Урок 210
Материалы
- Аудиозапись
Курс «10 сфирот» – изучение одного из самых главных и непостижимых каббалистических трудов Рава Ашлага.
Глава 7 выясняет, как Мальхут де-Ацилут спустилась и облачилась в Кетер мира Брия
Две бхины спускаются из высшего мира в низший: 1) десять сфирот Ор Яшара, облачающиеся в Ор Хозер, который распространяется благодаря масаху и зивугу де-акаа; 2) последняя бхина высшего мира, то есть Мальхут де-Мальхут, которая спускается и становится Атиком в низшем мире. И она не распространяется в Ор Хозер благодаря масаху, а рассекает масах и спускается
-
Нашёл я у Рава Гедальи Алеви, что три первые сфиры из шести сфирот Арих Анпина де-Брия, называемые ХАГАТ, которые остались открытыми без облачения, - эти три являются масахом. Объяснение этому следующее: мы уже выяснили, что в каждом из этих трёх миров имеется один масах. Когда через масах между Ацилутом и Брия прошли подобия всех Светов мира Ацилут, чтобы создать, соответственно, десять сфирот де-Брия, они не рассекли этот масах, пройдя через него, а только прошёл через этот масах их Свет, и были созданы все десять сфирот мира Брия. Также и три первых из Арих Анпина де-Брия, то есть, ХАГАТ, - они также проходят через масах, не пробивая его, а только Свет их уменьшается и проходит в небольшом количестве через масах. Но эта точка, Мальхут де-Ацилут, которая спустилась, чтобы облачиться в эти ГАР де-Арих Анпин, они представляют собой сам Свет Мальхут де-Ацилут, и потому пробивает и раздвигает сам масах и спускается, и облачается в ГАР де-Арих Анпин (де-Брия).
На прошлом уроке мы говорили о рассечении масаха. Часть Света не соблюдает закон масаха, проходит сквозь него и светит ниже масаха.
3. «…они не рассекли этот масах…»
Рав Ашлаг объясняет, что «рассечение, разделение означает преодоление Светом границы масаха, не поддаваясь его задерживающей силе». Обычно Ор Яшар проходит от Источника до Мальхут, так как Мальхут – единственный настоящий сосуд получения. Все остальные сфирот – не настоящие сосуды, они являются лишь приготовлением для создания настоящего сосуда. Масах отталкивает Ор Яшар, образуется Ор Хозер. Но часть Света всё же проникает через масах, рассекая его, и светит ниже масаха. Масах при этом остаётся, но часть верхнего Света проходит сквозь него.
Мы не можем влиять на Творца. Мы живём в реальности, где, как мы считаем, решаем мы сами, но в итоге решает всё Творец. Наше огромное эго не даёт нам это понять. Мы что-то делаем, потому что Творец создал нас такими. Нам непонятно, есть у нас свободный выбор или его нет. Рав Ашлаг в книге «Выбери Жизнь» пишет, что Творец предлагает нам сделать выбор, но показывает, что именно нужно выбрать. Как отец предлагает сыну выбор, но советует выбрать то, что, по его мнению, нужно. Мы в любом случае выберем это, другое дело – сейчас или в конце. Хочешь, чтобы в твоей жизни было меньше боли – выбери это сейчас. А если – нет, ты выберешь это в конце. В любом случае, это – к лучшему. Либо ты будешь вести себя проактивно и получишь это сейчас, или пройдёшь путём боли и страданий, в конце которого тоже получишь это. В любом случае, ты придёшь к пониманию, что Творец добр и даёт тебе только добро. Все без исключения достигнут конца Тикун. А иначе Творец был бы не идеальным. Идеальный поэт не может писать плохие стихи. Идеальный Творец не может создать не идеальное творение, потому что тогда Он не идеален, не всемогущ. Совершенный Творец создал совершенные сосуды, которые предназначены достичь Конца Тикун. Творец создал систему, по которой Свет распространяется сверху вниз, от Бесконечности к миру Тикун. А мы поднимаемся снизу вверх. Пути уже были созданы. Мы все поднимемся, никто не останется.
Все возможные выборы, которые мы можем сделать, уже существуют. И все они ведут наверх. Но наш выбор зависит от того, на каком уровне мы находимся.
И та часть, которая достигла масаха и прошла сквозь него, называется Мальхут де-Мальхут верхнего, или точкой Мальхут высшего. Этот процесс произошёл до того, как Свет совокуплялся с масахом, то есть, до зивуга де-Акаа, до создания Ор Хозера и десяти сфирот Мальхут нижнего.
Поэтому мы должны различать в зивуге де-Акаа два отличия.
Первое отличие: масах отражает Свет и возвращает его на место (в мир Ацилут, если речь идёт о создании мира Брия, или в мир Брия, если создаётся мир Йецира). При этом Ор Хозер становится облачением четырёх бхинот верхнего Света снизу вверх. Благодаря чему Мальхут расширяется на десять сфирот от себя и ниже («минэй у-бэй»), от масаха и ниже. Таким образом, свечение («ноцецоц») всех десяти сфирот, которые вышли от масаха наверх, распространяется и вниз от масаха. Слово «свечение» указывает на Ор де-Хасадим. Позже Рав Ашлаг более подробно объяснит, что ниже Пупка есть только Свет Хасадим и совсем чуть-чуть Света Хохма. Невозможно, чтобы был только Свет де-Хасадим, всегда есть какое-то количество Света Хохма. И эти десять сфирот впечатали подобия себе там сверху вниз. Это – первое отличие в зивуге де-Акаа.
Второе отличие: та часть высшего Света, которая рассекла и пробила масах, прошла вниз под масах без помощи Ор Хозера, то есть, в виде Сущности Его (Ацмуто). Эта часть называется «точкой Мальхут высшего», или «Мальхут де-Мальхут верхнего». Она отменила границу и не соблюдала закон масаха. Для этой точки масах как будто не существует.
Сказано: «врата слёз всегда открыты». Скажем, тебе не положено получить что-то, но когда ты слёзно, искренне умоляешь…
Кетер – это серединная бхина. Есть только четыре бхинот и корень, не пять бхинот. Поэтому Кетер – промежуточная бхина, срединный аспект между Светом и сосудом. Ари в предыдущих главах перечислял срединные аспекты между неодушевлёнными и растениями, между кожей и одеждой – как по вертикали, так и по горизонтали.
В Кетере есть две части: Атик, который связан с верхним, и Арих Анпин, который привязан к нижним. Атик – это копитест верхнего, благодаря чему есть связь между мирами. Если бы не было связи, то мы не могли бы подняться. Рав Ашлаг в книге «Выбери Жизнь» пишет, что Творец переносит человека из состояния Сокрытия Лица Творца в состояние «бэйнониим», «среднего». Это та часть, которая тебе не принадлежит, тебя берут и переносят. Это – подарок. Чтобы ты чувствовал, что не всё – благодаря тебе. Конечно, ты сделал какое-то усилие, но это всегда подарок от Творца. И это красота Трёхколонной системы.
Каббала – это Центральная колонна. Левая колонна – это магические духовные традиции, например, тайные ритуалы египетских жрецов. Они направлены на то, как обойти Чистую систему и получить благо на долгий срок. Правая колонна – восточные духовные практики, которые учат непривязанности, так как привязанность к чему-либо несёт боль и страдание. Эти практики не говорят о Боге, который для них непонятен и недостижим. Недостаток этих философских учений в том, что они ведут к уменьшению желания. Рав Ашлаг пишет, что невозможно сравнивать Свет в парцуфе Гульгальта и Свет в парцуфе Адам Кадмон, настолько он несоизмеримо велик. Та же как велик Свет Зейр Анпина по сравнению с Мальхут. Но если Зейр Анпин хочет столько Света, сколько необходимо для выживания, то Мальхут хочет весь Свет! Если ты хочешь получить мало, ты думаешь только о себе, ты не думаешь о Творце, о том, что Он хочет дать тебе всё! Если ты не понимаешь Его Замысел, ты уменьшаешь своё желание.
Несомненно, если сравнивать Левую колонну и Правую, то Правая – восточная философия – лучше. Каббала объединяет Правую и Левую колонну. Каббала – Центральная колонна. Отсюда расходятся две ветви: ислам и христианство. Центральная колонна – это всегда держать парадокс: я делаю или Творец делает. Творец знал, что я сделаю неправильный выбор, или Он не знал? Это была ошибка, или не было ошибки? Сначала нужно думать, что Он не знал. И у меня есть выбор: делать так или эдак. Из-за того, что наше видение очень ограничено, выбор у нас небольшой. Ограничения – это когда у меня нет выбора. А многие думают, что свобода – это делать то, что я хочу. На самом деле это не свобода. Свобода – это когда ты знаешь, что у тебя есть желание получить только для себя, и есть душа, которая хочет радовать Творца. И у тебя есть выбор. Свобода – это когда ты можешь нажать на паузу. А быть эгоистом и делать что хочешь – не свобода.
Центральная бхина объединяет миры, без этого мы не могли бы подняться. Можно сказать, что масах – это и есть Центральная колонна. Он – между желанием получить и желанием дать Творцу удовольствие. В нём есть две противоположные силы. Масах – тоже «бхина эмцаит». На этом всё осоновано. Каждый раз ты должен думать: что правильно, что нет. Когда нужно быть милосердным, а когда – жёстким.
Точка Мальхут высшего не видит масаха, она проходит сквозь него. Поэтому Ари говорит, что она «пробивает и рассекает масах».
4. «…и потому пробивает, и раздвигает сам масах, и спускается, и облачается в ГАР де-Арих Анпин де-Брия…»
Точка Мальхут высшего проходит сквозь масах и одевается в три высшие сфиры Арих Анпина мира Брия. Это значит, что Свет уменьшается. Только Свет Нешама проходит из мира Ацилут в мир Брия, Свет Хая туда не проходит. Эта точка Мальхут высшего и есть Бесконечность, которая называется «Тоу», в которой есть свойства Бесконечности и нет никаких свойств от четырёх бхинот. И это будет ГАР (Голова) Арих Анпина, где четыре бхинот существуют лишь в потенциале. И эти ГАР де-Арих Анпин де-Брия, в которые облачилась точка высшего, - первое отличие в зивуге де-Акаа. И называются «Боу», так как в них содержатся корни четырёх бхинот ХУБ ТУМ в действии, то есть, посредством Ор Хозера. Это уже реальные, настоящие сосуды.
Другими словами, в Кетере мира Брия есть Атик и Арих Анпин. Атик – это Мальхут верхнего, то есть, мира Ацилут, которая не соблюдает масах. Это – Тоу. Арих Анпин – это результат зивуга де-Акаа, это – Боу. Есть Эфес – это Мальхут верхнего до того, как она спустилась в нижний.
ХАГАТ де-Арих Анпин – это ГАР его, то есть, та энергия мира Ацилут, которая есть в мире Брия, называется «ХАГАТ». И это есть ГАР де-Арих Анпин. Приведу такой пример: я хочу что-то объяснить своим детям. Я не буду им объяснять с точки зрения десяти сфирот, объясню им попроще. Не буду им давать из своей Головы, объясню на уровне Тела. Мы уже объяснили, что Голова мира Брия находится на уровне от Рта до Груди мира Ацилут. То есть, Хесед, Гвура, Тиферет мира Ацилут находятся на уровне Кетера, Хохма, Бины Головы мира Брия.
Мальхут верхнего одевается на ГАР де-Арих Анпин нижнего как корона. Почему мы носим кипу? Это – антенна Кетера. Это – аспект сопротивления, это для того, чтобы мы всегда помнили, что есть что-то высшее. Оно недостижимо для нас. Творец для нас недостижим. Мы не понимаем Его. Это как Тоу. Хотя я не понимаю, я продолжаю…
Если у человека нет учителя, которому он доверяет, он потерян. Тебе нужен человек, у которого уверенность больше, чему тебя, чтобы он вдохновлял тебя иметь такую же уверенность. Не для того, чтобы давать тебе ответы, куда идти – направо или налево, а для того, чтобы вдохновить тебя иметь больше уверенности. В этом заключается роль учителя.