Урок 27
Материалы
- Аудиозапись
Серия семинаров с Ицхаком Синвани на основе трудов Рава Йегуды Ашлаг.
Глава 9. Жизнь хорошая и жизнь плохая
Схождение в этот мир не уменьшает ценности Торы
138) Тем не менее…
… существует разница между нашим миром и высшими мирами. В мирах Ацилут, Брия, Йецира и Асия суть одна, как сказано: «Я – Творец, Я не меняюсь». Меняется только наше восприятие Его, то, что называется «Ашгахой». Свет – один во всех и во всём, мы одеваем его в свои одежды. Мы меняем одежду для работы и для дома, для вечеринки и для сна. Но мы – не меняемся. Одежда в каждом мире разная, а Свет один.
Рав Ашлаг говорит, что не следует думать, что Тора в мире Ацилут и Тора в мире Асия – разная. Тора мира Асия даже важнее: «…грубые покровы нашей Торы Асии не делают хуже Свет, который покрывает себя ими». Потому что в мире Асия тяжелее делать исправление, так как авиют, плотность, больше, и нужна сила больше, чтобы её очистить. Чем больше у человека плотность, желание получить, тем больше ему нужно делать сопротивление, больше усилий нужно приложить, чтобы исправить его на желание получать чтобы принести пользу сообществу. Поэтому более плотные, крепкие сосуды требуют больше работы. И поэтому в начале их процесса это выглядит так, как будто они менее духовны. Но Рав Ашлаг много раз повторял, что сила вреда и сила пользы в каждом человеке одинаковы. Чем больше вреда он может принести, тем больше пользы он приносит затем.
Рав Ашлаг пишет: «Сокрытие – это причина откровения». Скрытие – это причина раскрытия. Вначале Свет скрывается от нас, потому что мы попросили его раскрыть. Мы попросили Творца дать нам, пусть даже иллюзорную, возможность быть Творцом. Хочешь быть Творцом? – Тогда Я скрываюсь от тебя, и твоё задание – Меня раскрыть! Ты хочешь много? – Дам тебе возможность! Хочешь менять мир? – Знай, что твой путь не будет лёгким. Рав Брандвайн предупреждал Рава Берга, что люди будут воевать с тобой, что будет очень тяжело, но в конце Свет раскроется. Чем выше наша цель, тем тяжелее будет путь.
Мы просили получить Свет, но ещё мы просили быть причиной, не отключиться от Творца из-за того, что наша форма противоположна Свету. Поэтому нам нужно, с одной стороны, хотеть, а с другой – пройти этот путь чтобы раскрыть этот Свет. «Во время исправления (Сокрытия), чем сильнее это Сокрытие, тем мощнее будет Свет, который будет открыт и прикреплён к нему». Поэтому все грубые одежды, в которые одевается Тора в нашем мире, не снижают ценность Света, а скорее наоборот.
Когда мы начинаем изучать Каббалу, кажется, что всё понятно. Просто нужно выучить язык Каббалы, язык десяти сфирот. Это не сложно. Рав Ашлаг писал, что в «Талмуде десять сфирот» он не объяснил духовный аспект десяти сфирот. В основном в этом труде разъясняется структура сфирот и миров и принципы их взаимодействия.
Сложно менять себя.
Раскрытие Торы происходит именно в Сокрытии этого мира
139) И благодаря нижеследующей фразе…
…. Моисей победил ангелов, когда поднялся на Небо чтобы получить Тору, ангелы сказали: «Как можно смертному дать такое сокровище? Он не достоин получить её!». А Моисей воскликнул: «Есть ли среди вас зависть? Найдётся ли среди вас злое намерение?». Как вы можете раскрыть тот Свет, который нужен миру до Конца Тикуна? У вас нет материала для исправления! Если у человека нет дурных наклонностей, ему не над чем работать. Если человек изначально хороший, то ему не над чем работать. Если у человека есть большие минусы, есть много что исправить, тогда он сможет держать большой Свет.
Наш мир называется «миром Тикун, миром Исправления». Мы исправляем, поэтому у цадика есть самое большое желание получить. В начале духовного пути у цадика больше дурных наклонностей, чем у обычного человека. После того, как цадик исправил себя, он использует авиют, плотность, других людей, чтобы исправить, он одалживает их грубые желания чтобы продолжать исправлять себя, он не исправляет других людей.
Рав Ашлаг пишет, что большее Сокрытие раскрывает больше Света. Моисей показал ангелам, что «чистые одежды, которыми покрывает себя Тора в мире ангелов, не подходит для раскрытия величайшего Света», который нужен до Конца Тикуна. Раскрытие Торы в мире Асия, дарование Десяти Заповедей, даёт возможность быть бескорыстным в материальном мире. До дарования Торы невозможно было быть бескорыстным с Творцом, нужно было отказаться от всего материального полностью. Благодаря Торе, системе инструментов, можно делать исправление в материальном мире.
Разъяснение слов: «Учителя твои уже не будут скрываться…»
140) Было…
Рав Ашлаг пишет, что поскольку Творец скрывает себя в Торе, Он зовётся Учителем (Морэ) и даже во время Двойного Сокрытия Он господствует в Торе и заключён в ней. Раби Нахман из Брацлава, внук Бааль Шем Това, говорил, что даже в Двойном Сокрытии Лица Творца, когда кажется, что нет выхода, я знаю, что это пройдёт, когда нужно. Я не знаю когда, но твёрдо знаю, что пройдёт тогда, когда нужно. Потому что я знаю, что должен пройти этот путь сам, если я буду просить помощи от людей, чтобы они решили мою проблему, то я не смогу никогда доказать, что даже в таких ситуациях Творец находится. Если другие решат за меня мою проблему, то моя душа, которая пришла для того, чтобы её решить, в следующий раз притянет ещё большие сложности.
Он – Морэ, Учитель, Она – Тора, Учение. «Грубые покровы Торы кажутся нам крыльями (канаф), которые скрывают от нас Учителя…». Когда мы читаем Тору, мы не ощущаем Творца. Но, когда человек достигает Открытого Лица Творца, тшувы от любви, о нём говорят: «и не будет более скрываться Учитель твой (йикнаф, не будет закрываться крыльями), и очи твои будут видеть Учителя твоего».
С этого момента и дальше твои глаза открываются к Торе, ты понимаешь всё, что там написано. В Торе не просто законы для людей, в Торе – закон для жизни. Творец раскрывается такому человеку навсегда, потому что Творец и Тора – это одно и то же.
Комментарий к очерку наших мудрецов: «Лучше бы они отреклись от Меня, но сохранили Мою Тору»
141) И это…
Как вы понимаете фразу «лучше бы они отреклись от Меня, но сохранили Мою Тору»? Очень удивительные слова!
Мудрецы сказали эти слова, имея ввиду, что многие мудрецы ограничивали себя в мирских удовольствиях ради того, чтобы упрочить связь с Творцом, но постепенно приходили к осуждению других людей, которые не держали пост, не накладывали на себя обетов и т.д. Если ты судишь других из-за того, что ты используешь определённые инструменты, а они – нет, то что стоят твои инструменты?
Писание обращается к таким людям: «Лучше бы вы покинули Меня, потому что все ваши усилия напрасны и бесполезны, ибо Меня нельзя найти нигде, кроме Торы; поэтому следуйте Торе и ищите Меня там, и Свет в ней приведёт вас на путь истинный, и вы найдёте Меня». Соблюдать кошрут, соблюдать Шаббат – не сложно. Сложно соблюдать главную заповедь Торы – «возлюби ближнего своего как самого себя». Поэтому мало кто её соблюдает, а если и соблюдает, то ради себя, не ради самой Торы. Он соблюдает ради того, чтобы люди видели, что он заботливый, внимательный, справедливый. Понять боль других – тяжело.
Глава 10. Одежды души
Три аспекта: Мир (Олам), Год (Шана), Душа (Нефеш)
142) Теперь…
… Рав Ашлаг начинает объяснять смысл мудрости Каббалы. Если вы поймёте её, вам не нужно будет изучать ни «Талмуд десять сфирот», ни другие книги по Каббале.
Тора разделяется на четыре аспекта, которые охватывают всю реальность. Реальность этого мира состоит из трёх аспектов: Мира (Олам), Года (Шана) и Души (Нефеш), а четвёртый аспект – это способ существования этих трёх аспектов реальности, их взаимодействие.
143) Разъяснение…
Мир – это реальность нашего мира – внешний аспект: небо, земля, море – всё, что есть вокруг нас. У мира нет активного тикуна.
Внутренняя часть реальности – Нефеш, это человек, животные, птицы. Они реинкарнируют друг в друга.
Шана – Год – это череда разворачивающихся событий в реальности вместе с её поколениями, это причина и следствие, как цепочка глав поколений в Торе – от Адама до Иисуса Навина и Халева. Отец считается причиной, сын – следствием.
Всё, что есть – реинкарнирует: мы реинкарнируем, качества реинкарнируют. Рав Ашлаг объясняет, что душа не просто прыгает из тела в тело, наши качества реинкарнируются, мы передаём их следующему поколению, которое исправляет те качества, которые у нас есть. Чтобы это понять глубоко, вам нужно думать об этом. Словами это невозможно объяснить.
Аспект разворачивающихся по причине и следствию событий называется «Годом». Времени не существует, есть череда причин и следствий.
Мир, внешний аспект, - меняется. Меняется климат, мода, средства передвижения, еда… А люди не меняются. Всё так же завидуют, злятся, любят. Качества не меняются. Нефеш не меняется.
«А все пути существования всей реальности с точки зрения внешних и внутренних аспектов, пути их реализации и взаимодействия называются «существованием реальности». Это четвёртый аспект, бхина далет реальности.
Четыре мира: Ацилут, Брия, Йецира и Асия из аспекта печати и оттиска
144) И следует…
Олам, Шана и Нефеш, которые были в мире Ацилут, отпечатались в мире Брия, а затем отпечатались в мире из мира Брия в мир Йецира, а из мира Йецира – в наш мир Асия. Есть духовный мир Асия, этот мир – часть мира Асия. Материальный мир – конец мира Асия.
Всё, что есть в нашем мире, имеет корни в высших мирах. Поэтому, когда духовный человек допускает маленькую ошибку в мыслях, небольшое сомнение, это создаёт больше отключения, чем убийство, совершаемое злодеем. Не потому, что у духовного человека есть связь с высшими мирами, у всех есть связь. Он – там! Поэтому хаос, который он создаёт там, больше, чем убийство, совершённое здесь, на Земле. Поэтому в какой-то момент запретили изучение Каббалы. Рав Ашлаг объясняет это в книге «Свет Мудрости». Появилось поколение, неспособное изучать «лишма», захотевшее изучать Каббалу ради получения силы. Наше поколение не тяготеет к духовности, его интересуют знания, дающие возможность разбогатеть, стать более успешным.