нашему миру. Из любой точки я могу подключиться ко всему. Я могу видеть Творца во всём, если у меня есть понимание, что всегда есть что-то большее, что я сейчас пока не понимаю, но я хочу понять. Тогда я могу постоянно двигаться вверх и вперёд.
Об этом Элияу Ярдени говорил на лекциях последних Шаббатов. Есть внешнее и есть внутреннее. Есть Огонь верхний и огонь нижний. Огонь сверху сошёл и поглотил жертву. Сыновья Аарона принесли в Святая святых нижний огонь. Есть действия, которые мы делаем снизу, это наши усилия чтобы раскрыть Свет, но есть сила, которая приходит сверху вниз и которая не связана с нами. И это нам тяжело понять, однако нам нужно совместить эти две вещи вместе. Чем больше усилий мы прилагаем, тем больше становится наше чувство собственного достоинства. Если я стараюсь, и происходит что-то хорошее, чудо, то я чувствую, что это – моя заслуга. А если происходит чудо, а я не прикладывал никаких усилий, то я думаю, что это чудо никак со мной не связано. Наше чувство собственной значимости нас ограничивает, потому что мы думаем: это я! А «я» ограничено.
В то же время, если мы перестаём стараться, у нас это забирают. Мы старались, старались, достигли, решили отдохнуть, потому что сами достигли - и у нас забирают. Когда ты доволен собой – у тебя забирают. Конечно, нужно быть довольным собой, но на секунду. Творец выбрал меня, чтобы я был каналом, я очищался (я двигался). Я люблю себя, но, если я застряну в самолюбии, я буду спускаться вниз. Это – внутренний аспект, это не то, что я доволен собой. Я люблю себя как творение Творца, но я продолжаю стараться чтобы перейти на следующий уровень, потому что Творец неограничен. Быть довольным собой – это расслабиться и больше ничего не делать. Нет, нужно выдохнуть, я молодец, потому что я – создание Творца, и идти дальше.
Конечно, нам нужен и физический отдых. Но когда человек понимает, что пока он не на уровне «лишма», а только на уровне «ло лишма», понимает, что не может постоянно подниматься, что на данном этапе ему нужен отдых. Он отдыхает и идёт дальше. Пока мы здесь, есть ограничения физического уровня.
Вопрос из зала: кому важнее уделять внимание – ближнему кругу или дальнему? Если ты больше заботишься о тех, кто в дальнем круге, ты это делаешь на внешнем аспекте. Люди из ближнего круга выдвигают более глубокие требования, и им нужно постоянно уделять внимание и заботу. А людям из дальнего круга мы периодически что-то даём, по чуть-чуть. Быть с одним человеком и заботиться о нём от начала и до конца – тяжелее. Поэтому быть в отношениях очень сложно. И мы выбираем от них отключиться. Но начинать нужно с ближнего круга.
На прошлых уроках мы говорили об очищении масаха. Очищение масаха происходит в Теле парцуфа. После цимцума уже есть ограничения, бхина далет не может получить напрямую, только через Ор Хозер. Кетер, Хохма, Бина и Тиферет могут получить Свет Хохма, но Мальхут уже не может. Мальхут (от Пупка и ниже) не может получить напрямую Свет Хохма, только Свет Хасадим. Но так как Мальхут и после цимцума по-прежнему притягивает весь объём Света, идёт процесс очищения масаха. Мальхут по-прежнему хочет получить для себя, ведь сосуд отменить нельзя, иначе мы отменяем Творение.
Желание получить мудрость Торы – самый высокий уровень получения, потому что мудрость бесконечна. Все остальные мудрости – это «служанки». Сказано, что, когда служанка занимает место госпожи, «Земля трясётся». Рамбам говорил, что нужно изучать все остальные мудрости, древнегреческую философию, например, но только тем, у кого есть сильная вера. Древнегреческие философы отвергали существование Бога, так как считали, что то, что мы не можем понять, не существует. А ведь мы не можем понять Творца, сказано, что «от моей плоти я вижу Творца». Сказано, что мы созданы «по образу и подобию Творца». Это значит, что вся Система: Свет плюс сосуд – работает как наше тело. Свет, одетый в сосуд, имеет образ человека. Как человек работает, так и космос работает. Но говорить о Свете без сосуда мы не можем, это как говорить о Сути Творца.
Рав Ашлаг объясняет, что есть материя; есть форма, которая одевается в материю; есть абстрактная форма и есть Суть. Материя – это тело человека. Форма, которая одевается в материю – это, например, правда или ложь: честный человек или лжец. Абстрактная форма – это, например, истина, которую невозможно объяснить через человека. Рав Ашлаг пишет, что его поколение не может говорить о таких вещах, как Даат аТора, они непонятны для нас. Мы можем говорить об истине и лжи, связанных с какой-то конкретной ситуацией. Говорить истину не всегда хорошо. Истина и ложь одеваются в ситуацию, и человек решает её по-другому.
Мудрецы Талмуда описали почти все ситуации и дали решения как поступать в том или другом случае, дали уроки что правильно, что неправильно, ведь то, что неправильно – тоже урок.
Все книги Каббалы, включая Зоар, не говорят о сути, а только о том, как та или иная часть духовного мира связана с нами. Например, никогда не говорится о сути ангелов, говорится только об отношениях между ними и человеком.
Вернёмся к теме очищения масаха. Мы говорили о том, что есть два аспекта Мальхут: Мальхут миздавэгет и Мальхут мэсаэмет, Мальхут совокупляющаяся и Мальхут завершающая. Мальхут миздавэгет – это Мальхут Головы парцуфа.
В масахе есть две силы: сила притяжения и сила отталкивания. Масах – это аспект Мальхут. Невозможно разделить Мальхут и масах. Рав Ашлаг пишет, что, когда мы говорим «масах», имеем ввиду Мальхут, потому что, если есть масах, то есть, сопротивление, значит, есть желание получить, Мальхут.
У масаха две функции: он отталкивает Свет чтобы в конце концов получить его обратно, это Мальхут миздавэгет. Внутри Тела Свет могут получить четыре сфирот: Кетер, Хохма, Бина и Тиферет. А Мальхут де-Мальхут не может получить, так как это чистое желание получить для себя. Пока невозможна для человечества вечная жизнь. Потому что мы до сих пор думаем через себя, через свою призму. Народ Исраэль перед дарованием Торы объединились, и обещали возлюбить ближнего своего как самого себя, и обрели бессмертие. Они исправили тело и создали «коробку», в которую Свет мог бы зайти, и начался бы процесс, по цепочке весь мир был бы исправлен. Всё человечество обрело бы бессмертие. Но пока это невозможно, так как тело создаёт разделение. Тело создаёт ограничения: время, пространство и «я», которые мы должны постепенно преодолевать. Через мицвот. Думать о том, что во мне горит Верхний Огонь, постепенно ты очищаешься, и тебе становится легче быть подобным Творцу. Если такое сознание будет у критической массы людей, то это распространится по всему миру, и все люди достигнут бессмертия.
Очищение масаха идёт потому, что Мальхут, не смотря ни на что, притягивает весь Свет, понимая, что получить всё как было в Бесконечности она не сможет. Даже в первом парцуфе – Гульгальта – можно получить только малую часть того Света, который был в Бесконечности. Это 1%, а 99% уже невозможно получить. Представьте себе, сколько мы здесь получаем сейчас!
Мальхут притягивает Свет, а масах действует как охранник, как фэйсконтроль. А Свет хочет зайти, и он очень настойчив. Масах очищается до определённого момента, и потом поднимается, это значит, что нет больше получения. Это происходит по двум причинам: для того, чтобы увеличивалась нехватка. В первом парцуфе ещё свежа память о Бесконечности, но в мире Асия уже не осталось памяти о Творце, создана огромная нехватка. И вторая причина – нужна цепочка, через которую мир Асия влиял бы на мир Ацилут. Маленькие действия, которые мы делаем здесь, наполняют все миры.
Тоу – это уровень, который мы не можем получить, от Пупка и ниже.
Боу – это то, что мы можем получить.
Эфес – это Мальхут верхнего.
Мы говорили о том, что нижний мир зарождается в Мальхут верхнего, но рождается лишь тогда, когда его Мальхут притягивает свой Свет.