Выбери жизнь

Урок 25

Урок 25
По подписке Материалы, отмеченные таким значком, доступны по подписке, но иногда их можно купить отдельно.

Материалы

  • Аудиозапись

Серия семинаров с Ицхаком Синвани на основе трудов Рава Йегуды Ашлаг.

Глава 8. Спасение мира от хаоса 

На прошлом уроке мы начали обсуждение как перейти с третьего на четвёртый уровень любви. Когда мы находимся на третьем уровне, мы понимаем, что Творец всегда был с нами честен и давал нам только добро. Но как Он поступает с другими – мы не знаем. 

Рав Ашлаг в книге «Мудрость Истины» пишет, что для того, чтобы мир был идеальным, нужно, чтобы все люди заботились друг о друге. Пока это не так, поэтому нельзя осуждать других, если они не прикладывают экстра-усилия. И мы не знаем, быть ли с ними милосердными или жёсткими, давать ли Хлеб стыда. 

Рав Ашлаг говорит, что есть путь как перейти с третьего на четвёртый уровень любви. Он комментирует цитату из Мишны, где описывается качество «среднего» и качество злодея. В п.126 он пишет, что, если человек заслужил тшуву от трепета, то есть достиг уровня «среднего», получил «Открытие глаз» на Тору и уже чувствует награду («Ты увидишь свой мир при жизни»), но во время скорби общины полон великого веселья («завтра умрём!»), этот грех «не будет прощён, пока не умрёт». 

Когда человек достигает тшувы от трепета, его умышленные плохие поступки становятся неумышленными. Он исправил только умышленные поступки, неумышленные же – остались неисправленными.  

Что здесь хочет сказать Рав Ашлаг? – Ты достиг уровня «среднего» - это огромный уровень! Тебе открылось Лицо Творца, ты уже неполный цадик! Если тебе этого достаточно, ты доволен – это грех. Вот что хочет сказать Рав Ашлаг. Он хотел распространить это знание, но не успел, это сделал Рав Берг. Рав Ашлаг сделал всю подготовительную работу, Рав Брандвайн начал что-то делать, а Рав сказал, что не успокоится, пока все люди в мире не узнают о Каббале. 

Ты узнал мудрость Каббалы, тебе хорошо, и тебе этого достаточно? Посмотри, что происходит вокруг! Это называется «качество «среднего»: мне хорошо, я уже достиг, а что будет со всеми остальными – не моя проблема! 

 

Глава 9. Жизнь хорошая и жизнь плохая 

Мидат (качество) раша, бэйнониим и цадика внутри каждого из людей 

127) И… 

… далее Брайта говорит о качестве раша (злодея). Рав Ашлаг говорит не о человеке, а о качестве, которое существует внутри каждого человека. Когда человек достигает уровня «среднего», в нём ещё остаются качества злодея из-за его негативных поступков, совершённых в прошлом, из-за его неисправленных неумышленных поступков. Они будут исправлены, когда он станет полным цадиком, когда он сделает тшуву от любви. 

Поэтому Брайта приводит другой отрывок из Священного Писания об этих людях: «Приходите, возьму вина и напьёмся шэйхара; и будет завтра то же, что сегодня». Рав Ашлаг объясняет, что «все эти дни и годы не хотят его смерти, потому что им, как качествам злодея, нет места после смерти, в Олам аБа, Мире Грядущем». А качества «среднего», которые есть в таком человеке, радуются, что «завтра умрём», потому что они придут к жизни в Грядущем мире. 

Внутри человека постоянно происходит борьба: с одной стороны, я уже заслужил качества «среднего», мне хорошо, но, с другой стороны, внутри меня есть все те плохие поступки, которые пока не исправлены. Они не хотят умирать и постоянно толкают меня. Я вижу, что в прошлом вёл себя негативно, но, когда человек достигает четвёртого уровня любви, он понимает, что на самом деле у него не было выбора, он должен был пройти через это, чтобы в конце концов доказать, что нет ничего кроме Творца, что даже там Он был с тобой. 

Как исправить неумышленные негативные поступки? – Участвовать в горе общины! Сочувствовать другим людям. 

В Израиле есть правило: оставлять в доме часть стены недокрашенной, чтобы напоминать, что Храм разрушен, что мировой Тикун ещё не завершён. Тебе хорошо сейчас – отлично! Но пока работа не закончилась. 

Мы иногда отворачиваемся от Творца, когда нам хорошо, нам не нужна Его помощь, Он уже помог. Мы делаем сами себе сглаз, когда говорим: «Всё хорошо, всё отлично!». Раз у тебя всё хорошо, то Творец идёт к другому. Когда тебе хорошо, нужно быть благодарным и держать Творца рядом с собой. Когда нет желания, твой сосуд наполнен полностью, Свет не может зайти. 

Такой маленький нюанс: ты не должен сидеть и плакать постоянно, но должен держать Творца рядом с собой постоянно. Мы отворачиваемся от Творца, когда нам очень плохо, и отворачиваемся от него, когда нам хорошо – Свет нам не нужен. 

 

128) И из… 

… этого Брайта делает вывод: «цадик пропал». Из-за того, что «средний» не участвовал в горе общины, погибает цадик. Если ты достиг уровня «средний», но не чувствуешь боль других людей, ты не можешь достичь четвёртого уровня любви, качества цадика. Наша цель, наше предназначение – стать полным цадиком, абсолютным праведником. И у нас другого выбора – мы станем праведниками в любом случае! Либо через боль и страдания, либо – через духовную работу.  

Сказано, что в Конце Тикун все будут знать Творца – от младенца до старца, и это знание будет как море, не будет ни учителя, ни ученика. Сейчас не все знают, хотя душа знает всё. 

Когда человек достигает Открытого Лица Творца, то, оборачиваясь назад, он видит, что Творец всегда был рядом, поддерживал и «нёс на руках», он начинает любить Его вечной любовью. И тогда все его неумышленные дурные поступки превращаются в заслуги. Неумышленные дурные поступки указывают на Скрытое Лицо Творца и на качество злодея. 

Из-за того, что на уровне «среднего» неумышленные поступки ещё не исправлены, человек не может заслужить быть полным цадиком. 

В Писании сказано: «и никто не принимает этого к сердцу», то есть никто не замечает, что «праведник погиб», и человек уходит из мира на уровне «среднего». 

Рав Ашлаг пишет: «тот, кто не чувствует печали вместе с другими людьми, не способен увидеть сожаления людей, не будет способен склонить для них чашу весов в сторону невинности… И поэтому ему никогда не удастся заслужить качество праведника…». 

Когда у тебя есть качество «среднего», и ты участвуешь в горе общины, ты исправляешь это внутри себя. Ты не исправил для них, ты исправил это качество внутри себя. Когда ты видишь, что в твоей жизни всё то, что казалось проклятием, оказалось благословением, то ты можешь с уверенностью сказать другим в сложный момент их жизни, что всё будет хорошо. Любую ситуацию ты должен сначала исправить в себе, решить, что и это – к лучшему. Учитель не может убрать от тебя хаос, но может дать тебе силу пройти через это «Красное море». Постепенно, по мере роста твоей уверенности, ты можешь исправить для всего мира. А если ты не хочешь слушать о плохих вещах, то ты сам у себя крадёшь возможность стать абсолютным праведником. У себя и у мира. «Цадик пропал». 

 

Злодей, которому плохо, думает, что весь мир, подобно ему, находится под управлением злой Ашгахи 

129) Из этого… 

Мы уже изучали, что любой человек должен пройти качества злодея, «среднего» и праведника. Эти качества называются «мидот». «Мида» на иврите означает «размер, уровень, величина». Мида – это размер Ашгахи Творца. 

В Мишне сказано, что «согласно миде, которую человек отмеряет (модед), отмеряется и ему (модедим ло)». Это связано с нашим мировоззрением: если человек судит, все судят, если специально делает – все намеренно творят зло. Человек осознаёт мир исходя из уровня своей Ашгахи. 

Злодеем считается тот, кто считает, что миром правит злая Ашгаха, то есть, Наблюдатель нехороший. Из-за того, что они обвиняют Его, так они и получают, «навлекают на себя зло, принимая страдания и боль от Ашгахи Творца и испытывая только плохие чувства весь день напролёт. И они навлекают на себя ещё большее зло…». 

Надо понять, что имя «злодей» реализуется в них из-за того, что они чувствуют в глубине себя. Иногда человек говорит и думает позитивно, но внутри ему плохо. Он постоянно повторяет: «Всё к лучшему», и это помогает ему трансформировать боль. Но мы не можем врать самим себе. Мы находимся там, где наше сердце. 

Поэтому Рав Элазар говорит, что те, кто находятся в таком виде Ашгахи (Скрытое Лицо Творца), склоняют чашу весов в сторону вины для себя и для всего мира. 

 

Подробнее о даргот (этапах) «средних» и праведников 

130) А те… 

… кто считаются «средними». Их чувства разделены на две части как две чаши весов. Они уже достигли Открытой Ашгахи, они понимают, что с этого момента в будущем всё будет хорошо. Но вся та боль и страдания, которые они пережили в прошлом, до сих пор с ними. Поэтому две их чаши весов уравновешены. Поэтому они называются «средними». 

131) И те, кто заслуживает… 

… второго уровня Открытой Ашгахи, их непреднамеренные плохие поступки считаются заслугами, поэтому считается, что их весы склонились в сторону невинности.  

Рав Ашлаг пишет, что «все печали и боль, что выгравированы на их костях, пока они находились под властью Скрытой Ашгахи, превратились в чудесное и бесконечное наслаждение… И теперь они называются «цадиками». 

«Цадиким» - потому что они «мацдиким», оправдывают Ашгаху Творца. 

132) И следует знать… 

…что качество «среднего» иногда появляется даже тогда, когда человек находится на уровне Скрытого Лица Творца. Это происходит, когда человек делает усилия верить, что есть награда и наказание, что есть причина и следствие, хотя пока он этого не видит. Тогда раскрывается Свет уверенности в Творце. И на какое-то время он заслуживает Открытого Лица Творца. Поэтому в сложные моменты жизни нужно сказать себе: «Я не понимаю, почему это происходит, но и это – к лучшему!». В тот момент, когда ты чувствуешь, что Творец с тобой, нужно «плавать» в этом чувстве. Потому что после этого чувства будет ещё испытание, которое ты должен будешь пройти. Для этого нужно отказаться от ложных чувств. 

Рав Ашлаг пишет, что качество «среднего» не может остаться навсегда, но можно его «одолжить». 

Чат в WhatsApp