10 сфирот

Урок 213

Урок 213
По подписке Материалы, отмеченные таким значком, доступны по подписке, но иногда их можно купить отдельно.

Материалы

  • Аудиозапись

Курс «10 сфирот» – изучение одного из самых главных и непостижимых каббалистических трудов Рава Ашлага.

Глава 7. 

Во всех мирах высшая из ступеней считается Маацилем, а нижняя – нээцалем, в котором есть четыре бхины. И есть между ними промежуточная ступень, называемая Кетер, в которой есть и Маациль, и нээцаль. И Кетер, являясь Мальхут высшего, называется «Ани» («Я»), а будучи Кетером нижнего, называется он «Эйн» («Нет»). И это секрет сказанного: «Я – первый и Я – последний». 

  1. И знай, что таким же образом это происходит во всех десяти сфирот, во всех мирах, во всех парцуфах, когда всегда высшая из бхинот называется Маацилем, а нижняя – нээцалем. И нет в нээцале менее четырёх букв ЙКВК, даже в десяти частных сфирот и подсфирот. И есть между ними промежуточная бхина, называемая «Кетер», и пойми это хорошо, так как в этом проясняются все пояснения, которые будут выясняться нами. И это – «Я – первый и Я – последний», так как Кетер – первый и последний, он и «Эйн» («Нет») и «Ани» («Я»). Так, со стороны Мальхут Маациля он – последний и называется «Ани», и это Мальхут. А со стороны корня нээцалим, то есть, со стороны Кетера, он – первый, и называется «Эйн» (те же буквы, что и «Ани») 

Здесь Ари повторяет, что между всеми сфирот всегда есть средний аспект, который их объединяет. Он «лаатик», что в современном иврите означает «копировать», на древнем иврите было слово «нээтак», «перенесённый на другое место». Этот средний аспект – Кетер, в нём есть «Эйн» и «Ани». Мальхут верхнего становится Кетером нижнего, Атиком или Боу. И это секрет «Я – первый и Я – последний». 

Ор пними 

80. «И нет в нээцале менее четырёх букв ЙКВК, даже в десяти частных сфирот и подсфирот…» 

Четыре буквы ЙКВК - это Хесед, Гвура, Тиферет и Мальхут, и Тиферет включает в себя шесть сфирот. А средний аспект между Маацилем и нээцалем называется Кетер. Вместе это десять сфирот. И каждая частная сфира из этих десяти сфирот включает в себя тоже десять сфирот, и также – в частных подсфирот. Это Рав Ашлаг объяснял в Части 2. 

90. «И это: «Я – первый и Я – последний», так как Кетер – первый и последний, и он – «Эйн» и он – «Ани»…» 

Рав Ашлаг пишет, что здесь есть прекрасный намёк, так как «Эйн» указывает на непостижимость, а «Ани» - на полное постижение в его «предельном совершенстве». Михаэль Берг в лекции Шаббат Балак в 2023 году сказал, что Моисея как будто нет («Эйн»), он – чистый канал для передачи благословений от Творца. А Бильам – это «Ани», «я»: «я хочу проклясть народ Исраэль», «я хочу то, я хочу это». 

«Эйн» - это «меня нет», это – чистый канал. Надо понимать, что человек не может всё знать. Даже Моисей не всегда понимал, что ему говорит Творец, и не всё помнил. Если человек всё знает, это означает, что его сосуд полностью отменён, и он не может существовать. Весь процесс мироздания был для того, чтобы у нас было тело, которое нас ограничивает до Конца Тикун. 

Мы не совсем правильно понимаем, что такое реинкарнация. Большинство людей думает, что душа – это какая-то «сущность» внутри тела. Каббалисты говорят, что это не так. Душа – Нефеш, Руах, Нешама, Хая и Йехида – это Свет. Это вид удовольствия, Свет Творца, который есть в каждом из нас. Рав Ашлаг пишет об этом в книге «Свет Мудрости» в «Статье о свободе». Душа человека зависит от того, какие желания у него есть: желания, связанные с телом, или желания, связанные с информацией, или желания, связанные с Творцом. И на каком уровне его желания общаться с Творцом: на уровне сохранения тела, или получения знаний, или просто ради общения. Но мы знаем, что нет Света без сосуда. Тело – это первичный сосуд человека. В Зоаре написано, что при создании человека участвуют трое: папа, мама и Творец. Папа даёт белую часть, мама – красную, а Творец – душу. Они вместе создают тело – первичный сосуд человека. Этот первичный сосуд начинает притягивать Свет, потому что желание создаёт потребности, потребности создают движение. Это движение притягивает Свет Творца. Человек начинает постепенно желать более тонкие вещи, не только материальные, например, контроль. Контроль, власть – это не физические вещи, это духовные. Власть – это в голове, как и продажи. Мы слушаем новости, но мы не понимаем, что правда, а что – нет. У нас нет своего мнения, то, что нам кажется нашим мнением на самом деле сформировано через интернет. Раньше, когда мир человека ограничивался семьёй, можно было сформировать своё мнение. А сейчас мир человека – весь мир. Глобализация. 

В Главе 8 Рав Ашлаг объясняет, что есть новые названия для десяти сфирот после второго цимцума: шореш (корень), Нешама (душа), Гуф (Тело), Левуш (Одеяние), Эйхаль (Чертог, зал). После второго цимцума две ступени стали внешними, из-за того, что масах поднялся из Мальхут до половины Бины, Зейр Анпин и Мальхут вышли из ступени. Это можно описать так: Свет (шореш) сидит внутри души (Нешама), душа – внутри тела, тело – внутри одежды внутри помещения. Однако детальной информации об этом мудрецы не написали, так как она неважна для многих. А те, для кого эта информация важна, найдут способ её получить. 

Для нас важно то, что происходит СЕЙЧАС. Не завтра, не в следующей инкарнации. Концепция реинкарнации очень красива. Ари пишет, что невозможно заниматься духовной работой, не зная своих реинкарнаций. Это не означает детали быта, общественное положение, семейное положение и т.д. Это означает знать, какие негативные качества у тебя были. Глядя на себя сегодняшнего, можно понять, каким ты был в прошлой жизни. 

В Торе сказано, что Творец не разрешил Моисею пройти через страну Эдом. Надо понять, что в Торе нет случайных слов, каждая буква Торы наполнена смыслом, понять который нам пока не интересно. У нас другие приоритеты. А Тора полна секретов. Секрет – это простая вещь, которая у нас постоянно перед глазами, но мы её не понимаем. Мы туда не смотрели никогда, потому что приоритет – не Творец, а все остальные вещи. Творец становится приоритетом тогда, когда нам сложно. А в остальное время – Он есть, и я Его уважаю, но вспоминаю Его только в Рош Ашану и Йом Кипур. Сейчас сознание современных людей стало более плотным. Мы относимся к молитвам без должного трепета. Но технология работает, когда мы сканируем Зоар, что-то включается, что-то происходит. И чем больше у нас есть трепета, тем больше мы можем от этого получить. 

Рав Ашлаг пишет, что у нас нет понимания, что такое «Эйн». Он использует слово «асага», что означает «ощущать что-то на своих руках». Когда каббалисты о чём-либо писали, у них это было «асага», ощутимо, это можно было «потрогать собственными руками». «Эйн» - это то, что нельзя «пощупать». 

«Ани» же предельно достижимо, его можно пощупать. 

Рав Ашлаг пишет, что «несмотря на то, что нет двух противоположных понятий, противоречащих друг другу более, чем эти два слова «Ани» и «Эйн», буквы, их составляющие, равны и тождественны». И это – чудо! Самый большой эгоист может стать самым большим цадиком, а самый маленький эгоист – самым маленьким цадиком. Написано, что потенциал Эсава был выше, чем у Иакова. 

Чат в WhatsApp