Выбери жизнь

Урок 29

Урок 29
По подписке Материалы, отмеченные таким значком, доступны по подписке, но иногда их можно купить отдельно.

Материалы

  • Аудиозапись

Серия семинаров с Ицхаком Синвани на основе трудов Рава Йегуды Ашлаг.

Глава 10. Одежды души 

На прошлом уроке мы говорили о том, что нет никакой разницы между Торой мира Асия и Торой миров Йецира, Брия и Ацилута, которая является мудростью Каббалы. Разница есть только между людьми, которые ею занимаются. Рав Ашлаг не говорит, что не нужно заниматься открытой частью Торы, нужно. Но важно изучать Каббалу, и этой теме и посвящена вся эта книга. Потому что в Каббале есть Имена Бога, медитируя на которые с намерением притягивать Свет Творца, человек будет меняться. 

При этом Рав Ашлаг пишет, что человек может всю жизнь изучать Каббалу, при этом он будет изучать лишь Тору этого мира, если он не будет меняться. 

Есть известная история о Бааль Шем Тове и Магиде из Межерича. Вначале Бааль Шем Тов не произвёл на Магида сильного впечатления. Но когда они начали изучать вместе, Бааль Шем Тов показал ему как нужно изучать. Он читал текст Священного Писания, и каждый раз, когда он произносил имя какого-нибудь ангела, тот тотчас же появлялся перед ними, а когда называл какую-либо сфиру, тотчас же появлялось ощущение её энергии. И с этого момента Магид из Межерича стал учеником Бааль Шем Това. Потому что важно не что я изучаю, а работаю ли я над собой. 

Поэтому Рав Ашлаг пишет, что, если «взять двух, которые занимаются Торой в соответствии с той же Алахой и используют один и тот же язык, и при всём этом Тора для одного будет относиться к аспекту мудрости Каббалы и Торы Ацилута, а для другого это будет Тора Асии и Открытая Тора». Так, если два человека едят одну и ту же пищу, но один медитирует на то, чтобы поднять искры Света, которые есть в этой пище, и исправляет её, а другой ест только для того, чтобы наслаждаться. Поэтому Рамхаль говорил, что лучше не есть мясо в будние дни, потому что животная часть тянет нас вниз. Можно есть, если медитируешь на поднятие души животного, чьё мясо ты ешь. Но большинство людей этого не могут, поэтому им лучше не есть мясо в будни, лучше это делать в Шаббат, когда все миры поднимаются наверх, и человек становится более духовным, и у него больше шансов поднять из мяса искры Света. 

Конечно, мы наслаждаемся, когда едим. И еда должна быть вкусной. Потому что еда – это возможность для Творца поделиться со мной. Это Творец направляет мне энергию через инструмент, который называется «еда». Когда я это понимаю, я начинаю постепенно относится ко всему, что происходит в моей жизни, как к подарку от Творца. Либо я буду жить просто материальной жизнью, наслаждаться, трудиться, быть честным, благопристойным человеком, но, если я не думаю о Творце, я отключаю себя от Источника всего. 

Рав Ашлаг писал, что идея коммунизма хороша, но в ней нет места Творцу, поэтому человек деградирует, так как у него нет причин идти вверх, то есть, быть чистым. Он делится на внешнем аспекте, но на внутреннем – не хочет, желание получить тянет вниз. 

Изучение даёт плоды лишь тогда, когда знания одинаковы как на внешнем, так и на внутреннем аспекте. Поэтому говорят, что мудрость без трепета перед Творцом не помогает, а разрушает человека. Потому что больше мудрости – больше эго. Но нашему поколению необходимо изучать мудрость Каббалы, потому что мы – самое низкое поколение, мы – пятки Адама. 

 

Слова Рава Элияу из Вильно о ПАРДЕСе Торы 

148) И здесь… 

… можно понять слова гаона, Рава Элияу из Вилюнюса, что следует начать изучать Тору с Сода (скрытой части, секретов), а именно с Открытой Торы Асии, которая относится к категории скрытого, потому что Творец полностью скрывается в ней. В Торе Асии Лицо Творца скрыто. Что такое «Лицо Творца»? Это когда ты получаешь наслаждение постоянно. Лицо Творца – это Замысел Творения, дать творениям наслаждение и наполнение. 

 А после этого – перейти к Ремезу (намёку), что большей частью открыто в Торе мира Йецира. И только потом – к Пшату («явному»), который является секретом Торы мира Ацилут. «Пшат» - от слова «пашут», «простой», но в здесь это означает «снявший покровы» (от «нишпашта»). То есть, здесь сорваны все покровы, скрывавшие Творца, и Он виден. 

 

Ацилут, Брия, Йецира и Асия святости, а также их связь с четырьмя аспектами осознания Ашгахи Творца 

149) И после… 

… этого Рав Ашлаг переходит к объяснению четырёх миров. Он пишет, что есть четыре мира Чистой системы и четыре мира нечистой системы. У Святой системы больше силы, чем у системы клипот, иначе у нас не было бы шанса. 

150) Мы разъяснили… 

Здесь Рав Ашлаг объясняет, что миру Асия соответствуют оба аспекта Скрытого Лица Творца. Ари в книге «Эц аХаим» («Древо Жизни») говорит, что мир Асия по большей части злой, и даже то небольшое количество добра, которое есть в нём, смешано со злом, так что трудно отделить одно от другого. 

Если мы находимся в Двойном Сокрытии или Одинарным Сокрытии Лица Творца – значит, мы находимся в мире Асия. Где ты находишься, как ты воспринимаешь происходящее, там ты и находишься. Если ты большую часть времени обвиняешь, значит, большую часть времени ты находишься в мире Асия. 

Необходимо себе постоянно напоминать, что Свет Творца течёт во всех мирах одинаково. Он не меняется. Это мы его одеваем в разные одежды. Свет как будто голый, он простой. Как пишет Ари: «Знай, что до начала творения был лишь Высший, всё собой заполняющий Свет, и не было свободного незаполненного пространства – лишь Бесконечный ровный (Пашут) Свет всё собой заливал». Был простой ровный Свет, в котором был и Кетер, и Хохма, и Бина, но разницы между ними не было. Когда у всех людей на Земле будет такое представление, что Свет – он простой, то разницы между людьми не будет. Будут разные сосуды, но различия между ними не будет. Потому что все будут двигаться в одном направлении – к Творцу. Практично это означает, что все люди в мире будут заботиться друг о друге. Не только в семье, городе – во всём мире. 

Ари говорит, что большая часть мира Асия – зло. И даже в той части, что является добром, примешано зло. Под злом в Каббале понимается желание получать для самого себя. Человек на уровне Двойного и Одинарного Сокрытия Лица Творца видит в основном только зло, он боится делать сопротивление – вдруг у меня не будет? И тогда его благо – это проклятие. 

Сказано в Зоаре, что тот, кто мал в этом мире, будет велик в мире Грядущем, а тот, кто велик в этом мире, будет мал в том мире. Это – о желании получить только для себя. Если у тебя маленькое желание получить только для себя, это значит, что у тебя нет масаха, и ты живёшь полностью в материальном мире. У тебя нет представления о Творце, Творец – это единство. Ты не видишь духовных причин и следствий, только материальные причинно-следственные связи тебе видны. Ты не понимаешь, что у тебя в руках есть ключ, и с этим ключом ты можешь сделать всё! Как будто всё зависит от тебя. Ключ – это восприятие Наблюдения Творца. 

Раби Акива, когда с него снимали кожу, сказал, что молился всю жизнь, чтобы настал этот момент и он мог даже в такой ситуации благодарить Творца. Он сказал: «Шма, Исраэль! Ашем Элокейну, Ашем эхад», что означает, что мы знаем, что на всё, что происходит есть духовная причина. И мы благодарны внутри, нет разницы между внутренней и внешней благодарностью. 

Иногда нужно использовать Гвуру, иногда – Хесед, но внутри нужно использовать благодарность. Я могу на кого-то кричать, но внутри испытывать благодарность за ситуацию. Или я могу быть милосердным, испытывая благодарность. Нет разницы, если внутри есть благодарность, если я не реактивный. Почему я реактивен? Потому что не доверяю, что есть духовная причина и следствие. Если я обижаюсь, злюсь или раздражаюсь, это значит, что я не воспринимаю это как Творец, нет представления о Творце в этой ситуации.  

Это – мир Асия. Люди, которые живут в мире Асия, не имеют ощущения единства, и они никогда не свободны. Даже если человек успешен и богат, он никогда не будет в покое, хотя будет делать вид, что он счастлив. Нет там ничего. Пусто. Потому что он не свободен. Его эго больше, чем у нас, это означает, что он страдает больше, чем мы. Внутри. 

Тот, кто живёт в материальном мире, видит кругом одно только зло, и даже старается доказать самому себе, что мир – плохой, все люди – плохие. И это его внутреннее убеждение будет притягивать к нему таких людей, которые его убедят, что все – плохие, никому нельзя доверять. 

Первый аспект (бхина алеф) Открытого Лица Творца – это аспект мира Йецира. Иногда человеку на уровне Одинарного Сокрытия открывается на секунду доступ к миру Йецира. Как будто Творец открывает окно и выглядывает: «Я здесь!». Обычно это бывает в начале духовного пути. Человеку показывают причинно-следственные связи, и он становится спокойным. Научиться правильно делать сопротивление, ощущать, что Творец находится везде – это есть свобода. Внутренняя свобода. На внешнем аспекте всё может произойти, но ты свободен внутри. 

В книге «Эц аХаим» написано, что мир Йецира «наполовину плох, наполовину хорош». Мир Йецира – это первый вид (бхина алеф) корыстной любви, который называют «раскаянием из трепета». Человек на таком уровне называется «средним», и половина его виновна, половина – нет. Первый вид корыстной любви – когда люди вредили друг другу, а потом полюбили. Человек раньше думал, что Творец ему вредил, а теперь понимает, что всё – во благо. 

Человек на уровне Ашгахи бхины алеф называется «средним» или «неполным цадиком», потому что теперь он точно понимает, что есть духовные причины и следствия, поэтому с этого момента и дальше он не будет больше грешить. 

Второй аспект (бхина бэт) корыстной любви не несёт в себе никакого следа зла или вреда, а также третий вид (бхина гимель) любви бескорыстной (первый вид бескорыстной любви) соответствуют миру Брия. Поэтому в книге «Эц аХаим» написано, что мир Брия «по большей частью добр, а по меньшей – зол, и что такое мелкое зло незаметно». 

Мир Брия разделяется на две части: Гимель Ришонот мира Брия и Зайн Тахтонот мира Брия. Гимель Ришонот - Кетер, Хохма и Бина – полностью бескорыстны. А Зайн Тахтонот, семь нижних сфирот, - тоже дающие, но там есть чуть-чуть корысти, маленькое эго. 

Чат в WhatsApp