Урок 10
Материалы
- Аудиозапись
Серия семинаров с Ицхаком Синвани на основе трудов Рава Йегуды Ашлаг.
Глава 3. На секунду это появляется и снова исчезает
На прошлом уроке мы говорили о том, что есть хозяйка, и есть служанка. Если мы говорим о себе – то это один и тот же человек. Это вид работы. Работать как служанка – это работа не ради самой Торы, ради получения приза, а хозяйка – это работа ради неё самой, лишма, не ради получения приза.
Служанка Чистой системы – это подразумевает, что человек делает духовную работу ради получения награды, но он хочет прийти к такому состоянию, чтобы делать это не для того, чтобы что-то получить для себя.
Например, человек помогает другому человеку и ждёт, что тот поможет ему в ответ. Более высокий уровень – когда человек помогает кому-то в надежде, что кто-то в будущем поможет также и ему. Человек пока не бескорыстен, но стремится стать бескорыстным, и достичь этого можно только через практику. Это состояние надо заработать, ибо это – состояние Творца. Творец с нами бескорыстен, Он ничего от нас не ожидает взамен, Он просто даёт. И каждый из нас тоже должен стать бескорыстным, делать всё ради Творца, так как только в этом случае Творец сможет с нами делиться. Он сможет делиться с нами, когда мы подобны Ему, то есть делимся.
Это очень тонкий момент. Как будто мы тоже хотим что-то получить, но ведь мы должны что-то хотеть. Рав Ашлаг часто приводит такой пример: у вас есть друг, который прекрасно готовит. И вы раз в неделю приходите к нему в гости голодным чтобы хорошо поесть. Это самый низкий уровень. Второй уровень – вы идёте к другу чтобы пообщаться, но из-за того, что он вкусно готовит, идёте к нему голодным. И потом Рав Ашлаг даёт свой пример: вы пришли к другу, неважно – пообщаться или поесть. Он предлагает вам поесть, но вы отказываетесь, начинается такая игра в пинг-понг: да/нет, пожалуйста – нет. И это продолжается до тех пор, пока ваше желание поесть и желание друга вас накормить не становятся одинаковыми, и тогда вы едите не потому, что голодны, а для того, чтобы хозяин радовался.
Служанка Чистой системы знает свою цель – стать хозяйкой. «Быть хозяйкой» означает получать от Творца бескорыстно, делать духовную работу бескорыстно. Служанка понимает, что это - её цель, при этом осознаёт, что пока она её не достигла. Она понимает, что пока она – служанка, но – служанка Чистой системы! Я сейчас – служанка, которая служит мне – хозяйке, я служу самому себе того уровня, я помогаю себе достичь уровня бескорыстия. Но сейчас я выполняю эту грязную работу. Почему грязную? Потому что этот уровень плотнее.
Но если человек делает духовную работу только ради собственной выгоды, то, говорит Рав Ашлаг, он уже вышел из Чистой системы, он уже не является служанкой аКдуша, Святости, а становится служанкой клипот. Поэтому сказано, что Земля (эрец) трясётся, ведь Земля – это есть Шхина, сознание единства. Потому что Тора и духовная работа должны были достичь Шхины, а служанка присваивает их и понижает до уровня, где они становятся собственностью клипот. Таким образом служанка занимает место хозяйки.
Большая часть людей начинают духовную работу как служанка Чистой системы, хотят подключиться к мудрости Каббалы, которая великолепна, в надежде что-то получить для себя, ради какой-то своей выгоды. Они начинают использовать инструменты Каббалы для решения своих проблем, но при этом они хотят стать бескорыстными. Такой вид работы разрешён.
Если человек приходит изучать Каббалу ради новых знакомств, связей, при этом не собирается стремиться к бескорыстности, то он – как служанка нечистой системы. Такой вид работы по Каббале запрещён. Потому что «Земля трясётся». Потому что ты изучаешь мудрость, которая должна подключить тебя к Творцу, а ты берёшь эту энергию и бросаешь её в нечистую систему.
Глава 4. Подлинно свободная жизнь
Занимаясь Торой ради неё самой, человек приходит к Искуплению
34) И…
Тиккуней аЗоар объясняет тайну обета: «Не будите и не пробуждайте любовь, доколе не пожелает она…». Народ Исраэль притягивает Божественный свет Милосердия, который называется «Хесед», а Свет этот притягивается через занятия без намерения получить какую-либо награду. И благодаря Хесед, Свету Милосердия, он получает Свет Мудрости. Как Рав Ашлаг объясняет в Талмуде десяти сфирот, Свет Милосердия – это одежда для Света Мудрости.
Когда человек занимается Торой ради неё самой, он становится достойным наслаждаться всем миром. Тайный смысл Света Мудрости в том, что «снизойдёт на него Дух Господень, Дух мудрости и понимания, Дух совета и силы, Дух знания и трепета перед Творцом; и исполнит Он его духом трепета перед Творцом». Это сказано о Мессии. Когда придёт Мессия, каждый достигнет этого уровня, каждый из нас будет бескорыстным с Творцом, а это значит – будет бескорыстным с людьми.
Надо запомнить, что, как говорит Рав Ашлаг, Творец – это всё внешнее по отношению ко мне. Для меня Творец – это все вы. Я должен вам служить. Ученик должен служить своему Учителю, а Учитель тоже должен служить ученику. Иногда понять, иногда поругать.
И как сказано: «Подаст Он знак народам, и соберёт изгнанников Исраэля, и разогнанных из Йеуда соберёт от четырёх концов Земли». Рав Ашлаг объясняет, что Свет Каббалы должен быть повсеместно. Для начала было достаточно того, что только сыновья Авраама и Иакова занимались Каббалой. А в нашем поколении нужно, чтобы все занимались Каббалой. Это не означает приходить на Шаббат, праздновать Песах, это означает быть бескорыстными. А как можно быть бескорыстным? Когда ты понимаешь Замысел Творения, тогда ты можешь быть бескорыстным.
Рав Ашлаг пишет: «После того как народ Исраэль соберёт Свет Мудрости при помощи Света Милосердия… , тогда и явится Машиах, «собирающий разбросанных Исраэля». В конечном счёте всё зависит от занятий Торой и соблюдения её лишма, что способно притянуть великий Свет Милосердия, который притягивает в себя Свет Мудрости, ибо он окутывает себя им».
Мы понимаем, что наша задача – получать ради Творца, что голод – это наш сосуд получения. Но сам по себе голод примитивен. Голод без сопротивления, без отказа, без осознания – неправильный сосуд получения. Получение ради Творца – тот сосуд, который должен быть у всех. Тогда это есть Машиах. Это то, что Рав Берг имел ввиду, говоря, что сознание – это всё.
Да, будет Мессия, какой-то лидер, но он будет уже следствием такого сознания. Не то что Он придёт и научит нас, нет, Он придёт из-за того, что у нас будет это сознание. И в этом заключается разница между мудростью Каббалы и пониманием открытой Торы, которая гласит, что придёт человек и всех объединит.
Витает ли Дух Творца над теми, кто занимается Торой ло лишма
35) Есть и …
«…и Дух (Руах) Божий витал над водою…». Что такое «Дух Божий»? Когда Шхина находится в изгнании, этот Руах витает над теми, кто изучает Тору, потому что Шхина находится между ними. Рав Ашлаг объясняет, что если во время изгнания, то есть во время изучения Торы ло лишма, они придут к изучению лишма, тогда Шхина будет пребывать среди них. «Хозяйка» будет с ними, потому что они делают всё для Неё.
Почти невозможно заниматься Торой и заповедями ради неё самой без изучения Каббалы. Тяжело притягивать Свет Торы, когда ты изучаешь различные законы, например о том, что делать, если бык нанёс увечья другому человеку. А когда человек изучает Каббалу, о том, как устроена Чистая система, об освещении Творца, тогда легче ему притягивать Свет Торы. Если человек может через изучение Пятикнижия Моисея прийти к лишма, то ему не нужны ни книги, ни Учитель. Раби Шимон и Ари сами поняли тайны Торы. В этом разница между нами и Раби Шимоном и Ари. Ари мог неделю сидеть над одним стихом Зоара, пытаясь его понять, плакать, умолять Творца раскрыть истинный смысл. Как и учёные, сделавшие величайшие открытия, годами фокусировались на поисках ответа.