Урок 8
Материалы
- Аудиозапись
Серия семинаров с Ицхаком Синвани на основе трудов Рава Йегуды Ашлаг.
Глава 3. На секунду это появляется и снова исчезает
Две части мудрости Истины: Тайны Торы и «Вкусы» Торы
27) Кроме того…
Мы говорили о том, что есть две части в мудрости Каббалы: Ситрей Тора (Тайны Торы) и Таамей Тора (Вкусы Торы). Ситрей Тора нельзя раскрывать, а Таамей Тора не только можно, но нужно раскрывать.
Ситрей Тора связаны с мыслями Творца. Есть внешние вещи, а есть внутренние. Научить человека внутренним вещам – уважению, например, - невозможно. Как человек относится к вещам – его личное дело, это между ним и Творцом. Некоторые люди выглядят как подгузники: внешне – чисты, а внутри – грязь. Человек должен сам понять некоторые вещи, а иначе это имитация.
Нам иногда сложно подключиться к внутренней части того, что учитель говорит, потому что мы хотим внешней. Каббала – это инструмент. Для чего? Для того, чтобы ты стал успешным, богатым? Если так – то это внешний аспект. А если ты хочешь связи с Творцом, и готов сделать свой Тикун несмотря ни на что, и ты готов ко всему – тогда Каббала для тебя инструмент для внутреннего аспекта. Иногда по Тикуну человеку нужно быть бедным. Ты готов к этому? На самом деле, когда человек достигает связи с Творцом, всё остальное становится для него неважным, всё, что ему нужно, он получает.
В пунктах 28 и 29 Рав Ашлаг раскрывает происхождение Ситрей Тора. Надо понимать, что он писал эту книгу для тех, кто семьдесят лет назад изучал Каббалу, те люди прекрасно знали открытую часть Торы, и Рав Ашлаг объяснял им, почему им необходимо изучать Каббалу, ссылаясь на высказывания мудрецов из Талмуда и Мишны.
Источник Гмары для двух этих частей мудрости Истины
28) И найти…
…упоминание об этом можно в Гмаре в трактате Псухим: «И будут торговля его и дары за блудодеяния посвящены Творцу; не будут они собираемы и хранимы, ибо для живущих пред Господом будет торговля его, чтобы есть досыта и одеваться великолепно (вэ-лимсахэ Атик)».
Рав Ашлаг объясняет, что «лимхасэ Атик» - это тот, кто скрывает (мехасэ) слова, которые были скрыты Атик Йомином (Ветхим днями). Это Тайны Торы, Ситрей Тора. И есть второе толкование этих слов: «тот, кто раскрывает скрытое Атик Йомином» - это Таамей Тора, Вкусы Торы.
Таким образом, успешная торговля и все дары будут дарованы тем, кто скрывает Тайны Торы и раскрывает Вкусы Торы.
Рашбам (Рав Шмуэль бэн Меир) объяснил, что «Атик Йомин» - это Творец. Атик Йомин это тот, кто знает секрет Маасэ меркава и Маасэ Берешит, секреты Небесной колесницы, процесса сотворения мира и раскрытия тайн Имени Творца (ЙКВК в нумерологии 72). Пока эти секреты открывать нельзя, об этом Рав Ашлаг писал в комментариях к Зоару, где он объясняет секреты тринадцати ключевых заповедей (Шаббат, тфилин, обрезание). Первая мицва – «мицват ир’а», трепет (благоговение) перед Творцом, это самая важная заповедь Торы, включающая в себя всё. Без трепета перед Творцом невозможно ничего сделать. Трепет – это глубокое понимание величия Творца, видение того, что Творец – везде и во всём. И в этом заключается разница между людьми – в какой степени тот или иной человек может это ощущать. Есть люди, которые ведут себя красиво на публике, а дома позволяют себе всё что угодно. А есть люди, которые ведут себя всегда одинаково, неважно, где они находятся.
Трепет означает: «Я ощущаю присутствие Творца постоянно». Поэтому я не разрешаю себе обманывать, иметь плохие мысли. Есть трепет перед Творцом на уровне мысли, есть трепет перед Творцом на уровне слов, а есть трепет перед Творцом на уровне действий. Или нет трепета, тогда я могу разрешать себе разные вещи, я не могу нажимать на паузу.
Ситрей Тора – это Маасэ меркава, изучение Небесной колесницы, и Маасэ Берешит, изучение процесса сотворения мира, а также тайна Имени Творца. Эту часть мудрости Истины можно раскрывать только тому, у кого в сердце есть забота, есть трепет перед Творцом. Если человек раскрывает эти секреты тем, у кого нет трепета перед Творцом, считается, что он совершает «блудодеяние» от Него.
Открытую же часть Торы необходимо раскрывать для всех, это хотел объяснить Рав Ашлаг религиозным людям, которые считают, что нельзя изучать мудрость Каббалы. Некоторые не соблюдают вообще никаких законов Торы, но уверены, что в Торе есть закон, запрещающий изучение Каббалы. То есть, изучать Каббалу нельзя, а есть креветки – можно!
Таким образом, те, кто не раскрывает Тайны Торы и раскрывает Вкусы Торы, получают награду, пишет Рав Ашлаг: «…Тайны Торы должны быть скрыты, а Значения и Вкусы Торы должны быть раскрыты».
Тайны Торы никогда не были записаны. Всё, что написали мудрецы – это Таамей Тора.
Причина, по которой святые и величайшие цадики раскрыли тайны Торы
30) Здесь…
… Рав Ашлаг говорит, что мы получаем ответы на четвёртый и пятый вопросы, заданные во Введении: почему изучающие Каббалу не делятся этой мудростью со всеми; если не знаешь, ч о делать, посмотри, что делает большинство.
Изучающие мудрость Каббалы не раскрывают Ситрей Тора перед всеми, так как это «три верхние» (сфирот) или аспект Головы (Рош). «Эта мудрость не должна передаваться никому, кроме благонравных, и на известных условиях». Поэтому ни в одной книге по Каббале не найти даже намёка на эти тайны.
Рав Ашлаг объясняет, что «нет большего раскрытия, чем написание книги, когда автор её понятия не имеет о том, кто может её изучать». Поэтому Рав Берг так старался написать книги, чтобы все могли читать и изучать мудрость Каббалы. Книги Рава вдохновляют нас на действия. Потому что настоящую Каббалу ты не можешь изучать как науку, это не получение знаний, это – работа над собой. Работа над собой – это не молиться, не выполнять какие-то ритуалы, работа над собой – это меняться. Все инструменты Каббалы: Шаббат, маасэр, праздники – лишь для одного: подготовить тебя к работе над собой. Все эти вещи для того, чтобы в конце концов ты стал подобен Творцу. Не во время молитвы, а после того, как ты отсюда вышел, когда никто тебя не видит. Когда тебе «не выгодно» вести себя духовно. А если у тебя нет трепета перед Творцом, тебе невыгодно. И это то, что Рав Ашлаг изучал со своим учителем.
Рав Ашлаг пишет, что ни в коем случае нельзя сомневаться в том, что великие мудрецы приоткрыли завесу над тайнами Торы, что они «хотя бы на йоту отступили от того, что написано в Мишне и Гмаре». Мы знаем, что мудрецы решили записать устную Тору из-за того, что предвидели наступление двухтысячелетнего периода темноты и опасались, что эта мудрость будет забыта. Мы живём в самое тёмное время. Материальный мир сейчас настолько силён, что не позволяет нам ощущать явление Творца. Сто лет назад было легче подключиться, не было таких развитых технологий. С одной стороны, технологии – хорошо, но, с другой стороны, мы очень заняты. Нам некогда создавать масах.
Поэтому все написанные и отпечатанные книги представляют собой аспект Таамей Тора в соответствии с тайной «нёба, которое отведывает вкус пищи». Раскрывать эти тайны – «великая обязанность», потому что приход Машиаха напрямую зависит от раскрытия этого Света массам.
Если бы все люди мира изучали то, что мы даём в курсе Основы Каббалы 1, то мир выглядел бы по-другому. Не было бы больше врагов. Это не просто «знать», это – знать внутри. Потому что нет политического решения существующих в мире конфликтов, может быть только внутреннее, духовное решение, когда каждый понимает своё место. Если каждый человек в мире поймёт, где его место, тогда не будет больше ни претензий, ни зависти, все смогут жить в мире. А для этого необходимо наличие Центральной колонны, чтобы каждый мог нажимать на паузу. Поэтому у нас есть задание принести это знание как ощущение всё большему количеству людей, потому что только так мы можем прийти к миру в мире, но не через боль и страдания.