Урок 4
Материалы
- Аудиозапись
Серия семинаров с Ицхаком Синвани на основе трудов Рава Йегуды Ашлаг.
Глава 1. Жизнь – не событие. Жизнь – выбор
Из мудрости Торы человек черпает всё счастье в мире, а не из других источников мудрости
9) Здесь также…
На прошлом уроке мы говорили о том, что все остальные мудрости кроме мудрости Торы не улучшают внутреннюю часть человека.
Написано в Мишне, что если ты будешь есть хлеб с солью, пить воды мало и спать на земле, то будешь счастлив ты в этом мире. Мудрецы говорят, что даже материальное счастье доступно лишь тем, кто завершил путь Торы, то есть работу над Торой и заповедями «ло лишма» (корыстно). Они могут наслаждаться даже от материального мира, всё становится «вкуснее».
Надо понять, что цель жизни – жить здесь, на Земле. Думать, что главная цель – наслаждаться в грядущем мире, согласно Каббале – неправильно. Многие люди так думают, потому что у них мало знания. Те знания, которые передавались из поколения в поколение, многими понимались буквально. Цель жизни – жить на Земле в счастье, без ограничений.
Те, кто занимаются Торой и заповедями ради них самих, заслуживают Скрытого Света
10) И именно это…
В Зоаре написано о стихе «И сказал Бог: да будет Свет. И стал Свет»: «Да будет Свет» - для этого мира; а «И стал Свет» - для мира грядущего. Это означает, что с самого начала, с момента творения мира сосуд был наполнен полностью. Но для того, чтобы дать нам возможность заработать этот Свет, Творец его скрыл. Этот Скрытый Свет готов для цадиким в будущем. То есть, этот Свет ждёт тех, кто занимается Торой и заповедями ради них самих.
Напомню, что Тора и заповеди – это инструмент, чтобы стать бескорыстным, и с Творцом, и с людьми. Невозможно стать бескорыстным в окружении корыстных людей, поэтому для этого нужно сообщество, члены которого практикуют бескорыстные отношения. Израильтяне получили Тору только после того, как стали единым народом, после того как все взяли обязательство заботиться о близком как о самом себе.
Те, кто занимаются Торой и заповедями «лишма», ради них самих, получают Скрытый Свет в будущем, после того как их тела очистятся после завершения пути Торы. Тогда они готовы получить этот Свет и в этом мире, и в грядущем. Поэтому мудрецы благословляли друг друга так: «Да увидишь ты мир грядущий при жизни!». Они благословляли друга ощутить присутствие Творца здесь, на Земле.
На Земле нет ощущения Творца. Замысел Творения был – дать нам всё. Но чтобы сосуд участвовал в Творении, нужно было, чтобы он спускался до этого материального мира, где нет ощущения Творца. Мы Его не чувствуем. В раннем детстве человек ещё чувствует Творца, но потом с годами он приобретает собственное видение о себе, свою уникальность, которую должен использовать чтобы делиться с людьми.
«Свет Торы», вместо печали и аскетизма
11) На самом деле…
Вы видите, что здесь, в Каббала Центре, мы не живём в печали. Рав Ашлаг говорит, что мудрецы Талмуда, которые пришли после мудрецов Мишны, облегчили нам путь Торы. Мудрецы Мишны говорили, что человек не может заниматься Торой и заповедями, если он не очистился. А мудрецы Талмуда сказали, что человек может заниматься Торой даже если он не очистился. Они говорили: «Человеку следует всегда заниматься Торой и заповедями, даже если не ради них самих (ло лишма), потому что от «ло лишма» он придёт к «лишма» (ради них самих), ибо Свет в Торе возвращает его на путь истинный». То есть, мудрецы Талмуда открыли новый путь вместо пути печали. Этот новый путь называется «Свет Торы».
Рав Ашлаг всегда был против жизни в печали, аскетизма. Ари писал о том, что если держать сухой пост три дня подряд накануне определённых дней четыре раза в год, то это уберёт всю негативность, которую человек создал в течение жизни. А Рав Ашлаг отдавал предпочтение внутренней духовной работе. Большинству людей легче ограничивать себя в материальном мире и сложнее работать над собой. На самом деле, нужно больше работать над собой внутри, а внешние ритуалы – уменьшать. Внешние ритуалы без внутренней работы не стоят ничего.
Глава 2. Не принимайте на свой счёт
Граница изучения Торы не ради неё самой
12) Однако…
Есть люди, которые изучают Тору, и это им совсем не помогает преобразиться в изучающих «лишма» и заслужить Свет Торы. Их поведение остаётся таким же, они не меняются. А цель – это меняться внутри. Речь не идёт о том, что нельзя вредить другим. Мы говорим о злости, зависти, внутренних силах, над которыми нужно работать. Нужно их менять, это внутренняя работа, это между тобой и Творцом. Настоящая работа – та, которую никто не видит. Если ты хочешь, чтобы знали о твоих изменениях, это - не ради самой Торы. Пусть другие думают, что я такой, а я внутри буду другим. И неважно, что они обо мне думают, мы хотим получить одобрение не от людей, мы хотим получить одобрение от Создателя.
Когда мы начинаем изучать и практиковать различные инструменты Каббалы, мы внутренне надеемся, что это улучшит нашу жизнь. Но как только возникают сложные ситуации, мы думаем, что это не работает. Сопротивление не работает, дарование не работает, маасэр не работает, быть проактивным не работает. Мы говорим это себе. Мы начинаем обвинять Творца. Рав Ашлаг пишет, что «если после всех усилий в области занятий Торой и заповедями он понимает, что своим интенсивным изучением и огромными усилиями он не получил никакого удовольствия и пользы для самого себя, он начинает жалеть о том, что так долго бился над всем этим». Вначале всё открывается, и кажется, что сейчас деньги начнут падать с неба. Все проходят через этот этап. Но надо понять, что требуется чуть-чуть больше работы. Не у всех есть предназначение быть очень богатыми. Не всем это нужно.
Могу дать вам один совет: не надо жалеть о том, что вы сделали. Попробовали, не получилось – надо идти дальше, не надо жалеть, что потратили время и силы. Иначе вы стираете всё, чего достигли! Это касается не только Каббалы, это касается любого пути: отношений, работы, духовного пути. Если ты жалеешь, то как будто стираешь все плюсы, которые ты получил. И ты начинаешь с нуля. Михаэль Берг как-то сказал, что, если ты вложил в какой-то бизнес, и не получилось – ничего страшного. Иди дальше, и та энергия, которую ты вложил, пойдёт за тобой. Энергия не исчезает. Она исчезает только тогда, когда у тебя есть сомнения. Ты сам уничтожаешь её и сам начинаешь всё заново. Творец не ограничивает, мы сами ограничиваем. Творец даёт постоянно, но мы не получаем, потому что мы – ограничены. С одной стороны, мы недостаточно работаем, с другой стороны, мы недостаточно любим себя. Это значит, что мы не чувствуем, что нам достойно получить.
Рав Ашлаг пишет, что несмотря на всё это мудрецы разрешили заниматься Торой и заповедями «не ради них самих», «ло лишма». Если ты несколько лет изучаешь, и ничего в твоей жизни не меняется, значит, тебе нужно менять что-то внутри, менять свою корысть.
У тех, кому, не дай Бог, недостаёт уверенности, нет заслуги получить Свет Торы
Если человек сомневается, он не может прийти к «лишма». Поэтому вначале изучения человек видит чудеса, которые ему показывают, чтобы он понял, что это его путь. А потом начинаются проверки. Дают ему возможность быть бескорыстным. Что-то не получается? Продолжай! Ты хотел участвовать в Замысле Творения – ну вот!
Перед тем, как начать заниматься мудростью, человек должен быть уверен в том, что Творец хорош. Поэтому Рав постоянно говорил об уверенности. Уверенности над логикой.
Рав Ашлаг пишет, что величина Света, который человек получит, зависит от величины его уверенности. Если человек уверен и действует, то он создаёт волну, которая может дать ему результат. Но если он постоянно сомневается, большая вероятность, что у него ничего не получится. Те, у кого нет уверенности, получают из Торы тьму, и глаза их слепнут.
Надо понимать, что Каббала Центр – очень серьёзное место, и, если ты не понимаешь, где ты находишься, то можешь получить короткое замыкание. Каббала – это очень серьёзные знания. Поэтому надо понять, где ты находишься и действовать с уверенностью.
13) И мудрецы…
Рав Ашлаг приводит прекрасную притчу от мудреца Амоса: «Горе тем, кто жаждет дня Господня! Зачем он вам, день Господень? Это мрак, а не свет». Притча гласит, что петух и летучая мышь ждали рассвета. Петух сказал: «Я жду света, потому что он мой, а тебе зачем свет?»
Надо понять, что, если человек думает, что Каббала – это система материального успеха, он не достигнет успеха. Каббала – о внутренних изменениях, которые потом приводят к внешним. Иногда внешний успех может предшествовать внутренним изменениям, но внешний успех привязан к внутренним. Если ты хочешь идти путём Торы, а сам обманываешь, злословишь, гневаешься, то ты не получишь на этом пути Свет, а наоборот, только смерть. Поэтому петух говорит летучей мыши: зачем ты ждёшь Свет, он тебя убьёт. Тебе лучше следовать иным путём, иди путём тьмы!
Многие религиозные люди ждут прихода Мессии, но, если он придёт сейчас – не будет хорошо. Мы не готовы. Придёт такое количество Света, которое заставит нас меняться за мгновение. Этот день придёт, поэтому Рав Ашлаг предлагает начать меняться. Рав Берг двадцать четыре года назад сказал, что процесс Воскрешения мёртвых уже начался. Но сколько он продлится – он с нами не поделился. И нам не нужно это знать, ведь если вы будете знать, что бессмертие не настанет при вашей жизни, вы будете просто наслаждаться – зачем меняться сегодня.
Рав Ашлаг говорит, что те, кто решили изучать Тору «ло лишма» без уверенности, не получат никакого Света. Например, во время чтения Торы стоят рядом два человека: один – получает, а другой – нет. Потому что первый уверен, что получает, а второй – нет. Первый постоянно ощущает, что что-то получает, приходя на молитвы, связи, праздники, а второй – нет. Ари говорил, Рав Берг постоянно повторял, что человек получает ровно столько, сколько он может представить, что получает. Представляет, что получает много – получает много, а если он представляет, что получает мало – он получает мало. Если человек разговаривает во время молитвы, то он здесь, но не получает ничего. Нужно быть тотально «здесь» - когда ты спишь, когда ты ешь, когда занимаешься сексом, когда изучаешь, когда молишься. Это секрет жизни. Там, где ты сейчас находишься – это самое важное место.
Рав Ашлаг пишет: «…тем, у кого есть заслуга в виде абсолютной уверенности, устами мудрецов обещано, что, даже если они будут заниматься Торой «ло лишма» (с какой-то корыстью), Свет Торы вернёт их на путь истинный».
Что означает «с какой-то корыстью»? Это означает, что, если у человека предстоит важная встреча, он придёт на чтение Торы. Он делает всё потому, что хочет что-то взамен.
«Его Тора – его ремесло»: усердие в изучении Торы пропорционально уверенности в Творце
14) В связи с…
«Торато – умануто». «Умануто», «его ремесло» на иврите пишется теми же буквами, что и «эмунато», «его уверенность». Подход человека к занятиям Торой показывает степень его уверенности.
Вам нужно достичь такой уверенности, что будете готовы отдать всё.