Урок 69
Материалы
- Аудиозапись
Курс «10 сфирот» – изучение одного из самых главных и непостижимых каббалистических трудов Рава Ашлага.
Параграф 7.
И вот, в каждом мире из миров есть свои собственные десять сфирот, и (8) внутри каждой сфиры в каждом мире есть собственные десять сфирот, и все они – одна внутри другой словно (9) слои луковицы, как в изображении сфер, которые упоминаются в книгах астрономов.
8. «… внутри каждой собственной сфиры в каждом мире есть собственные десять сфирот…»
Здесь Рав Ашлаг объясняет как сфирот включены одна в другую. Чтобы Свет пришёл в Хохма, он должен пройти через Кетер. Свет в Бина тоже проходит через Кетер. Поэтому в Кетер есть и Хохма и Бина. Далее – Тиферет. Значит, в Кетер есть и Хохма, и Бина, и Тиферет. В каждом Кетере есть Кетер плюс девять сфирот, которым он даёт Свет. В Хохме – Хохма плюс восемь сфирот, которым она даёт Свет. И так далее. Это первый аспект.
Но теперь нам известно, что все миры чистой системы основаны на Обратном Свете. Свет невозможно получить без отражения. Мальхут отражает Свет и становится Кетером Ор Хозера. Мальхут «одевает одежду» на остальные десять сфирот, это Свет Мальхут, Ор Хозер. Это Обратный Свет, который приходит от Мальхут.
Ор Хозер, Обратный Свет, идёт снизу вверх, то есть от более плотного к более чистому. Мальхут является Мальхут Ор Яшара, Прямого Света, но также и Кетером Ор Хозера, Обратного Света. Плюс остальные девять сфирот Ор Хозера.
Йесод содержит две сфирот Ор Яшар и восемь сфирот Ор Хозер.
Давайте почитаем, что пишет Рав Ашлаг. «И этот Ор Хозер называется Ор Мальхут, потому что в ней (Мальхут) нет никакого другого Света; этот Ор Хозер всегда и везде называется десять сфирот, поднимающиеся снизу вверх…. Все эти десять сфирот, идущие снизу вверх, существуют внутри Мальхут, так как все проходят через Мальхут. Мальхут – это их корень,… и поэтому и в Мальхут содержится десять сфирот. А через Йесод проходят девять сфирот Ор Хозера и одна сфира Ор Яшара. Также десять сфирот и в Ход – две сфиры сверху вниз, то есть Ход и Йесод, и восемь сфирот снизу вверх. Также десять сфирот в Нэцах: три сфиры сверху вниз и семь сфирот снизу вверх. И также все остальные.»
Важно понимать, что в Мальхут нет Ор Яшара, прямого Света, она его отталкивает. Поэтому мы считаем, что в Йесод, например, есть только одна сфира Ор Яшара и девять сфирот Ор Хозера. В Кетере есть девять сфирот Ор Яшара и одна сфира Ор Хозера.
Рав Ашлаг объясняет, как происходит Ор Яшар. В реальном мире Ор Яшар без Ор Хозера не существует. Но есть один момент, когда Ор Яшар приходит и спускается до Мальхут. В этот момент в Кетере есть десять сфирот. А в Мальхут есть девять сфирот Ор Яшара, так как она не получает Свет. Мальхут отталкивает Свет и становится Кетером Ор Хозера, и содержит девять сфирот Ор Хозера.
Названия сфирот Ор Хозера такие же, как и названия сфирот Ор Яшара – Кетер, Хохма, Бина и так далее. И это очень важно. Творец хотел создать мир, в котором не было бы зависти, чтобы верхний мир был сходен нижнему миру. Чтобы верхний мир не чувствовал свою ущербность по отношению к нижнему миру, а нижний мир – по отношению к верхнему. В человеческом сообществе всегда есть люди, которые чувствуют себя более важными, и есть люди, которые чувствуют себя менее важными. Важные называют себя Кетером. А сколько в Кетере сфирот?
Десять. Самые неважные, Мальхут, тоже содержат десять сфирот, это тоже Кетер, но Кетер Обратного Света.
Единственный путь избавиться от зависти – подключиться к чистой системе. Тогда ты видишь, что все одинаковы, все созданы Творцом, являются Его частью, все важны. Была попытка создать сообщество по принципу «Свобода. Равенство и Братство», но это не сработало, люди не были равны. Люди должны видеть различия, но при этом чувствовать, что все равны. Это очень сложно совместить.
9. «…словно слои луковицы…»
Рав Ашлаг говорит, что каждый внешний окружает нижнего со всех сторон равномерно, и обещает объяснить это в п.50.
Каждый находящийся ближе к Эйн Соф игуль считается выше и главнее другого, и так до мира, который называется Олам аЗэ, он в центральной точке, наиболее удалённой от Эйн Соф, и он полностью материален
Свет не приходит в Мальхут, центральную точку. Поэтому этот мир отделён от Света Творца. Люди не чувствуют присутствия Творца, постоянно заняты другими делами. Когда мы поднимаемся на более высокий уровень, мы начинаем Его чувствовать.
Наш мир – центральная точка, цель, «яблочко». Цель – почувствовать Свет именно здесь, в центральной точке, в физическом мире. Наша работа – взять этот физический мир, где мало Света, и раскрыть здесь Свет. Обитатели других стремятся сюда попасть. Но когда мы попадаем сюда, мы забываем про дело и начинаем заниматься другими «делами» этого физического мира. Мудрецы напоминают нам о цели нашей работы.
Вначале все игулим одинаковы. Когда появилась кав, проявились различия между игулим. В сфире Кетер было больше Света, в Мальхуте – меньше. Но сточки зрения сосуда – все сосуды одинаково важны. В глубине нас самих физический мир очень важен, он божественный. Материальный мир очень инертный, густой, плотный. Наша работа – трансформировать эту реальность.
Когда Творец решил дать Тору людям, ангелы воспротивились и готовы были испепелить Моисея. Моисей спросил ангелов: «У вас есть зависть? А между нами есть зависть. Именно поэтому мы достойны Торы!». У нас есть оппонент, злое начало, мы в материальном мире. Когда мы перебарываем нашего оппонента, мы становимся достойны того огромного Света, который есть Тора. А у ангелов нет зависти, нет злого начала, нет оппонента, поэтому они не могут раскрыть Свет. Когда мы делаем нашу работу, мы становимся более важными, чем ангелы. Если же не делаем – то даже комар важнее нас, ведь он был создан раньше.