Урок 24
Материалы
- Аудиозапись
Серия семинаров с Ицхаком Синвани на основе трудов Рава Йегуды Ашлаг.
Глава 8. Спасение мира от хаоса
Как склонить весы всего мира в сторону заслуг
Мы говорили о том, что Тана Кама, первый цадик, говорит о «среднем» человеке, неполном цадике, когда тот достигает тшувы от трепета и совершает одну мицву, то склоняет чашу весов в сторону невинности для себя, а совершив одно авера (прегрешение) – в сторону вины. А человек, достигший уровня «цадик гамур», говорит Раби Элазар, сын Раби Шимона, его поступки склоняют чашу весов и для него самого, и для всего мира.
Рав Ашлаг объясняет, что то, что человек достиг такого уровня, не означает, что он закончил свой тикун.
121) И вот почему…
… говорит Рав Ашлаг, тот, кто выполнил заповедь о любви, счастлив, «ибо склонил он для себя и всего мира в сторону заслуг. Это значит, что он не только заслуживает склонения в сторону заслуг для себя… но и обнаружил, что добился склонения в сторону заслуг для всего мира». Такому человеку открывается видение того, что в конце концов все люди достигнут уровня тшувы от любви, которого он сам достиг, и весы для них склонятся в сторону заслуг, и тогда «да исчезнут грешники с Земли, и нечестивые – да не будет их более».
И хотя такой человек видит, что люди в мире ещё не достигли даже уровня тшувы от трепета, он знает, что все они достигнут этого уровня и даже уровня тшувы от любви, и чаша весов склонится в сторону заслуг для всего мира. Это и означает: «Ты увидишь свой мир при жизни своей». Потому что «то, что должно быть собрано, можно считать уже полученным».
Вам может казаться, что здесь всё понятно. Но на самом деле, это очень глубоко. Как можно быть по-настоящему милосердным с людьми? Чего нам не хватает, чтобы быть милосердными? Нам не хватает видения потенциала людей! Мы не видим, что человек может меняться, поэтому мы так злимся, поэтому у нас нет милосердия.
Рав Берг был очень милосердным. Мы, молодые учителя, недавно пришли в Центр, а он к тому времени уже более тридцати лет был настоящим каббалистом. Мы тратили его время, отвлекая от важных проектов, задавая незначительные вопросы, но он уделял нам время и силы, потому что видел потенциал каждого из нас.
Человек, который достиг высшего уровня сознания, влияет на других людей. Нам очень помогает, когда кто-то видит наш потенциал. Когда мы в сомнениях, кто-то говорит: «Всё нормально!», и мы идём дальше, и всё получается. Когда будет больше людей, которые верят в человечество, тогда будет хорошо!
Посмотрите вглубь себя: а вы верите в человечество? Большую часть времени мы не верим в человечество. Если будет больше таких людей, будет легче меняться вокруг них.
Человек, достигший четвёртого уровня любви, знает все действия другого человека, и любит его. Третий уровень любви: я вижу, как он ведёт себя со мной, и я люблю его за его качества. Человек на четвёртом уровне любви знает «о делах Творца с каждым отдельным человеком мира». Он знает, что Лицо Творца всегда открыто для каждого человека, и что Он добр и «творит добро и для добрых, и для плохих». И поняв это, он достигает вечной любви.
Это то, чего нам не хватает, что нам нужно практиковать. Нам нужно в каждой сложной ситуации понимать, что всё, что происходит – именно то, что нужно. Это путь к Открытию Лица Творца. И это наша духовная работа.
Рав Элазар, сын Раби Шимона, также как и Тана Кама, предупреждает, что даже если ты заслужил склонить чашу весов мира в сторону невинности, не должен полностью доверять себе до самой смерти, потому что одно-единственное твоё прегрешение склонит эту чашу в сторону вины для всего мира, как сказано: «один грешник погубит много хорошего».
Разница заключается в том, что Тана Кама говорит о втором и третьем уровнях любви, а Рав Элазар говорит о четвёртом уровне.
Теперь нужно понять, как можно достичь четвёртого уровня любви.
Разъяснение слов наших мудрецов об обязанности скорбеть вместе с общиной
122) И нам…
… нужно понять слова мудрецов из Трактата Таанит (Трактата о трауре): «когда община охвачена скорбью, нельзя говорить: «Я пойду домой, буду есть и пить, и да будет спокойна моя душа». А если сделает он так, то он тот, о ком в Писании сказано: «А вот – веселье и радость! Забивают скот и режут овец; едят мясо и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрём!». То есть, когда сообщество в горе, нельзя сказать, что у меня всё хорошо, продолжать веселиться и радоваться жизни.
И далее: «И открыто было слуху моему Господом Ц-ваотом: не будет прощён вам этот грех, пока не умрёте».
Рав Ашлаг пишет, что до сих пор речь шла о качестве «среднего». Но что говорится о качестве злодея? «Приходите, возьму вина и напьёмся шэйхара; и будет завтра то же, что сегодня». Что написано после этого? «Праведник пропал, и нет человека, принимающего этого к сердцу; и мужи благочестия погибают, и никто не понимает, что от зла погиб праведник». Поэтому следует быть вместе с общиной в печали… «Тогда он заслужит утешения вместе с общиной».
Так написано в Трактате Таанит.
123) Эти слова…
… казалось бы, не связаны друг с другом, пишет Рав Ашлаг. Здесь не сказано, что за веселье во время траура будет какое-то наказание. И не понятно, что имеется ввиду под «качеством». Почему в тексте написано «качество «среднего» и «качество злодея», а не «средний» и «злодей»? И почему погибает цадик от поступка злодея, и этого никто не замечает?
Качество «среднего» и качество злодея
124) Действительно…
… надо знать, что качества злодея, «среднего» и цадика не относятся к конкретным людям, а присутствуют в каждом человеке. Эти три качества находятся в каждом из нас. Во время Скрытого Лица Творца считается, что у человека качество злодея. После того, как он заслужил тшуву от трепета, у него есть качество «среднего». А после того, как достиг тшувы из любви, четвёртого уровня любви, считается, что у него есть качество полного цадика. Поэтому мудрецы говорили не о «среднем» или цадике, они говорили о качестве «среднего» и качестве праведника.
Участие в скорби общины
125) Кроме того…
… мы не можем достичь четвёртого уровня любви, не достигнув аспекта Раскрытия Лица, благодаря которому обладаем достаточной силой склонить весы всех людей мира в сторону заслуг. Открытое Лицо Творца трансформирует боль и грусть в радость и удовольствие, так что человек начинает жалеть, что испытал недостаточно боли во время Скрытого Лица Творца.
Человек помнит все перенесённые горести, понимает, что именно благодаря им он стал таким. И он также теперь понимает, что всё то, что он считал наказанием, было для него пользой по милости Творца, что Он поддерживал его во всех сложностях и сомнениях, так что теперь даже жалеет, что этих моментов было недостаточно. Но когда он склоняет чашу весов для всего мира, как он знает, что люди страдают? Он должен их понять, чтобы склонить чашу весов.
Если ты достиг четвёртого уровня любви, или третьего, ты постоянно радостный, всё хорошо. К тебе приходит человек с проблемой: бизнес разрушен или распалась семья, а ты ему: «Всё хорошо!». Нет, ты не можешь быть таким. Ты не можешь смеяться. Ты должен участвовать в его горе. Ты должен почувствовать его.
Рав Ашлаг пишет, что цадик, который сделал свой тикун, одалживает у окружающих дурные наклонности. Ему нужно топливо чтобы жить, топливо – это трансформация. Ему нужно трансформировать плохие ситуации в хорошие. У него самого уже нет таких ситуаций, и он одалживает у других людей их дурные наклонности, их эгоистические желания, и их трансформирует. Желания и мысли окружения влияют на нас, поэтому я не могу дружить со своими учениками, потому что, если я одолжу их желания, то не буду их трансформировать.
Праведники не исправляют других людей. Мы не можем исправить других, мы можем исправить себя и таким образом их вдохновить.
Рав Ашлаг пишет, что «человеку не остаётся иного пути, кроме как убедиться, что он всегда будет ощущать в себе печаль, сопереживая печалям общины». Тогда внутри него будет готов аспект (чаша) вины всего мира, как если бы это была его собственная вина. И если он заслужит склонения чаши весов в сторону заслуг для самого себя, то сможет и склонить их для всего мира. И тогда он станет полным цадиком.
То есть, нельзя быть безразличным к горестям своей общины. Сначала это своя община, но по мере твоего роста ты расширяешься, и охватываешь уже весь мир. Ты беспокоишься о том, что происходит в твоей стране, но ты также беспокоишься о том, что происходит у твоих врагов. Карен говорила, что когда еврейская мать будет оплакивать погибшего палестинца, а палестинская мать – израильского солдата, - тогда будет Машиах.
Толкование Брайты: «не будет прощено вам это бесчестие»
126) И благодаря…
…этому объяснению становятся понятны слова о том, что если человек не сострадает горю общины, думает, что, если ему обещана награда в Грядущем мире, то радуется, что «завтра умрём». Я получу свою награду, а что касается остальных – это их путь, они тоже могли стараться делать свою духовную работу и заслужить награду.