Урок 11
Материалы
- Аудиозапись
Серия семинаров с Ицхаком Синвани на основе трудов Рава Йегуды Ашлаг.
Глава 4. Подлинно свободная жизнь
Витает ли Дух Творца над теми, кто занимается Торой не ради неё самой (ло лишма)
35) Есть и…
В Торе сказано: «…и Дух (Руах) Божий витал над водою…». Рав Ашлаг пишет, что, когда Шхина (Божественное присутствие) находится в изгнании, Руах (Дух Божий) витает над теми, кто изучает Тору. Это значит, что пока Шхина в изгнании, она будет среди тех, кто пока не изучает Тору ради неё самой, «ло лишма», но делает это чтобы прийти к состоянию «лишма». Шхина будет между ними, но в изгнании, не проявлена. Эти люди находятся на уровне «служанки Святости».
Обычно Шхина пребывает в Израиле. Но Творец обещал Аврааму, что, когда его потомки спустятся в Египет, Шхина будет с ними и вернётся вместе с ними в Израиль.
Зоар объясняет, что «Шхина пребывает с ними», но она сокрыта. Однако в конечном счёте они заслужат раскрытие Шхины. Дух Мессии витает над ними и даёт им вдохновение прийти к «лишма».
Именно в этот период есть больше всего работы. Здесь человека одолевают сомнения, возникают сложности. Когда человек достигает уровня «лишма», он уже всё знает, его не нужно вдохновлять, объяснять. После того как он подключился, любовь спускается к нему. Он долго-долго строил каналы к Источнику, но пока они были сухими, но после того, как он нашёл Источник, Вода течёт к нему постоянно. Но пока человек не достиг такого уровня, Шхина его вдохновляет, даёт ему поддержку, маленькие подарки.
Большая часть работы – когда тебе не хочется. Когда не хочется, нужно себя заставить, преодолеть лень. А если не хочется, например, прийти на мероприятие, потому что всё стало рутиной, нужно найти способ делать это по-другому. А иногда не нужно прийти чтобы почувствовать нехватку.
Свет Торы возвращает его на правильный путь и подготавливает Шхину быть «госпожой». Но если человек недостаточно занимается Торой и не приходит к «лишма», то Шхина страдает и говорит: «Всякая плоть – трава», что означает, что они подобны скоту, который есть сено и траву. Это означает, что они занимаются Торой не с духом человека, который поднимается вверх, подключается, осознаёт величие Творца, размышляет о Бесконечности, понимает, что его маленькое движение меняет мир. Движение, которое мы делаем здесь, в мире Асия, движение, совершённое с правильным намерением, наполняет Верхние миры. А если мы делаем что-то автоматически, не вкладывая правильного намерения, то это меняет что-то только здесь, на Земле.
Человек приходит на свою работу, скажем, на фабрику, в плохом настроении, думает, как ему надоела эта работа, - то его мысли и настроение передаются и другим работникам. А если он приходит вдохновлённым, радостным от того, что у него такая замечательная работа, он вдохновляет и других. В этом случае он уже исправляет не только мир Асия, но и Высшие миры. Поэтому нужно понять, что важно не что я делаю, а о чём я думаю, когда это делаю. Некоторые люди приходят на Шаббат чтобы говорить с Творцом, а сами сидят в телефоне. Ведь на совещании в своей кампании они выключают телефон, если начальник попросит это сделать. Потому что у них есть трепет перед боссом, а трепета перед Творцом у них нет. Нам нужно понять, что важно в жизни, а что – второстепенно.
Рав Ашлаг пишет: «возвышение человеческого духа невозможно среди людей, которые занимаются Торой, но при этом их удовлетворяет животный дух, который тянет их вниз». Они всё делают ради себя, ради достижения собственной выгоды, и поэтому их занятие Торой не приведёт их к «лишма».
Надо понять, что изучать мудрость ради собственного удовольствия – недостаточно. Это – «духовная мастурбация». Человек вдохновлён, но от этого не создаётся ничего, кроме сиюминутного удовольствия. Свет приятный, красивый, вкусный, но он должен тебя толкнуть меняться.
Просто постоянно напоминать себе, что хочешь изучать «лишма», и это приведёт тебя на правильный путь.
«И в то время «Он помнил, что они плоть, Дух (Руах), который уходит и не возвращается» (Псалмы), и это Руах Мессии. Это означает, что Дух Мессии не витает над ними, а уходит и не возвращается, потому что «нечистая служанка» использует их Тору и занимает место «госпожи» своей…, потому что они не идут по пути «ло лишма» к «лишма».
Поэтому Рав Берг говорил, что сознание – это всё. Нужно постоянно напоминать себе, напоминать и напоминать! Постоянно!
Дух Творца витает над теми, кто изучает Каббалу
Рав Ашлаг пишет, что те, кто не хотят заниматься изучением мудрости Каббалы, иссушают Тору. Тора засыхает из-за ограниченности их мышления. Свет Торы в Каббале одет в более чистые одежды, поэтому через такое изучение легче прийти к «лишма». И тогда «Дух Божий» будет витать над ними, в чём состоит тайна «Света Торы, возвращающего на путь истинный».
Но если люди даже в таком случае не хотят изучать Каббалу, то о них сказано: «Горе им, ибо они приносят страдания, разрушение, разграбление, кровопролитие и уныние миру, а уходящий Руах – это Дух Мессии, ибо сказано: «Это Руах Святости, который представляет собой Дух мудрости и Понимания».
Рав Берг говорил, что люди, которые изучали открытую часть Торы, наиболее способны к изучению Каббалы, и крайне сожалел, если они отказывались её изучать.
Причина продолжительности Изгнания и боли, а также исправление через изучение Каббалы
36) Очевидным…
В Тиккуней аЗоар написано, что существует обет не пробуждать Свет Милосердия и Любви в мире, пока действия народа Исраэль, совершаемые по Торе и заповедям, не будут совершаться исключительно из намерения доставить удовольствие Творцу, а не ради награды. И это секрет обета: «Заклинаю Я вас, дочери Йерушалаима», который означает, что длительность изгнания будет продолжаться пока мы не придём к «лишма». И тогда, пишет Рав Ашлаг, мы заслужим абсолютное искупление.
Изгнание не означает, что народ Исраэль не в Израиле. Изгнание – это то, что мы не ощущаем Свет Творца в нашем мире. Те израильтяне, которые живут в Израиле, тоже в изгнании до сих пор. Рав Ашлаг в книге «Мудрость Истины» пишет, что невозможно достичь Конца Тикуна до тех пор, пока сознание всего человечества не достигнет уровня «лишма». Невозможно, что один народ будет делать духовную работу, а все остальные удостоятся прихода Машиаха. Это как ремонт на дороге – один человек работает, а десять смотрят и дают советы. Нет, так невозможно. Нужно, чтобы все люди в мире были согласны, знали Творца.
Авраам, Ицхак и Иаков для народа Исраэль – как народ Исраэль для всего человечества. Праотцы передали знание народу Исраэль, а народ Исраэль должен передать это знание всем людям в мире. Знание – быть бескорыстным. Быть бескорыстным с Творцом. А Творец – это люди вокруг. Поэтому Рав Ашлаг был так вдохновлён идеей коммунизма. У всех людей должно быть сознание: «я хочу заботиться о людях вокруг».
Невозможно достичь столь высокого уровня чистоты иначе, чем через изучение Каббалы. Потому что только особенные и избранные личности смогут достичь Божественного понимания через открытую часть Торы, всем же остальным лучше изучать Каббалу, пишет Рав Ашлаг.
Причина, по которой некоторые из изучающих Каббалу, сбиваются с пути
37) И что касается…
Третья отговорка, почему люди не изучают Каббалу, заключается в страхе сбиться с пути Торы. Такие случаи случались, пишет Рав Ашлаг, из-за того, что изучающие либо открывали секреты, которые мудрецы не разрешали раскрывать, либо воспринимали слова Каббалы в их внешней форме, представляя всё в объектах физической реальности, тем самым нарушая заповедь «не делай себе кумира и никакого изображения…».
Все слова Ари: «верх», «низ», «ближе», «дальше» нельзя понимать буквально, изучая мудрость Каббалы. По этой причине вокруг мудрости Каббалы до сих пор существует глухая стена. Поэтому Рав Ашлаг потратил много сил на создание «Паним мэирот вэ-Паним Масбирот», комментария к книге Ари «Древо Жизни», где раскрыл терминологию духовности в соответствии с духовными законами, которые вне рамок времени и пространства. Благодаря Раву Ашлагу каждый может понять то, что написал Ари: круглые сосуды, линейные сосуды, линия. Желание – не круглое или линейное. Рав Ашлаг сделал для Каббалы то, что Раши сделал для понимания Гмары.
Занятие Торой «лишма»: ради Торы
38) И мы продолжим…
Рав Ашлаг пишет, что для начала нужно понять, что такое «Тора лишма».
Почему мы называем правильную духовную работу «лишма», а неправильную – «ло лишма»?
Человек, занимающийся Торой и заповедями, должен медитировать на то, чтобы доставлять Творцу удовольствие, а не думать о собственном благе. Рав Ашлаг использует выражение «Нахат Руах», это подобно гордости, радости, удовлетворению, которое родитель получает, когда его ребёнок достиг какого-то большого результата. Ты должен делать свою работу «Нахат Руах», и тогда надо было бы сказать «лишмо» (ради Него), а не «лишма» (ради неё). Почему мы говорим «лишма», ради Торы, а не ради Творца?
Рав Ашлаг пишет, что есть более глубокое понимание. Изучение Торы ради Творца – недостаточно. Нужно изучать ради Торы, то есть «лишма».
Каждый человек может найти для себя новый путь как радовать Творца. Но есть одна Тора, и она не изменилась и не будет меняться. Все пути ведут к Творцу, ведь Он окружает весь мир, никуда от Него не убежишь. Как не можешь убежать от своей души, от личной миссии. Ты будешь это делать сейчас, либо через десять лет, либо через двадцать лет, либо в следующей жизни – но ты будешь делать то, что тебе предназначено.
Жизнь для тех, кто занимается Торой «лишма»; и противоположная жизнь тех, кто занимается Торой «ло лишма»
39) И суть…
Тора называется «Торат Хаим», «Тора жизни». Как написано в Мишлей: «они (слова Мои, то есть Тора) – жизнь для того, кто нашёл их». И поэтому смысл «Тора лишма» состоит в том, что занятие Торой и заповедями обеспечивают человеку долгую жизнь. И Тора действительно соответствует своему имени: Торат Хаим. Но для тех, кто занимаются Торой и заповедями «ло лишма», она становится «смертельным ядом».
Толкование слов мудрецов: «трудился и нашёл – верь!»
40) И мы…
Мудрецы сказали: «Трудился и нашёл – верь, не трудился и нашёл – не верь!» (Трактат Мегила).
«Труд» - это работа и неудобство, которые представляют собой цену, отдаваемую за желаемое. Чтобы получить что-то важное, нужно больше трудиться.
«Нашёл» обозначает то, что с человеком происходит неожиданно, без приложения каких-либо усилий и труда. Тогда, пишет надо было бы сказать: «Трудился и приобрёл». Нет, объясняет Рав Ашлаг, если ты трудился и получил, то должен к этому относиться так, как будто ты это нашёл.
Вопрос поиска Творца, который скрывается в священной Торе
41) Из…
Сказано: «Ищущие Меня найдут Меня». Где можно найти Творца? Мудрецы сказали, что найти Его можно только в Торе. «Истинно ты Бог сокровенный», то есть Творец скрывается в священной Торе. Что это значит?
Казалось бы, именно в Торе Творец открытый, а спрятан Он во всех материальных вещах. И зачем Он прячется? Почему нужно Его искать?
Здесь Рав Ашлаг открывает новую тему.
Причина всей боли и неудач – ничтожность понимания нами Ашгахи (Системы наблюдения Творца)
42) Следует…
Причина, отдаляющая нас от Творца и заставляющая нас действовать против Его воли, всегда одна. Она же является причиной нашей боли и страданий, а также проступков, ведущих к нашему падению. И если мы уберём эту причину, то избавимся от всей боли и страданий. И сразу у нас появится возможность встретиться с Творцом. Рав Ашлаг пишет, что эта причина – малое понимание нами Системы наблюдения Творца, Ашгахи.
43) Предположим…
Предположим, пишет Рав Ашлаг, что Творец создал видимую Ашгаху. Тогда каждый, кто ест некошерную пищу, сразу бы поперхнулся. А человек, выполняющий какую-либо мицву, сразу же испытал бы огромное наслаждение. Тогда вряд ли бы нашёлся такой глупец, который бы делал что-то запрещённое и не делал бы то, что предписано заповедями. «Если бы Ашгаха была открытой, все люди мира были бы настоящими цадиками».
Сейчас люди предпочитают делать то, что принесёт им немедленно удовольствие. Зачем помогать кому-то и вкладывать, чтобы получить когда-то? Лучше отдохнуть.
44) Это служит…
Единственное, чего нам недостаёт в этом мире. – это видимой Ашгахи. Если бы Ашгаха была очевидна для нас, то все люди в мире почитали и любили Творца, служили Ему ежеминутно.
«Нет награды за выполнение мицвы в этом мире». Из этого высказывания вышли секты Цдуким (Саддукеев) и Байтусим, отрицавшие Устную Тору.