Выбери жизнь

Урок 31

Урок 31
По подписке Материалы, отмеченные таким значком, доступны по подписке, но иногда их можно купить отдельно.

Материалы

  • Аудиозапись

Серия семинаров с Ицхаком Синвани на основе трудов Рава Йегуды Ашлаг.

Глава 11. Практическая мудрость Истины 

Книги по Каббале написаны для тех, кто уже заслужил Божественное понимание 

154) Этих миров… 

На прошлом уроке мы говорили о том, что все книги по Каббале написаны для людей, которые достигли Гилуй Паним, Открытого Лица Творца. Зачем же этим людям учиться, ведь они уже понимают секреты Торы? 

Рав Ашлаг пишет, что это похоже на то, что человек изучает Открытую Тору и не выходит из дома, и он не знает, что происходит в мире. Тогда Тора ему не помогает, он может понимать, что происходит с ним, но что происходит с другими – не может знать. Ему нужно знать, как управляется мир с точки зрения Олам, Шана, Нефеш. Для этого нужно изучать и другие книги. Эту мудрость самому невозможно постичь за одну инкарнацию, Ари – мог, Рав Ашлаг – мог, но они были уникальными людьми. Мы не ожидаем, что все люди достигнут такого уровня до прихода Машиаха, поэтому каждый каббалист написал то, что он понял, и это сокращает процесс изучения для всех остальных людей. 

 

Блага, которые изучение Каббалы приносит каждому 

155) Соответственно… 

Рав Ашлаг пишет, что изучать Каббалу нужно всем, это приносит большую пользу (сгула). Даже если человек не понимает, что изучает, его сильное желание и стремление понять пробуждает то, что называется «Окружающий Свет» (Ор Макиф). 

Мы смотрим на мир снизу вверх, но создание сосуда осуществлялось сверху вниз. Путь развития снизу вверх называется «Маасэ меркава» - это есть разрешение Творца нам участвовать в процессе Творения. С одной стороны, это – иллюзия, так как мы понимаем, что мир был создан идеальным с самого начала. Это означает, что всё уже закончилось. И это тяжело воспринимать и помнить об этом постоянно. Если ты держишь эту мысль постоянно, то ты опускаешь руки – тебе ничего не нужно делать, всё уже предрешено. Наше эго такое сильное, что не даёт нам это по-настоящему понять. 

Человек, который стремится понять мудрость Каббалы, пробуждает Окружающий Свет. Что такое Окружающий Свет? – Это тот Свет, который пока не может зайти внутрь сосуда. Это происходит из-за закона цимцума, который гласит, что мы не можем уже получать как в Бесконечности. После цимцума сосуд не может получить весь объём Света, как было в Бесконечности. Та часть, которую он не может получить, называется «Окружающим Светом». Рав Ашлаг в «Изучении десяти сфирот» пишет, что Ор Макиф как Кетер, обещано, что он обязательно зайдёт внутрь сосуда. «Каждый человек народа Исраэль в конечном счёте обязательно придёт к чудесному пониманию того, что Творец замыслил при сотворении мира – даровать наслаждение всем Своим созданиям». 

Почему Рав Ашлаг пишет «человек из народа Исраэль»? потому что эта система первоначально была дана сыновьям Иакова. Тогда это было заданием народа Исраэль: получить эти знания и Свет, потому что они тогда были готовы. Если бы все были готовы, то получили бы эту мудрость тогда.  

Народ Исраэль получил знание как подключиться к Творцу без посредников. Очень тяжело подключиться к Творцу не через то, что называется «Элоким ахэрим», «иных богов», идолопоклонничество. Мы все поклоняемся иным богам: деньгам, статусу и т.д. Благодаря работе Авраама, Ицхака и Иакова, их сыновья получили в ДНК какое-то очищение, они получили это знание в духовное наследство. Поэтому они были готовы воспринять знание о том, что между нами и Творцом нет посредников, есть только Свет Творца. 

Если ты через твоего учителя подключаешься к Творцу – это огромная проблема! Это идолопоклонничество. Можно уважать своего учителя, можно его любить, но ты подключаешься к Творцу напрямую. Не через кого-то, ни через Раби Шимона, ни через Рава и Карен, нет, напрямую – с Творцом! Они – только «усилители». И когда мы совершаем паломничество на могилы праведников, мы ни в коем случае не молимся им. Из-за того, что они достигли высокого уровня, есть вдохновение подключиться напрямую к Творцу. Благодаря заслугам этого цадика твои молитвы могут дойти быстрее. Но мы не просим: «Рав Ашлаг, сделай мне так!» или «Рав! Сделай мне то!». Когда мы приходим на могилу Рава мы не просим от него помощь, мы просим Творца, его заслуга помогает нам. Когда мы зажигаем там свечу, мы говорим: «Зхуто йаген алэйну вэаль коль Исраэль», «Его заслуги нас защищают». Поэтому многие считают, что посещение могил праведников – идолопоклонничество, и это может стать им, если делать это с неправильным сознанием. 

Сыновья Иакова были готовы получить такое сознание, поэтому первая заповедь Торы «Я – Господь, Бог твой». И вторая: «Да не будет у тебя других богов». То есть, только «Я, Единственный». Сейчас человечество пришло к тому, что это знание можно дать всем, раньше это не было возможно. Когда это знание дали тогда некоторым людям, они сделали из него религию и создали посредников. Они взяли некоторые части мудрости Каббалы и создали определённые традиции. Каббала – это не религия. Те, кто это не понимают, хотят быть религиозными. 

Что означает «быть религиозным?» - «Скажи, что мне делать и когда! Убери от меня ответственность и просто дай мне инструкции». Рав Ашлаг говорил, что делать духовную работу очень сложно, потому что один день нужно делать так, а в другой – противоположное. Тяжело, как будто нет законов. Человек, который правильно делает духовную работу, как будто плавает. 

Рав Ашлаг пишет, что Тора не верит в абстрактные формы: ложь, истина. Это всегда связано с ситуацией. Поэтому нужно знать все детали чтобы решить, что будет правильным в данной ситуации. 

Конец Тикун может наступить только тогда, когда все будут знать Творца без посредников. В какой-то момент наступит такое очищение, что все поймут, что желание получать только для себя – это клипа. Клипа – это маленькое желание. 

Мы говорим, что наша душа – часть Творца. Но как можно разделить Творца на части? Это невозможно. Рав Ашлаг учит, что нет исчезновения в духовности, и нет трансформации, есть только добавление формы. Каждый из нас – это какое-то добавление формы. Каждый из нас идёт к Бесконечности. Бесконечность – это сосуд, наполненный Светом. Каждый из нас является какой-то одеждой Бесконечности. И неодушевлённые, и растения, и животные. Просто человек – разумный, он может это понять. И любой может дойти до Бесконечности. Поэтому есть такой важный принцип: «аhават Исраэль», «любовь между сыновьями Израиля», между теми, кто понимает этот закон, что мы все являемся одеждой для Бесконечного Света Творца. Я и ты – одно и то же, я тебя люблю, но есть законы Древа Познания добра и зла, которые нужно соблюдать. Древо Жизни – нет законов. «То, что моё – это твоё, то, что твоё – это твоё». Если все так думают, все отдают другим бескорыстно, не ожидая ничего взамен, то это – Древо Жизни. Мы должны прийти к этому постепенно, но для этого нужно пройти через то, что называется «Древом Познания добра и зла», а также «трепетом перед Творцом». Древо Жизни – это «трепет из любви», это четвёртый вид любви, это мир Ацилут. И мы идём к нему постепенно, снизу вверх. В нашем поколении все должны уже чувствовать этот вкус. 

Некоторые думают, что это будет гладко. В один прекрасный день Творец выглянет из-за облака, помашет нам рукой и скажет: «Я пришёл вас спасать!». Скорее всего так не будет, потому что всё идёт согласно закону тикун, и не всем легко будет воспринимать истину, не все будут любить Мессию, потому что наше поколение стало очень материальным. Мы хотим, чтобы Конец Тикун наступил более гладко, поэтому распространяем мудрость Каббалы. Народ Исраэль держал это знание две тысячи лет. Знание передавалось из поколения в поколение, в каждом поколении были люди, изучающие Зоар. Зоар не открыли заново четыреста лет назад, его передавали и изучали все эти две тысячи лет. Сейчас пора, чтобы это знали все в нашем поколении. Сейчас все знания открыты. Уже невозможно скрывать.  

«И тот, кто не придёт к этому пониманию в текущем воплощении, придёт к нему в следующем, или в следующем…», - пишет Рав Ашлаг. Шестьсот тысяч душ израильтян, которые стояли у горы Синай, восприняли эту истину и получили Тору – Центральную колонну. Центральная колонна – это объединение сосуда и Света, получение без отключения. 

Тот Свет, который человек пока не заслужил, но получит в будущем, называется «Ор Макиф» (Окружающий Свет). «…он уже полностью подготовлен, но ждёт, пока человек заслужит очищение своего сосуда получения, и тогда этот Свет войдёт…». Сосуд такого человека прошёл путь сверху вниз, и он начинает постепенно… Это называется «Тора». Рав Ашлаг пишет, что Тора – это «кав», тонкая линия, которая идёт от Бесконечности до нашего мира, мира Тикун. Центральная колонна – это секрет масаха, экрана. После цимцума были созданы круглые сосуды, которые не имеют масаха, поэтому они не могут получать Свет. Единственный сосуд, который может получить Свет – это сосуд с масахом, линейный сосуд, это есть кав, Тора, Центральная колонна. Путь Торы – «я не хочу ничего кроме Света Творца». 

Поэтому, даже когда человеку не хватает сосудов, если он занимается мудростью Каббалы и упоминает Имена Света и сосудов (Кетер, АБ, Хохма, Бина, САГ, МА, БАН), они «сразу же проливают на него некоторое сияние, хотя и сияют, не проникая в глубину его души». Это сияние не становится его Ор Пними, Внутренним Светом. Но это озарение, которое он получает снова и снова, приносит ему понимание и приближает к совершенству. 

Рав Ашлаг объясняет, как нужно читать книги по Каббале. Сначала нужно прочитать её с начала до конца, не фокусируясь на деталях, которые кажутся непонятными. Книга становится для тебя как Окружающий Свет: ты что-то понял и получил какое-то вдохновение. Потом читаешь её ещё раз, и ещё раз, и ещё. И каждый раз Окружающий Свет заходит в тебя, до тех пор, пока ты не поймешь. Не надо знать ничего наизусть, надо знать, где её найти, в какой книге написано то или иное. Хорошая память – это просто талант. Если человек всё помнит наизусть, не значит, что он мудрец. 

Озарения, которые человек получает во время изучения Каббалы, даруют ему «святость и чистоту, тем самым намного приближая его к достижению совершенства», приближая его к Творцу. 

 

Остерегайтесь материализации 

156) Но… 

… Рав Ашлаг предупреждает, что не следует стараться представить себе то, о чём говорит Каббала, в виде материальных предметов. Есть школы, в которых принято графически изображать, например, сфирот или парцуфим. Рав Ашлаг очень редко использовал схемы или рисунки. Рисунки помогают понять, но нельзя полагать, что это так выглядит на самом деле. Он пишет, что нельзя воспринимать слова Каббалы буквально. Не дай Бог воспринимать слова Зоара буквально. Это не буквально никогда, это всё метафоры, которые намекают на какие-либо духовные вещи. Если написано, что Раби Шимон и Раби Элазар идут по дороге в Тверию, это не означает, что они физически идут в город Тверия. Нет, это означает, что они метафизически направляются в какое-то место в духовных мирах, обозначенное как «Тверия». Мы должны понять, что это не сказки, просто мудрецы облекали то, что хотели нам передать, в слова. И слова Торы нельзя понимать буквально. Каждое слово, каждая буква в Торе важна. Например, в Торе написано «наар» (мальчик), а читать следует «наара» (девочка). В слове нет окончания женского рода, буквы Хей. Ошибку сделали? Нет, на это есть причина, это один из секретов Торы. 

Материализация того, о чём говорит Каббала, может стать причиной нарушения заповеди «не сотвори себе кумира». Поэтому мудрецы рекомендовали изучать Каббалу мужчинам после сорока лет. 

 

Комментарии «Паним мэирот» и «Паним масбирот» и «Смысл слов»: термины Каббалы в алфавитном порядке 

Рав Ашлаг пишет, что с помощью Творца подготовил комментарии «Паним мэирот» («Сияющее Лицо») и «Паним масбирот» («Радушное Лицо») к книге Ари «Эц аХаим» («Древо Жизни») чтобы спасти изучающих от материализации. Но ученики так и не поняли, что нужно запоминать значение каждого слова Ари. Рав Ашлаг составил словарь терминов, где разъяснил духовное значение каждого слова. 

Для изучения десяти сфирот нужно запомнить, что означает «вверх», «вниз», «распространяется»… Свет не распространяется, «распространяется» указывает на наличие сосуда, который его притягивает. 

Чат в WhatsApp