Урок 211
Материалы
- Аудиозапись
Курс «10 сфирот» – изучение одного из самых главных и непостижимых каббалистических трудов Рава Ашлага.
Глава 7
Прошлый раз мы говорили о том, что Мальхут де-Мальхут верхнего мира не соблюдает закон масаха, рассекает его и проникает в нижний мир, становясь Атиком нижнего парцуфа. Так это работает во всех структурах после цимцума. Получатель получает ровно столько, сколько способен получить благодаря своему масаху, а Творец не соблюдает масах и даёт то, что считает нужным. Мы видим материальный мир, который работает по законам физики, а иногда происходят чудеса, которые мы не можем объяснить, например, чудесные исцеления, которые не могли бы произойти с точки зрения медицины. Потому что есть другая система. Есть система Древа познания добра и зла, где всё логично, и есть система Древа Жизни, которая находится внутри нас, мы её не видим, но ощущаем. Она постоянно толкает нас делать исправления и обещает, что Конец Тикун обязательно наступит. Её влияние на нас очень мягкое, но оно постоянное, потому что этот Свет хочет быть реализован.
Вначале Мальхут была такой же большой, как и Зейр Анпин, и обвинила, то есть захотела властвовать одна. И тогда ответили ей, чтобы уменьшила себя на девять сфирот в Ацилуте и спустилась в Брия, где и властвовала бы. И это девять сфирот, которые у неё исчезли, присоединились к их истокам в Зейр Анпине. И тогда она спустилась и обратилась в Атик в Брия
-
В чём же смысл этой точки? Непонятно, каким образом два светила при своём проявлении были созданы равными друг другу по своим уровням. И когда возмутилась Луна и уменьшилась, - это значит, что она была в виде полного парцуфа; уменьшилась и стала в виде маленькой точки, состоящей из десяти сфирот. А девять остальных точек отлетели от неё, - как известно, что её корень изначально был не более одной точки. И затем пришли дополнительно от Зейр Анпина девять других точек, и потому она называется «зеркалом, не имеющим ничего своего». И потому вернулся Зейр Анпин и забрал их, а она осталась в виде маленькой точки. И тогда не смогла она устоять в нём из-за слишком малого своего состояния и спустилась вместо этого в Рош де-Брия.
В Торе сказано, что вначале Творец создал два больших светила, а потом сказано, что большое будет светить днём, а маленькое – ночью. Мы понимаем, что все истории Торы о мироздании – это аллегория. В Мидраше говорится, что вначале Солнце и Луна были равновеликими. Все истории Мидраша нельзя понимать буквально, это всё – секреты Каббалы.
Когда мы делаем благословение на Новую Луну, мы говорим, что будет время, когда Луна и Солнце будут одинаковыми: Луна будет как Солнце, и Солнце будет как Бесконечность. В Каббале Солнце – это Зейр Анпин, мужской аспект, Луна – Мальхут, женский аспект.
Ари даёт этот пример для того, чтобы показать, как эта точка спускалась вниз, сломав масах. Луна, Мальхут, стала управлять миром Брия и ниже. Зейр Анпин управляет миром Ацилут, а Мальхут – миром Брия. Мальхут мира Ацилут стала Кетером мира Брия. Более подробно этот процесс Рав Ашлаг объясняет в Части 9 Талмуда 10 сфирот.
Итак, вначале два светила были одинаковыми, но Луна жаловалась: «Невозможно чтобы было два царя в одном царстве!». И тогда Творец сказал ей идти вниз. Если бы женщина не жаловалась, то она была бы наравне с мужчиной. А пока мир управляется мужчинами. Поэтому Ева была создана из ребра Адама.
Из-за того, что Луна возмутилась, девять сфирот вернулись к Зейр Анпину, а Мальхут де-Мальхут спустилась вниз. Вначале она была целым парцуфом, а потом уменьшилась и стала маленькой точкой из десяти сфирот. И потом от Зейр Анпина пришли ещё девять точек. Вначале Мальхут работает просто как масах для Зейр Анпина. Масах отталкивает Свет, тем самым может заработать Свет, который иначе не может получить. В Чистой системе после первого цимцума единственный способ получить Свет – через отражение, то есть, не получить для себя.
Мы же живём в другой системе. Нам кажется, что мы можем получить для себя, нам не свойственно делать сопротивление, мы должны этому научиться. Мы должны постепенно строить наш масах до тех пор, пока это не станет нашей второй натурой.
Девять сфирот Мальхут получила от Зейр Анпина благодаря сопротивлению. Поэтому сказано, что Мальхут – это «зеркало, у которого нет ничего своего». Зеркало отражает всё, в нём отражается всё, но нет ничего от себя. В зеркале есть всё! Так наш мир работает. Но нам тяжело это понять! Наш мир – зеркало. Хочешь получить что-то – нужно отражать, как зеркало. Если не хочешь отражать – будешь как стекло: всё через тебя будет проходить, но у тебя ничего не остаётся! Свет проходит через стекло, но на нём не остаётся. Нужно быть как зеркало. Но это тяжело! Мы уже привыкли в этом мире, что ничего не остаётся надолго, и считаем это нормальным. Но это не нормально! Так не должно быть!
«И поэтому вернулся Зейр Анпин и забрал их, а она осталась в виде маленькой точки. И тогда не смогла она устоять в нём из-за слишком малого своего состояния и спустилась вместо этого в Рош де-Брия». Это слова Ари. Далее Рав Ашлаг их объясняет.
Ор Пними
5. «Непонятно, каким образом два светила при проявлении своём были созданы равными друг другу своими уровнями…»
Рав Ашлаг объясняет, что Мальхут де-Мальхут мира Ацилут спускается вниз и становится Кетером мира Брия. Это есть секрет двух больших светил.
Слово «Ацилут» образовано от слова «эцло» - «у Него». Там состояние такое, как ты находишься у Творца. Это понимание вечности Творца. Это уровень «Цадик гамур», «полный цадик», где есть понимание того, что Творец всегда был, всегда есть и всегда будет, и что Он всегда даёт только добро и хорошим, и плохим. И Он никогда не наказывает. Система, созданная Им, идеальна. Мир Ацилут – это совершенный мир. Цадик, находящийся на уровне Ацилута, видит, что Творец справедлив со всеми и даёт всем именно то, что им нужно. Нам часто кажется, что Он несправедлив, что система не совершенна. Нам необходимо совместить эти противоположные чувства.
Рав Ашлаг пишет: «Зейр Анпин и Мальхут называются двумя светилами, так как они влияют на нижние миры, ибо от ГАР (Кетера, Хохмы и Бины) нижние получать не могут…». Свет ГАР – это огромный Свет, он скрыт от нас. Весь процесс мира Тикун – не получить от ГАР. Мы получаем только от ВАК (Хесед, Гвура, Тиферет, Нэцах, Ход, Йесод), более низкий Свет.
Надо понять, что все «запреты», все 613 заповедей Торы направлены на то, чтобы не получить этот ГАР. Это – сопротивление чтобы не получить Свет верхних сфирот. Потому что наш сосуд не может его выдержать.
«…только Зейр Анпин и Мальхут светят нижним, поэтому они называются «светилами», - пишет Рав Ашлаг. Когда они были созданы равными, они оба получали от Бины, то есть, Мальхут тоже получала напрямую из Бины, а не через Зейр Анпин. Это происходит в Йом Кипур: Мальхут поднимается и в обход Зейр Анпина получает от Бины. А когда Мальхут не способна получить напрямую от Бины, получает через Зейр Анпин, она считается ниже Зейр Анпина.
6. «…она была в виде полного парцуфа; уменьшилась и стала в виде маленькой точки, состоящей из десяти сфирот.»
Ари использует глагол «лекатрэг», который здесь переведён как «возмутилась», на самом деле лучше сказать «обвинила», это однокоренное слово со словом «прокурор», «обвинитель».
Луна, то есть, Мальхут, была на одном уровне с Солнцем, то есть, с Зейр Анпином. И их уровни были на уровне ВАК, и им обоим недоставало уровня Рош, то есть, трёх первых сфирот, и оба питались от Бины, которая для них являлась Кетером. Поэтому написано, что Мальхут сказала: «Не могут два правителя пользоваться одной короной» («Кетер» досл. Корона), ведь она хотела властвовать одна. И тогда ей было сказано: «Иди и уменьши себя!», то есть, выйди из Ацилута в Брия, и там правь.
Мир Брия гораздо хуже мира Ацилут. Сознание мира Брия – это то, что называется «средним». Человек на таком уровне уже понимает, что есть причина и следствие, он уже не способен делать плохие вещи. Но понимания Наблюдения Творца, которое проходит через время и пространство, что всё идеально, - пока нет.
Мир Ацилут – это Хохма. Нет действия. Ты «у Творца». Это как Эйн Соф, хотя разница между миром Адам Кадмон и миром Ацилут огромна, но Свет Бесконечности до сих пор сияет там.
Мир Брия – мир творения, от слова «ливро» - «создавать». Это источник души. Мир Йецира – мир создания, от слова «йецира». Это источник ангелов. Мир Асия – мир действия, от слова «лаасот». Это источник тела. Поэтому душа – Нешама – выше ангелов, но не Нефеш (низшая, животная часть души).
Рав Ашлаг пишет, что «…Мальхут, которая была в Ацилуте целым парцуфом из десяти сфирот, уменьшилась вследствие спуска в Брия и находилась там в виде маленькой точки, состоящей из десяти сфирот в потенциале, в силе («коах»). Это Атик. Это то, что называется «Тоу», там есть четыре фазы в силе, в потенциале, это источник «Боу», где есть корни четырёх бхинот.
7. «А девять остальных точек отлетели от неё…»
Они остались в Зейр Анпине мира Ацилут и не спускались в мир Брия. В Брия спустилась только Мальхут де-Мальхут одна.
Надо всегда помнить, что, если мы говорим о Свете, то это будет Мальхут. Если мы говорим о сосуде, то это будет Кетер. Когда мы говорим о решимо, которое есть в сосуде, то употребляем термины: Кетер, Хохма, Бина, Тиферет и Мальхут. Но, если мы говорим о Свете в сосуде, то называем: Йехида, Хая, Нешама, Руах и Нефеш. А если мы говорим о сосуде, то называем: бхина алеф, бэт, гимель, далет и их корень (шореш).
Иногда Раби Хаим Виталь пишет «Кетер» подразумевая Нефеш, а иногда Кетер это Кетер, то есть шореш. Это специально сделано так, чтобы было сложно понять тем, у кого нет достаточного желания понять. Рав Ашлаг сделал это учение более понятным для нас, но от нас тоже требуются усилия.
Даже после того, как была исправлена уменьшенность Мальхут, осталась Мальхут в виде Атика в мире Брия
-
И хотя это было во время ущерба Луны при создании мира, но и после того, как уже была исправлена и вернулась на своё место ахор бэ-ахор, и был создан Адам Ришон, и он вернул её паним бэ-паним, как было вначале, затем, из-за прегрешения нижних, вернулась и уменьшилась, и спустилась, и в этом весь внутренний смысл наших молитв – её исправление во время наших молитв. И тогда она возвращается к начальному состоянию, и нет в нас силы на большее. И вот каждая частица в святости оставляет решимо (память) на своём месте несмотря на то, что исчезает оттуда. И всегда остаётся эта точка в Рош де-Брия.
9. «…был создан Адам Ришон, и он вернул её паним бэ-паним, как было вначале…»
Рав Ашлаг пишет, что данную тему здесь объяснять не будет.
10. «И вот каждая частица в святости оставляет решимо на своём месте несмотря на то, что исчезает оттуда…»
Во время второго цимцума некудот парцуфа САГ, парцуфа Бина, который есть в мире Адам Кадмон, спустился ниже Пупка. Вы помните, что нельзя спускаться ниже Пупка, но возникли определённые обстоятельства, при которых произошло объединение между Мальхут и Биной. Это не означает, что Мальхут поднялась к Бине, это означает, что парцуф САГ спустился в бхину далет чтобы подслащать Мальхут. Тогда масах, который был на уровне бхины далет, поднялся на уровень середины бхины бэт. Таким образом, ограничения увеличились, ведь до этого Свет проходил через шореш, бхину алеф, бэт, гимель – до бхины далет. А теперь Свет мог спускаться только до середины бхины бэт, до границы между ГАР и ЗАГ Бины. Затем произошли ещё одни определённые процессы, и масах вновь опустился. И потом произошло то, что называется «Швират аКелим», «Разбиение сосудов». Все эти процессы были необходимы для создания Чистой и нечистой систем, души и тела. Чтобы у человека была возможность идти против Творца, против духовных законов. Иначе не было бы возможности исправить то, что ниже Пупка.
Ари пишет, что после того, как Луна была исправлена, она вернулась на своё место, но теперь уже «спиной к спине», а потом был создан Адам, и он вернул её «лицом к лицу», как было вначале. Вот что происходит в Рош Ашану: Мальхут и Зейр Анпин стоят спиной к спине, через звуки шофара мы их разделяем, поворачиваем лицом к лицу и возвращаем девять сфирот от Зейр Анпина к Мальхут. Мы строим заново Мальхут. И в Йом Кипур она возвращается в Бину, становясь её Левой колонной.
Ари объясняет, что в этом заключается секрет Амиды во время утренней молитвы. На время Зейр Анпин и Мальхут объединяются, но, чтобы они остались в единстве навсегда, у нас нет силы. Ари пишет: «каждая частица в святости оставляет решимо (отпечаток, след) на своём месте несмотря на то, что исчезает оттуда. И всегда остаётся эта точка в Рош де-Брия». То есть, Мальхут постоянно возвращается на своё место до Конца Тикуна.
Надо понять, что, хотя духовные миры для нас недостижимы, если у нас есть правильное намерение… Сказано, что Творец соединяет наши намерения с нашими поступками. Если у человека было хорошее намерение, но он его не осуществил, а потом совершил какой-то хороший поступок, Творец их объединяет. Потому что у Него нет времени. Поэтому не нужно переживать, нужно просто идти вперёд, Он соберёт всё воедино!
Рав Ашлаг пишет, что нет исчезновения в духовности, поэтому любое изменение не меняет старое, старое остаётся таким же, только добавляется новый аспект. Любое состояние, которого ты достиг, до сих пор есть!