Урок 30
Материалы
- Аудиозапись
Серия семинаров с Ицхаком Синвани на основе трудов Рава Йегуды Ашлаг.
Глава 10. Одежды души
На прошлом уроке мы начали говорить о том, что есть четыре мира, и о том, как они связаны с четырьмя видами Ашгахи.
Мир Асия – это Двойное и Одинарное Сокрытие Лица Творца. Большая часть мира Асия – зло, добро там есть, но оно не видно. Не ощущается, что есть порядок, что есть духовные причинно-следственные связи. Об этом написано в книге «Эц аХаим». Одинарное Сокрытие означает, что человек на этом уровне сознания знает, что есть духовные причины и следствия, но постоянно в это не верит. Когда ему плохо, он ведёт себя эгоистично. Ему больно, он видит только спину Творца, думает, что Он о нём не заботится. Если Творец обо мне не заботится, то я буду сам заботиться о себе: обманывать, красть, идти путём Змея.
Человек на уровне двойного Сокрытия Лица Творца даже в добре видит зло. У него нет настоящего наслаждения. Даже когда ему хорошо, он боится, что это скоро закончится.
Мир Йецира – это уже Открытое Лицо Творца. В книге «Эц аХаим» написано, что половина этого мира – добро, половина – зло. Человек, который находится на уровне мира Йецира, это первый аспект корыстной любви и это тшува от трепета, называется «средним», он наполовину невинен, наполовину – виновен.
Второй вид корыстной любви – когда человек не помнит ту боль, которую ощущал раньше. Третий вид любви (это первый вид бескорыстной любви) – это мир Брия. Большая часть мира Брия – добро, меньшая часть – зло. И зло там не заметно.
«Средний», сделавший одну мицву – тшуву от трепета – склоняет чашу весов в сторону невиновности для себя. Он уже достиг уровня трепета, что нам перед Рош Ашаной очень важно. В 22 дня месяца Тишрей можно перестроить себя духовно. Это можно делать и в любой другой день, но есть особые дни, когда это сделать легче, потому что в духовном мире это происходит автоматически. И, если мы знаем, что происходит в духовном мире, нам легче это сделать. В духовном мире идёт перезагрузка, и мы можем это использовать, чтобы перепрограммировать себя.
Та часть мира Брия, которая определяется как зло, связана с третьим видом любви, которая считается как неполная любовь. Человек на этом уровне склонил чашу весов для себя, но не для всего мира. Полная любовь – это когда ты готов делать эту работу для всех. И это очень тяжело достичь. Потому что даже если у человека есть трепет, он может судить других людей. Он уже видит, что есть причины и следствия, и ему жалко, что все остальные этого не видят. Когда человек достигает уровня полной любви, он может пригласить этих людей без суда внутрь себя. Люди рядом с Равом Бергом не могли думать о плохих вещах, потому что он открыл себя для всех нас. Рядом с Равом было ощущение, что твои мысли все слышат, как на громкой связи.
Человек, достигший только уровня тшувы от трепета, склонил чашу весов только для себя, поэтому в мире Брия есть семь низших сфирот, где есть немного зла. В трёх высших сфирот мира Брия есть только добро.
Четвёртый уровень любви – это бескорыстная, вечная любовь, означает, что человек уже проверил Творца, знает, что Он со всеми ведёт себя правильно, Он даёт всем – и хорошим, и плохим. Нам тяжело думать, что Творец даёт только добро и хорошим, и плохим, потому что мы живём в мире, где есть разделение. И мы как будто не хотим, чтобы Он давал добро плохим людям.
В Мидраше написано, что, когда израильтяне перешли Красное море, а египтяне утонули, израильтяне пели и радовались, что их враги погибли. А Творец сказал: «Почему вы поёте? Почему рады? Ведь утонули Мои дети!». Разве египтяне не были сыновьями Творца?
Единственная причина, почему есть смерть, болезни, война – это желание получить для самого себя, которое у всех есть, у всех народов. Поэтому нет лучшего народа, худшего народа. Каждый играет свою роль. Очень тяжело так смотреть, легче смотреть чёрно-белым: мы – хорошие, они – плохие. Но при этом не нужно подставлять себя под пули, нужно себя защищать. Даже сказали мудрецы, что, если человек хочет тебя убить, ты должен убить его первым! Нужно быть посередине: и пацифистом, и воином. И это тяжело.
Четвёртый вид любви – это мир Ацилут. В книге «Эц аХаим» написано, что в мире Ацилут нет зла. Человек на уровне мира Ацилут – на Земле, но его сознание – там. Для него нет зла в мире. Есть только люди, которые ещё находятся в детском состоянии, «катнут», и есть «взрослые», «гадлут». Есть четыре уровня сознания – четыре вида восприятия Системы Наблюдения Творца. Есть Двойное Сокрытие Лица Творца, Одинарное Сокрытие, Одинарное Раскрытие Лица Творца и Полное Раскрытие, что и является миром Ацилут. И когда все люди будут на уровне мира Ацилут, произойдёт Гмар Тикун, Полное Исправление. Это – наша цель. Что для этого нужно? – Нужно чудо!
Рав Ашлаг в книге «Замысел Творения» пишет, что один человек может полностью изменить мир. И, если мы это понимаем, тогда – мы изучаем Каббалу. «И не удивляйся, что один человек своим действием может вызвать возвышение или падение мира». Рав Ашлаг говорит, что один человек (одна деталь) и сообщество – одно и то же.
Человек, который достиг мира Ацилут – хозяин мира. Мир – это его дом, он везде ведёт себя одинаково – и дома, когда никто не видит, и на людях, когда все видят. Из-за того, что он – хозяин мира, весь мир находится внутри него. И это значит, что он может использовать любой ресурс этого мира для себя, для того чтобы исправить мир. Поэтому работу цадиков делают другие люди, это не значит, что они им служат, они хотят им служить, потому что чувствуют, что там есть что-то. Поэтому один человек может быть причиной, почему весь мир поднимается или будет в падении. Один человек. Это насколько он считает себя важным (с точки зрения духовности, а не эго). Но даже такой человек не может избежать падения. Он упадёт, если перестанет считать себя хозяином мира, что его задача – возвысить мир, и тогда он будет влиять на мир плохо. Так как он достиг такого высочайшего уровня – мира Ацилут, питающего все остальные миры, его самая маленькая ошибка создаёт в мирах больше вреда, чем убийство, совершённое обычным человеком.
Мы говорили о том, что есть Олам (Мир), Шана (Год) и Нефеш (Душа). Израиль – это то место (Олам), где можно достичь наивысшего результата раскрытия своего духовного потенциала. Если бы все израильтяне выполнили самую важную, 613-ю заповедь Торы – «Возлюби ближнего своего как самого себя» - то наступил бы мир на Земле. Но сейчас Израиль – это то место, где тяжелее всего уважать другого человека. Каждый считает себя самым важным, самым лучшим. Когда человек считает, что главное – это любовь к другим, тогда все окружающие это ощущают.
У нас, изучающих Каббалу, больше ответственности. Не осуждать за то, что кто-то что-то делает неправильно, а быть примером. И тогда люди вокруг захотят быть лучше.
Отличие мира Ацилут, Брия, Йецира и Асия клипот от мира Ацилут, Брия, Йецира и Асия Святости
151) При помощи…
Четыре мира: Ацилут, Брия, Йецира и Асия клипот являются зеркальным отражением мира Ацилут, Брия, Йецира и Асия Чистой системы.
Колесница клипот мира Асия соответствует Двойному и Одинарному Сокрытию Лица Творца, и она заставляет человека не верить в духовную работу. Когда у вас появляются мысли: это не работает! Лучше быть обычным человеком, перестать делать духовную работу! – знайте, что это от мира Асия нечистой системы. Большая часть работы – в мире Асия, в период Двойного и Одинарного Сокрытия. Эта работа – уверенность. Фраза, которую мы должны повторять постоянно: «И это – к лучшему!». Мы не всегда понимаем, почему то или иное с нами происходит, да и не всегда нужно понимать, почему. Когда ты начинаешь копаться: может, это произошло из-за того, а может – из-за прошлой жизни, ты начинаешь калькулировать, ты относишься к жизни как к большому калькулятору: я сделаю это – и получу это. А Творец, Он так не ведёт себя! Творец даёт всем одинаково, и хорошим, и плохим. Все сложности, все испытания – это не наказания, мы должны их пройти чтобы знать, что Творец – бескорыстный. И когда мы это пройдём, у нас появляется «ир’а», «видение», трепет.
Конечно, это не означает, что никогда не нужно калькулировать. Не нужно этим заниматься постоянно, потому что тогда вы застреваете и перестаёте двигаться вперёд. Когда мы занимаемся калькуляцией, мы не можем меняться, потому что 99% времени мы думаем о себе. Тогда какой шанс у нас есть вообще? 99% желаний – это для себя. Рав Ашлаг говорит, что есть два пути: либо ты будешь есть хлеб, пить воду, спать на земле, заниматься Торой и «жить в печали», либо – изучать и медитировать, что притягиваешь Свет Творца для того, чтобы измениться. Либо ты калькулируешь постоянно, либо ты думаешь, что притягиваешь Свет Торы.
Но есть определённое время для калькуляции – в месяц Элюль, каждый день перед сном, накануне Рош Ходеш – есть время, когда делать тшуву. Ты упал сегодня – не надо об этом думать весь день! Иди вперёд, как будто ничего не случилось! А перед сном подумай об этом!
Мир Йецира системы клипот «держит в своих руках чашу вины» за прошлое. Человек осуждает себя за негативные поступки, совершённые им в прошлом.
Мир Брия системы клипот «обладает той же силой сводить на нет корыстную любовь, то есть, то, от чего эта любовь зависит, в чём и состоит несовершенство любви второго уровня». Клипот мира Брия не дают человеку видеть, что Творец со всеми ведёт себя одинаково, потому что они не там, где он. И работа человека на уровне мира Брия, «среднего», - чувствовать боль общины, не жить в своём мире, где у меня всё хорошо.
Нужно подумать, что можно сделать в Каббала Центре для сообщества. Если у вас какие-либо идеи – поделитесь.
Мир Ацилут системы клипот «мёртвой хваткой сжимает то незаметное малое зло, что существует в мире Брия по причине третьего уровня любви», - пишет Рав Ашлаг. Например, это может быть – боль за то, что человек не может повлиять на весь мир.
Рав Ашлаг пишет, что того, что он написал здесь – достаточно, чтобы чуть-чуть понять, что такое мудрость Каббалы. Цель мудрости Каббалы – достичь такого уровня сознания, быть в таком состоянии: понимать, что Творец всем даёт одинаково, всех любит и не ожидает от людей ничего, что Он находится везде и в каждом каждую секунду.
Глава 11. Практическая мудрость Истины
Книги по Каббале написаны для тех, кто уже заслужил Божественное понимание
154) Этих миров…
… достаточно, чтобы позволить изучающему так или иначе разобраться в мудрости Каббалы. Рав Ашлаг пишет: «И знай, что большинство авторов книг по Каббале адресовали их только тем читателям, которые уже достигли Гилуй Паним (Открытого Лица Творца) и всего Божественного понимания». При этом не стоит спрашивать, зачем этим людям продолжать изучение Каббалы.
Рав Ашлаг пишет: «это всё равно что говорить о человеке, который занимается Открытой Торой, но понятия не имеет о том, как управляется этот мир с точки зрения Олам, Шана и Нефеш, и не знает о различных путях людей, об их поведении и взаимодействии. Он также не знает о скоте, животных и птицах, существующих в этом мире. Вы можете себе представить, что такой человек будет в состоянии понять правильно хоть что-то из Торы?». Человек, который только изучает Тору и не знает, что происходит вокруг, не может понять Тору правильно. Изучение Торы помогает нам понять мир. Если ты отключаешь себя от всего мира, ты не можешь влиять на весь мир. Если ты закрыт, то не можешь контактировать с людьми, не можешь давать. Если ты не хочешь говорить с другими людьми, это значит, что ты не уверен в своей вере. Если ты действительно веришь в то, чем занимаешься, ты можешь говорить со всеми, даже теми, кто придерживается противоположной точки зрения. Если ты действительно веришь в то, во что веришь, ты будешь спокойно говорить с тем, кто думает иначе, потому что не будешь бояться, что он убедит тебя в том, что он прав. Поэтому желание отключиться от всех – это показатель неуверенности.
Религиозное изучение, изучение только Открытой части Торы, не приводит к пониманию на уровне мира Ацилут. Поэтому нужна мудрость Каббалы.